Путешествие по Москве: маршрут от Музея транспорта

Аудиоверсия: Путешествие по Москве: маршрут от Музея транспорта
00:00
Музей Транспорта Москвы
разработал специальный маршрут по Москве: от Комсомольской площади
до Северного речного вокзала
. Вы узнаете о том, как в городе появились троллейбусы, автомобили, железная дорога и метрополитен. На прогулке вы увидите первые гаражи и депо, побываете на ВДНХ
, пройдете пешком и проедете почти на всех видах московского транспорта — от трамвая до МЦК.
Комсомольская площадь
Ленинградский вокзал. Москва. Архитекторы: Константин Тон и Рудольф Желязевич. 1844–1851. Фотография: E. O. / фотобанк «Лори»
Вид на Комсомольскую площадь. Москва. Фотография: Музей транспорта Москвы, Москва
Казанский вокзал. Москва. Архитектор Алексей Щусев. 1862–1864. Фотография: Михаил Ворожцов / фотобанк «Лори»
Маршрут стартует от Комсомольской площади (ранее Каланчевской), которую неофициально называют «площадь трех вокзалов». Именно с этого места многие гости Москвы начинают знакомство с городом. Но эта площадь — не только крупный транспортный узел столицы. Здесь располагаются известные архитектурные достопримечательности Москвы — ее первые вокзалы: Ленинградский, Ярославский и Казанский. Их здания спроектировали известные архитекторы: Константин Тон
, Федор Шехтель
и Алексей Щусев
.
Много лет площадь называлась Каланчевской. В XVII веке на этом месте находилось Каланчевское поле. Оно получило свое название по дворцу царя Алексея Михайловича
, который располагался неподалеку. Около здания стояла высокая башня — каланча.
В 1933 году Каланчевскую площадь переименовали в Комсомольскую. Так ее назвали в честь комсомольцев, которые строили метрополитен. Прямо под вокзалами проходила его первая ветка.
В 1935 году на площади открылась станция «Комсомольская» Сокольнической линии метро. Ее украсили майоликовым панно «Метростроевцы», которое создал художник Евгений Лансере. А в 1952 году на «площади трех вокзалов» появилась вторая станция метро, на этот раз Кольцевой линии. Ее тоже назвали «Комсомольской».
На площади трех вокзалов садитесь на троллейбус «Музейного маршрута Т» — он довезет вас до гаража Мельникова.
«Музейный маршрут Т». Москва. Фотография: Музей транспорта Москвы, Москва
Подкова. Гараж на Новорязанской улице. Москва. Архитектор Константин Мельников. 1926–1929. Фотография: Музей транспорта Москвы, Москва
Гараж на Новорязанской улице. Москва. Архитектор Константин Мельников. 1926–1929. Фотография: Музей транспорта Москвы, Москва
Путь пролегает от Комсомольской площади до Новорязанской улицы. По дороге располагается сразу несколько объектов, которые связаны с историей транспорта в России
.
С 1910 года на Новорязанской улице было трамвайное депо — одно из старейших в Москве. В 1937 году его перенесли в район Ростокино. А в освободившихся зданиях открылся троллейбусный парк №2. Он стал экспериментальной площадкой для московского транспорта. Здесь тестировали новые модели троллейбусов. Прежде чем машина выходила на улицы города
, ее обкатывали на одном из маршрутов этого парка.
А еще на Новорязанской улице можно увидеть гараж
для грузовых автомобилей. В конце 1920-х его построил архитектор Константин Мельников
. Чтобы на небольшом участке земли разместить сразу много машин, гараж сделали в форме подковы. А вокруг него расположили парковочные места, на которых стояли около 300 автомобилей московских коммунальных служб. В 1948 году гараж переоборудовали в 4-й автобусный парк, который находился здесь до 2009 года. В 2020 году это здание отдали под Музей Транспорта Москвы
, который откроет свои двери в 2023 году после реставрации.
От гаража Мельникова пройдите пешком до автобусной остановки «Метро «Комсомольская». Здесь нужно сесть на автобус Т41 и доехать до остановки «Метро «Щелковская».
Станция «Сокольники» московского метрополитена. Москва. Архитекторы: Иван Таранов и Надежда Быкова. 1935. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»
Мозаика Юрия Королева «Моя Родина» в здании Центрального автовокзала. Москва. Фотография: Барвенковский / <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/Московский_автовокзал#/media/Файл:Moscow_bus_station_02.jpg" target="_blank">wikipedia.org</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/" target="_blank">CC BY-SA 4.0</a>
Дом культуры имени И.В. Русакова. Москва. Архитектор Константин Мельников. 1927–1929. Фотография: Дмитрий Данилкин / фотобанк «Лори»
По пути можно увидеть одну из старейших станций московского метро — «Сокольники». Она открылась 15 мая 1935 года и когда-то была конечной на одноименной Сокольнической ветке. А недалеко от нее находится Дом культуры им. И.В. Русакова
, который тоже спроектировал Константин Мельников. Авангардное здание по своей форме напоминает шестеренку. Так архитектор хотел подчеркнуть, что Дом культуры строят специально для рабочих — сотрудников Союза коммунальников. Сегодня в здании располагается Театр Романа Виктюка
.
Выйдите на «Щелковской» и посетите Центральный автовокзал.
Здание автовокзала появилось рядом со станцией метро «Щелковская» в 1971 году. Его второй этаж украсило мозаичное полотно «Моя Родина». На нем художник — советский монументалист Юрий Королев — изобразил жителей СССР, от простых горожан до космонавтов
.
Спустя почти 50 лет, в 2017 году, старое здание вокзала снесли. На его месте построили многофункциональный комплекс «Щелковский». А полотно Королева сохранили и отреставрировали. Его разместили на одном из фасадов здания и закрыли специальным стеклом, которое защищает мозаику от разрушения.
На метро по Арбатско-Покровской линии вам нужно добраться до станции «Семеновская». Там пересядьте на трамвай №11.
Трамвай №11. Москва. Фотография: Михаил Грушин / фотобанк «Лори»
Гостиница «Космос». Москва. Архитекторы: Виктор Андреев, Трифон Заикин, Владимир Стейскал и другие. 1976–1979. Фотография: Оксана Алешина / фотобанк «Лори»
Монумент «Покорителям космоса». Москва. Скульптор Андрей Файдыш-Крандиевский. 1958–1964. Фотография: E. O. / фотобанк «Лори»
Маршрут трамвая №11 пролегает через парк «Сокольники»
. Прямо из окна можно будет увидеть каскад из шести Путяевских прудов. Здесь же находится первая станция юных натуралистов. Она появилась в парке в 1918 году.
Далее трамвай пересекает проспект Мира. Улица получила это название в 1957 году, в честь Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который проходил в Москве.
На проспекте Мира располагаются сразу несколько известных архитектурных памятников, в том числе монумент «Покорителям космоса», посвященный космонавтам и ученым. До 1995 года памятник считался самым высоким в России. Его высота — 107 метров.
К летним Олимпийским играм 1980 года на проспекте Мира построили гостиницу «Космос»
. Над ее проектом работали советские и французские инженеры.
В СССР гостиница
считалась новаторской. Здесь впервые использовали ключ-карты, открыли боулинг, а отопление регулировали с помощью специальных датчиков. А еще в здании разместили почти две тысячи номеров. Долгое время гостиница «Космос» была самым вместительным отелем России.
Доезжайте до остановки «Метро ВДНХ» — и отправляйтесь смотреть павильоны «Космос» и «Транспорт СССР» на ВДНХ.
Выставка «Мечта москвича» в павильоне «Транспорт СССР». Фотография: Музей транспорта Москвы, Москва
Павильон «Транспорт СССР» на ВДНХ. Москва. Архитекторы: Вячеслав Олтаржевский и Михаил Минкус. 1937–1954. Фотография: Музей транспорта Москвы, Москва
Копия космической ракеты-носителя «Восток» и самолет «Як-42» у павильона «Космос» на ВДНХ. Москва. Архитекторы: Виктор Андреев, Иван Таранов и Надежда Быкова. Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»
Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ) строили к 20-летию советской власти. По задумке советского руководства, на ней показывали новейшее оборудование и транспорт. А еще павильоны ВДНХ рассказывали о научных открытиях и культуре советских республик. Экспонаты демонстрировали достижения всех отраслей промышленности СССР.
Павильоны проектировали Владимир Щуко
, Владимир Гельфрейх, Евгений Левинсон и другие советские архитекторы. Открылась выставка в 1939 году. А в 1950-х многие здания перестроили в стиле сталинского ампира.
На ВДНХ есть несколько павильонов, которые связаны с историей развития транспорта. Например, павильон «Космос/Машиностроение» в 1930-х назывался «Механизация»
. Он был самым большим на выставке. Архитекторы Виктор Андреев, Иван Таранов и Надежда Быкова вдохновлялись обликом Киевского вокзала, когда проектировали его.
Изначально здесь выставляли сельскохозяйственную технику. А с 1967 года в павильоне разместилась экспозиция, которая рассказывает об освоении космоса
. Здесь можно увидеть макеты спутников и ракет, копии кораблей «Союз — Аполлон».
В павильоне «Транспорт СССР» 18 мая 2021 года открылась выставочная площадка Музея транспорта Москвы и выставка «Мечта москвича». На ней посетителям представили 30 автомобилей марки «Москвич»
, а также более 300 чертежей и фотографий этих машин, плакатов и редких книг. Среди уникальных экспонатов выставки — «москвич» с деревянным кузовом, а также первый советский двигатель, который был создан для участия в «Формуле-1».
Дойдите до станции Московского центрального кольца «Ботанический сад» — вам нужно проехать до «Балтийской».
Московское центральное кольцо (МЦК) — совместный проект Российских железных дорог и Московского метрополитена. Это система городских электричек.
Предыстория МЦК связана с Московской окружной железной дорогой. Ее открыли еще в 1908 году. Сначала по дороге ходили и пассажирские, и грузовые поезда. Выпускались даже специальные путеводители для тех, кто захочет проехать по дороге вокруг города. Однако проезд стоил дорого. А в отдаленные районы Москвы удобнее было добираться на трамваях и автобусах. Поэтому с 1934 года по Московской окружной железной дороге ходили только грузовые составы. Пассажирские поезда по ней вновь поехали в 2016 году. Тогда же Московское центральное кольцо признали 14-й веткой метрополитена.
По дороге можно обратить внимание на локомотивное депо Лихоборы около станции Коптево. Это единственное в Москве депо, которое обслуживает только тепловозы. На его территории установлен памятник воинам-железнодорожникам.

От станции МЦК «Балтийская» пройдите пешком до автобусной остановки «Театральный зал «Лебедь». Вам подойдет любой из автобусов №905, Т43, 243, Т6, которые следуют по Ленинградскому шоссе. Выходите на остановке «Северный речной вокзал».
Скульптура «Водный путь» на аллее возле Северного речного вокзала. Москва. Скульптор Юлия Кун. Фотография: Музей транспорта Москвы, Москва
Северный речной вокзал. Москва. Архитектор Алексей Рухлядев. 1933–1937. Фотография: Музей транспорта Москвы, Москва
Фонтан «Юг». Москва. Скульптор Иван Ефимов. Фотография: Музей транспорта Москвы, Москва
По столице протекает канал имени Москвы (ранее канал Москва — Волга). Его построили в конце 1930-х. Тогда в городе началась нехватка питьевой и технической воды. Поэтому реку Москву соединили с Волгой
. Так появился кратчайший путь между этими водоемами. А благодаря сети каналов Москву стали называть «портом пяти морей». Отсюда по реке Москве можно попасть в Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря.
На севере Москвы сохранились памятники, которые связаны с историей канала имени Москвы. Самый известный из них — Северный речной вокзал. К зданию ведет парк, в котором установлена скульптура «Водный путь» Юлии Кун. Она изображает девушку с парусным корабликом в руках. Эта фигура считается символом канала имени Москвы.
Сам вокзал открыли в 1937 году. Здание построил архитектор Алексей Рухлядев. Он вдохновлялся венецианскими дворцами и украсил вокзал многочисленными арками с фарфоровыми панно, которые выполнила художница Наталья Данько. Она изобразила главные советские стройки тех лет — Днепрогэс, Дворец Советов, московское метро.
А еще по задумке архитекторов вокзал внешне напоминает пароход: три яруса символизируют палубы, а башня — трубы.
На набережной рядом со зданием установлены два фонтана — «Север» и «Юг». Скульпторы Лев Кардашов и Иван Ефимов хотели показать, что канал соединяет север и юг СССР.
Маршрут заканчивается рядом с фонтанами, на набережной Северного речного вокзала. Здесь можно полюбоваться закатами над Химкинским водохранилищем или отправиться дальше и прогуляться на теплоходе.

Беседовала Анастасия Войко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна