Исторические гостиницы России

Ямские и почтовые станции. Первые гостиницы на Руси появились в XIII веке. Постоялые дворы как точки на карте торговых путей. Принимали постояльцев, что путешествовали в первую очередь по делам — почтовым или служебным. Прообраз современных гостиниц — это уже ХVIII век. Вслед за большими городами и строятся большие постоялые дворы. Здесь можно не просто передохнуть во время пути, но отдохнуть с комфортом. Наталья Летникова отыскала гостиницы с историей на карте России.

Гостиница черни

Амбар, ставший гостиницей. Памятник гражданской архитектуры XVII века на территории Рязанского кремля
. Построено двухэтажное каменное здание архитектором Устиновым для хранения продовольственных запасов на Архиерейском дворе. Спустя два столетия строение приспособили под гостиницу. 14 номеров предназначались для проезжих монахов-чернецов. К каждой двери главного фасада когда-то вело отдельное деревянное крыльцо, до наших дней сохранилось лишь одно. Сейчас Гостиница черни
 — часть архитектурного музея-заповедника. Экспозиция рассказывает об истории Переяславля Рязанского и о воинской славе. О том, чем жил средневековый город и как защищал свои рубежи на протяжении многих столетий.
Вид на Успенский собор Рязанского кремля, Рязань. Начало ХХ века. Фотография: Филиппов1973 / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=99747911" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 4.0</a>
Гостиница Черни, Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник, Рязань. Фотография: By Alexxx1979 / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=87418981" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 4.0</a>

Отель «Метрополь»

Ровесник ХХ века — отель «Метрополь» в Москве. Величественное здание в стиле модерн с видом на Большой театр
появилось по инициативе Саввы Мамонтова. Проект выполнил британец Вильям Валькот. Мамонтов разорился, заказчик сменился, а за ним и десяток архитекторов, но в 1905 году «Метрополь» достроили. Интерьеры по эскизам Виктора Васнецова и Константина Коровина
, майоликовые панно, в том числе по картине Михаила Врубеля «Принцесса Грёза», — современники считали отель манифестом нового искусства. Гостиница в историческом центре была обречена на необычную историю. В революцию отель брали штурмом. В уникальных интерьерах выступали Ленин и Троцкий. Здесь останавливались Сергей Прокофьев
, Александр Куприн, Бернард Шоу, Марлен Дитрих и Джон Стейнбек.
«Шерер, Набгольц и Ко». Открытка середины 1900-х «Гостиница «Метрополь» (вид от фонтана у Большого театра), Москва». Между 1905 и 1907
Отель «Метрополь», Москва. Фотография: SergeyStepykin / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=28143269" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 3.0</a>

Гостиница «Астория»

Элегантная, изысканная, монументальная. «Астория»
строилась сто лет назад с претензией на звание самого комфортабельного отеля Санкт-Петербурга. А удивила всю Европу. Петербургский архитектор Федор Лидваль в своем проекте предусмотрел даже зимний сад и библиотеку. К архитектурной изысканности взывало соседство с Исаакиевским собором
. Большинство коллег по цеху работу Лидваля одобрили, отметив «элегантные и аккуратные» фасады. «Астория» побывала в центре всех исторических событий Северной столицы. Как утверждали современники, в ее зимнем саду Гитлер планировал устроить банкет в честь своей победы. Но обошлось мирными постояльцами: Герберт Уэллс, Маргарет Тэтчер, Федор Шаляпин… В 2007 году «Астория» попала в десятку самых романтичных отелей списка Forbes.
Главлит, Москва. Открытка с видом Синего моста через реку Мойку в Санкт-Петербурге. 1918. Фотография: <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3411350" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / Public Domain
Гостиница «Астория», Санкт-Петербург. Фотография: Andrew Shiva / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=51463267" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 4.0</a>

Гостиница «Центральная»

Некогда самая высокая постройка Перми — семь этажей. Гостиница «Центральная». Здание с элементами конструктивизма построено в 1930 году архитектором Федором Мороговым. «Ноев ковчег» и «обитель муз». Эти поэтичные названия — часть истории провинциальной гостиницы. Во время Великой Отечественной войны здесь жили в эвакуации балерины Галина Уланова и Наталья Дудинская, композиторы Сергей Прокофьев
и Арам Хачатурян, писатели Вениамин Каверин, Юрий Тынянов и Виталий Бианки, Осип и Лиля Брики… Каверин здесь писал «Два капитана», Хачатурян — балет «Гаянэ»
, Тынянов — роман «Пушкин», Лиля Брик — объединила в книгу «Щен» письма Маяковского. На фасадах на первый взгляд обычного, а в то время «возвышенного дома» может просто не хватить места для памятных табличек.
Строительство гостиницы «Центральная», Пермь. с 1931 по 1933. Фотография: Toshishiro / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=61129271" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / Public Domain
Гостиница «Центральная», Пермь. Фотография: Toshishiro / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=35568594" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0" target="_blank" rel="noopener">CC BY-SA 4.0</a>

Отель «Мариино»

Гостиница на морском побережье. Отель «Мариино» в Ялте — часть экскурсии по чеховским местам. Бывшая дача Казимира Беньковского в ХIX веке благодаря архитектору Николаю Краснову обрела свой изысканный вид, а знаменитый постоялец — Антон Павлович Чехов
 — добавил романтизма. По местным преданиям, именно в этих местах — из кафе напротив гостиницы — чеховский песонаж Дмитрий Дмитриевич Гуров заметил даму с собачкой: «Сидя в павильоне у Верне, он видел, как по набережной прошла молодая дама, невысокого роста блондинка, в берете; за нею бежал белый шпиц». Эти стены помнят Максима Горького, Владимира Маяковского
, Мариуса Петипа и сильное землетрясение, после которого здание лишилось части своей буржуазности: пришлось убрать декоративные бордюры и вазы.
Гостиница «Мариино» на набережной, Ялта. Открытка 1905 года. Фотография: <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=18789728" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / Public Domain
Отель «Мариино», Ялта, Республика Крым. Фотография: Podvalov / <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=536386" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia</a> / <a href="https://www.gnu.org/licenses/gpl-3.0.html" target="_blank" rel="noopener">GPL</a>
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна