Сокол — поселок художников на севере Москвы

В 1920-е годы в Москве не хватало жилья. Чтобы решить эту проблему, власти разрешили горожанам возводить дома за свой счет и объединяться в кооперативы. Рассказываем, как на северной окраине столицы возник город-сад — экспериментальный поселок Сокол. Читайте, какие новшества здесь внедряли, как в районе появились сторожевые башни и где и сегодня можно увидеть старые улочки, вдохновлявшие художников.

Эбенизер Говард: концепция города-сада

Жилой дом на две семьи по улице Сурикова. Поселок «Сокол», Москва. Архитектор Зиновий Розенфельд. Фотография: Andreykor / <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Surikova_street_23A.jpg" target="_blank">Wikimedia Commons</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/" target="_blank">CC BY-SA 3.0</a>
Жилой дом по улице Сурикова. Поселок «Сокол», Москва. Архитектор Николай Марковников. Фотография: Andreykor / <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Surikova_street_22.jpg" target="_blank">Wikimedia Commons</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/" target="_blank">CC BY-SA 3.0</a>
Жилой дом по улице Брюллова. Поселок «Сокол», Москва. Фотография: Илюхина Наталья / фотобанк «Лори»
В 1898 году британский философ и социолог Эбенизер Говард опубликовал книгу «Будущее: мирный путь к реальным реформам» (другое название — «Города-сады будущего»). В ней он критиковал города конца XIX века — шумные, грязные и перенаселенные. Говард предлагал строить в их окрестностях новые поселения. Они должны были сочетать в себе достоинства небольших деревень и крупных городов с парками и хорошей инфраструктурой — школами и больницами, церквями и магазинами, театрами и музеями.
В своей книге Эбенизер Говард описал, сколько в таком поселении должно жить человек (не больше 32 тысяч), и просчитал затраты на строительство. А еще — создал подробный план города.
Шесть великолепных бульваров, каждый шириною в 40 метров, пересекают город от центра к периферии, разделяя его на шесть равных частей. В центре находится кругообразная площадь около 2 гектаров, на которой разбит прекрасный, хорошо орошенный сад. Вокруг этого сада находятся более крупные общественные здания — Городская дума, главный концертный и лекционный зал, театр, библиотека, музей, картинная галерея и больница… К этим строениям примыкает общественный парк около 60 гектаров, с просторными площадками для игр и отдыха, легко доступный для жителей всех частей города. Вокруг всего парка расположена широкая стеклянная аркада — «Хрустальный дворец», — открывающаяся в сторону парка. <…> Здесь выставлены для продажи готовые товары и здесь делается большая часть тех покупок, которые требуют хорошо обдуманного выбора.
За галереей Говард предлагал чередовать пояса малоэтажных жилых домов и зеленых насаждений, все промышленные постройки — вынести в последний круг, а землю за городом отдать в общественную собственность, чтобы поселение не разрасталось.
Идеи социолога быстро стали популярны. Уже в 1903 году в Великобритании начали возводить первый город-сад — Летчуэрт-Гарден-Сити. На русском языке книга Говарда вышла с предисловием автора: «Я твердо надеюсь, что Россия с ее огромными пространствами малозаселенной земли будет долго служить ареной для серии действительно блестящих экспериментов в области планомерного градостроительства». И в том же 1903 году московская Городская дума предложила возвести подобный город-сад на месте Ходынского поля. Проект разрабатывали несколько лет, однако реализовать его помешали Первая мировая война
и революция
. Вернуться к идеям Говарда российские архитекторы смогли только после Гражданской войны
. В 1920-х в окрестностях Москвы появилось несколько районов, которые по своему устройству напоминали город-сад.

Кооперативный жилой поселок во Всехсвятском — советский город-сад

Жилой дом по улице Саврасова. Поселок «Сокол», Москва. Архитектор Иван Кондаков. Фотография: Andreykor / <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Savrasova_str.,_5_(Moscow).JPG" target="_blank">Wikimedia Commons</a> / <a href="https://creativecommons.org/publicdomain/mark/1.0/deed.ru" target="_blank">Public Domain</a>
Многоквартирный жилой дом по улице Сурикова. Поселок «Сокол», Москва. Фотография: Andreykor / <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Surikova_street_10.jpg" target="_blank">Wikimedia Commons</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/" target="_blank">CC BY-SA 3.0</a>
Жилой дом по улице Саврасова. Поселок «Сокол», Москва. Архитектор Алексей Ковыков. Фотография: Andreykor / <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Savrasova_str._6.JPG" target="_blank">Wikimedia Commons</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/" target="_blank">CC BY-SA 4.0</a>
Во время Гражданской войны
население Москвы быстро росло: многие крестьяне голодали и ехали в город в поисках работы. Жилья им не хватало, а денег на глобальное строительство в стране в то время не было. Сначала «уплотняли» жильцов больших квартир, просто подселяя к ним соседей. А в 1921 году Владимир Ленин
издал указ о кооперативном жилищном строительстве. Этот закон разрешал гражданам застраивать участки в столице за свой счет.
Так в 1920-х годах в окрестностях Москвы начали появляться кооперативные жилые поселки. Дома в них за свой счет строили инженеры, ученые, сотрудники наркоматов — органов власти. В марте 1923-го было создано жилищно-строительное кооперативное товарищество «Сокол», в которое вошли чиновники, агрономы, учителя и другие представители интеллигенции. Председателем организации стал художник Василий Сахаров.
Есть несколько предположений о том, почему кооператив назвали «Сокол». По одной легенде, сначала его участники собирались в доме москвича по фамилии Сокол или Соколов. По другой — они планировали построить свои дома в Сокольниках. Историк Константин Аверьянов писал, что самая правдоподобная версия связана с названием инструмента: «Соколом на языке строителей называется орудие производства штукатурки. Наиболее вероятно, что название поселка произошло от строительного термина».
Одним из членов кооператива стал Борис Великовский — до революции он спроектировал несколько московских доходных домов. Великовский предложил создать проект поселка своим знакомым архитекторам — Виктору Веснину и Николаю Марковникову. Еще над планом Сокола работали Николай Дюрнбаум, Иван Кондаков и Николай Колли. А курировал проект Алексей Щусев
. Архитекторы изучили идеи Эбенизера Говарда и других социологов и решили возвести советский город-сад — небольшой и уютный поселок на окраине Москвы.
С московскими властями участники товарищества заключили договор аренды на 35 лет. Под строительство поселка чиновники выделили территорию на севере столицы — рощу в бывшем селе Всехсвятском, которое включили в состав Москвы только после революции. Там планировали возвести около 200 домов, магазины, библиотеку и столовую. А еще — разбить парк и открыть спортивные площадки.
Проектировщики отказались от планировки в виде круга, описанной Говардом, и начали искать другой вариант. Архитектор Николай Марковников предложил применить гипподамову систему, по которой строили города древние греки: несколько одинаковых квадратных кварталов и прямые улицы. Виктор Веснин выступал за свободную планировку. Также архитекторы изучали работы философа Павла Флоренского и графика Виктора Фаворского, которые в те годы преподавали во ВХУТЕМАСе
 — Высших художественно-технических мастерских — и рассуждали о том, как на человека влияет окружающая среда. Например, Флоренский предлагал искривлять линии — проектировать изгибающиеся улицы. А Фаворский писал о гармоничном сочетании городских элементов: «Изображая лес, мы будем изображать лес, а не отдельные деревья». Оба их подхода были призваны сделать городское пространство более уютным и привлекательным.
Жилой дом «Сторожевая башня» по улице Поленова. Поселок «Сокол», Москва. Архитекторы: Леонид Веснин, Виктор Веснин, Александр Веснин. Фотография: Andreykor / <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Polenova_street_2.jpg" target="_blank">Wikimedia Commons</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/" target="_blank">CC BY-SA 3.0</a>
Жилой дом по улице Поленова. Поселок «Сокол», Москва. Архитектор Николай Марковников. Фотография: Andreykor / <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Polenova_str._18.JPG" target="_blank">Wikimedia Commons</a> / <a href="https://creativecommons.org/publicdomain/mark/1.0/deed.ru" target="_blank">Public Domain</a>
Жилой дом «Вологодская изба» по улице Сурикова. Поселок «Сокол», Москва. Архитекторы: Леонид Веснин, Виктор Веснин, Александр Веснин. Фотография: Andreykor / <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Surikova_str._21.JPG" target="_blank">Wikimedia Commons</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/" target="_blank">CC BY-SA 3.0</a>
Так в поселке Сокол появились необычные улицы — с изгибами и переменчивой ширины. Дома создавали по индивидуальным проектам. Например, братья Веснины спроектировали здания по образцу вологодских деревянных изб и сторожевых башен сибирского острога XVII века. Марковников возвел в поселке дома в стиле английских коттеджей, а Николай Дюрнбаум — двухэтажные особняки на несколько семей.
Строительство курировали работники НИИ экспериментальных сооружений, поэтому в поселке Сокол опробовали много новых материалов и технологий. Здесь впервые применили фибролит — спрессованную с цементом древесную стружку, — создали конструкцию фундамента в виде бетонной чаши, использовали торфофанеру и шлакоблоки, кирпичи из бетонного раствора.
Район стал очень популярен. О нем писали статьи в научных журналах, сюда приезжали с экскурсиями. А еще Соколу посвятили фильм «Светлый город».
Улицы в поселке сначала получили простые названия: Большая, Школьная, Уютная. Однако в 1928 году московские власти решили их переименовать, «чтобы подчеркнуть связь поселка с искусством и его стремления быть показательными в художественном отношении». Теперь улицы носили имена Василия Сурикова
, Михаила Врубеля
, Василия Поленова
, Карла Брюллова
и других живописцев. А сам район начали называть поселком художников.
К 1930 году в Соколе возвели более 100 домов, две спортивные площадки, библиотеку и столовую. Еще здесь открылся экспериментальный детский сад: в нем работала всего одна нянечка, которой посменно помогали родители. А в доме №4 по улице Венецианова скульптор Иван Ефимов и художница Нина Симонович-Ефимова устроили кукольный театр. На представления приходил и их ученик — Сергей Образцов
. В будущем он стал режиссером и открыл в Москве крупнейший в мире театр кукол
, который сегодня носит его имя.
В разные годы в Соколе жили авангардист Илья Машков
, скульпторы Надежда Крандиевская и Андрей Файдыш — автор монумента «Покорителям космоса» на ВДНХ
, один из архитекторов поселка Иван Кондаков, художники Павел Павлинов, Николай Пономарев, летчик Юрий Зыков, режиссер Ролан Быков
и актриса Елена Санаева.

«Борьба с наступлением города»

Жилой дом «Инь-Ян» по улице Саврасова. Поселок «Сокол», Москва. Архитектор Владислав Платонов. Фотография: Andreykor / <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Polenova_street_2.jpg" target="_blank">Wikimedia Commons</a> / <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/" target="_blank">CC BY-SA 3.0</a>
Многоквартирный жилой дом по улице Врубеля. Поселок «Сокол», Москва. Фотография: glokaya_kuzdra / фотобанк «Лори»
Жилой дом по улице Кипренского. Поселок «Сокол», Москва. Фотография: Илюхина Наталья / фотобанк «Лори»
В 1930-х в СССР началась кампания против кооперативного жилья: многие владельцы сдавали свои дома и квартиры и не платили с полученных доходов налоги. В печати критиковали жителей таких поселков. Вот, что писали о Соколе: «Сдача здесь доходила до 60%… Сумма, взимаемая за сдаваемую площадь, доходит до 500% себестоимости».
Организации стали постепенно закрывать, а дома на их территории сносить. Историк Константин Аверьянов писал: «Были трудности с арендой земли, стройматериалами. Государство не оставляло своим «вниманием» формально независимое кооперативное товарищество».
В конце 1930-х кооперативы запретили окончательно. Все дома в Соколе национализировали. Многих участников товарищества в эти годы репрессировали; арестовали даже председателя организации Василия Сахарова.
В 1937 году в поселке все же появился один новый дом. Здесь поселился любимый художник Иосифа Сталина
Александр Герасимов. Ради его мастерской изменили оригинальную планировку Сокола. Так в поселке образовалась самая короткая и узкая улица Москвы — Венецианова. Ее протяженность — 48 метров, а ширина — четыре. На участке Герасимова был не только дом-мастерская, но и баня. Она изображена на картине художника «Деревенская баня». У Герасимова поселился его друг — Дмитрий Панин. Он написал несколько пейзажей поселка: «Домик в поселке Сокол. Москва», «Старый Сокол. Москва», «Старый Сокол. Зима». Еще район можно увидеть на картинах Антона Шимановского: «Поселок Сокол», «Поселок художников Сокол».
В 1940-е поселок планировали снести и построить на его месте многоквартирные жилые дома. Однако вскоре началась Великая Отечественная война
, и Сокол попал на линию обороны Москвы: здесь рыли рвы и строили убежища, местные жители организовали ополчение. В поселок несколько раз попадали снаряды и бомбы.
Дмитрий Панин. Домик в поселке «Сокол». Москва (фрагмент). 1940. Музей-усадьба народного художника СССР А.М. Герасимова, Мичуринск, Тамбовская область
Дмитрий Панин. Старый Сокол. Москва (фрагмент). 1940. Тамбовская областная картинная галерея, Тамбов
Дмитрий Панин. Летняя зелень (фрагмент). 1950. Тамбовская областная картинная галерея, Тамбов
После войны здания в поселке отремонтировали и подключили к центральной канализации. И хотя власти все же планировали снести их в 1950–60-х годах, жителям удалось отстоять дома — их поддержали архитекторы. В 1979 году поселок признали памятником градостроительства первых лет советской власти. А еще через 10 лет здесь организовали самоуправляемую общину: жители издавали собственную газету, открыли обелиск соколянам — участникам войны и стали отмечать праздники на центральной площади, которую в народе называли Звездочкой.
До наших дней сохранились не все дома Сокола. Многие из них после распада СССР все-таки снесли. Однако на территории бывшего поселка все еще можно увидеть оригинальную планировку улиц и старые зеленые насаждения. Чтобы туда добраться, нужно пройти от одноименного метро около 10 минут пешком. Территория поселка ограничена улицами Врубеля и Левитана, Малым Песчаным переулком.
В 1998 году на территории поселка появился музей Сокола. Его экспозиция рассказывает об истории и жильцах кооператива. А еще Сокол дал название всей окружающей местности: так в Северном административном округе Москвы называется целый район.

Автор: Анастасия Войко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна