Сокол — поселок художников на севере Москвы
В 1920-е годы в Москве не хватало жилья. Чтобы решить эту проблему, власти разрешили горожанам возводить дома за свой счет и объединяться в кооперативы. Рассказываем, как на северной окраине столицы возник город-сад — экспериментальный поселок Сокол. Читайте, какие новшества здесь внедряли, как в районе появились сторожевые башни и где и сегодня можно увидеть старые улочки, вдохновлявшие художников.
Эбенизер Говард: концепция города-сада
В 1898 году британский философ и социолог Эбенизер Говард опубликовал книгу «Будущее: мирный путь к реальным реформам» (другое название — «Города-сады будущего»). В ней он критиковал города конца XIX века — шумные, грязные и перенаселенные. Говард предлагал строить в их окрестностях новые поселения. Они должны были сочетать в себе достоинства небольших деревень и крупных городов с парками и хорошей инфраструктурой — школами и больницами, церквями и магазинами, театрами и музеями.
В своей книге Эбенизер Говард описал, сколько в таком поселении должно жить человек (не больше 32 тысяч), и просчитал затраты на строительство. А еще — создал подробный план города.
Шесть великолепных бульваров, каждый шириною в 40 метров, пересекают город от центра к периферии, разделяя его на шесть равных частей. В центре находится кругообразная площадь около 2 гектаров, на которой разбит прекрасный, хорошо орошенный сад. Вокруг этого сада находятся более крупные общественные здания — Городская дума, главный концертный и лекционный зал, театр, библиотека, музей, картинная галерея и больница… К этим строениям примыкает общественный парк около 60 гектаров, с просторными площадками для игр и отдыха, легко доступный для жителей всех частей города. Вокруг всего парка расположена широкая стеклянная аркада — «Хрустальный дворец», — открывающаяся в сторону парка. <…> Здесь выставлены для продажи готовые товары и здесь делается большая часть тех покупок, которые требуют хорошо обдуманного выбора.
За галереей Говард предлагал чередовать пояса малоэтажных жилых домов и зеленых насаждений, все промышленные постройки — вынести в последний круг, а землю за городом отдать в общественную собственность, чтобы поселение не разрасталось.
Идеи социолога быстро стали популярны. Уже в 1903 году в Великобритании начали возводить первый город-сад — Летчуэрт-Гарден-Сити. На русском языке книга Говарда вышла с предисловием автора: «Я твердо надеюсь, что Россия с ее огромными пространствами малозаселенной земли будет долго служить ареной для серии действительно блестящих экспериментов в области планомерного градостроительства». И в том же 1903 году московская Городская дума предложила возвести подобный город-сад на месте Ходынского поля. Проект разрабатывали несколько лет, однако реализовать его помешали Первая мировая война и революция. Вернуться к идеям Говарда российские архитекторы смогли только после Гражданской войны. В 1920-х в окрестностях Москвы появилось несколько районов, которые по своему устройству напоминали город-сад.
Кооперативный жилой поселок во Всехсвятском — советский город-сад
Во время Гражданской войны население Москвы быстро росло: многие крестьяне голодали и ехали в город в поисках работы. Жилья им не хватало, а денег на глобальное строительство в стране в то время не было. Сначала «уплотняли» жильцов больших квартир, просто подселяя к ним соседей. А в 1921 году Владимир Ленин издал указ о кооперативном жилищном строительстве. Этот закон разрешал гражданам застраивать участки в столице за свой счет.
Так в 1920-х годах в окрестностях Москвы начали появляться кооперативные жилые поселки. Дома в них за свой счет строили инженеры, ученые, сотрудники наркоматов — органов власти. В марте 1923-го было создано жилищно-строительное кооперативное товарищество «Сокол», в которое вошли чиновники, агрономы, учителя и другие представители интеллигенции. Председателем организации стал художник Василий Сахаров.
Есть несколько предположений о том, почему кооператив назвали «Сокол». По одной легенде, сначала его участники собирались в доме москвича по фамилии Сокол или Соколов. По другой — они планировали построить свои дома в Сокольниках. Историк Константин Аверьянов писал, что самая правдоподобная версия связана с названием инструмента: «Соколом на языке строителей называется орудие производства штукатурки. Наиболее вероятно, что название поселка произошло от строительного термина».
Одним из членов кооператива стал Борис Великовский — до революции он спроектировал несколько московских доходных домов. Великовский предложил создать проект поселка своим знакомым архитекторам — Виктору Веснину и Николаю Марковникову. Еще над планом Сокола работали Николай Дюрнбаум, Иван Кондаков и Николай Колли. А курировал проект Алексей Щусев. Архитекторы изучили идеи Эбенизера Говарда и других социологов и решили возвести советский город-сад — небольшой и уютный поселок на окраине Москвы.
С московскими властями участники товарищества заключили договор аренды на 35 лет. Под строительство поселка чиновники выделили территорию на севере столицы — рощу в бывшем селе Всехсвятском, которое включили в состав Москвы только после революции. Там планировали возвести около 200 домов, магазины, библиотеку и столовую. А еще — разбить парк и открыть спортивные площадки.
Проектировщики отказались от планировки в виде круга, описанной Говардом, и начали искать другой вариант. Архитектор Николай Марковников предложил применить гипподамову систему, по которой строили города древние греки: несколько одинаковых квадратных кварталов и прямые улицы. Виктор Веснин выступал за свободную планировку. Также архитекторы изучали работы философа Павла Флоренского и графика Виктора Фаворского, которые в те годы преподавали во ВХУТЕМАСе — Высших художественно-технических мастерских — и рассуждали о том, как на человека влияет окружающая среда. Например, Флоренский предлагал искривлять линии — проектировать изгибающиеся улицы. А Фаворский писал о гармоничном сочетании городских элементов: «Изображая лес, мы будем изображать лес, а не отдельные деревья». Оба их подхода были призваны сделать городское пространство более уютным и привлекательным.
Так в поселке Сокол появились необычные улицы — с изгибами и переменчивой ширины. Дома создавали по индивидуальным проектам. Например, братья Веснины спроектировали здания по образцу вологодских деревянных изб и сторожевых башен сибирского острога XVII века. Марковников возвел в поселке дома в стиле английских коттеджей, а Николай Дюрнбаум — двухэтажные особняки на несколько семей.
Строительство курировали работники НИИ экспериментальных сооружений, поэтому в поселке Сокол опробовали много новых материалов и технологий. Здесь впервые применили фибролит — спрессованную с цементом древесную стружку, — создали конструкцию фундамента в виде бетонной чаши, использовали торфофанеру и шлакоблоки, кирпичи из бетонного раствора.
Район стал очень популярен. О нем писали статьи в научных журналах, сюда приезжали с экскурсиями. А еще Соколу посвятили фильм «Светлый город».
Улицы в поселке сначала получили простые названия: Большая, Школьная, Уютная. Однако в 1928 году московские власти решили их переименовать, «чтобы подчеркнуть связь поселка с искусством и его стремления быть показательными в художественном отношении». Теперь улицы носили имена Василия Сурикова, Михаила Врубеля, Василия Поленова, Карла Брюллова и других живописцев. А сам район начали называть поселком художников.
К 1930 году в Соколе возвели более 100 домов, две спортивные площадки, библиотеку и столовую. Еще здесь открылся экспериментальный детский сад: в нем работала всего одна нянечка, которой посменно помогали родители. А в доме №4 по улице Венецианова скульптор Иван Ефимов и художница Нина Симонович-Ефимова устроили кукольный театр. На представления приходил и их ученик — Сергей Образцов. В будущем он стал режиссером и открыл в Москве крупнейший в мире театр кукол, который сегодня носит его имя.
В разные годы в Соколе жили авангардист Илья Машков, скульпторы Надежда Крандиевская и Андрей Файдыш — автор монумента «Покорителям космоса» на ВДНХ, один из архитекторов поселка Иван Кондаков, художники Павел Павлинов, Николай Пономарев, летчик Юрий Зыков, режиссер Ролан Быков и актриса Елена Санаева.
Читайте также:
«Борьба с наступлением города»
В 1930-х в СССР началась кампания против кооперативного жилья: многие владельцы сдавали свои дома и квартиры и не платили с полученных доходов налоги. В печати критиковали жителей таких поселков. Вот, что писали о Соколе: «Сдача здесь доходила до 60%… Сумма, взимаемая за сдаваемую площадь, доходит до 500% себестоимости».
Организации стали постепенно закрывать, а дома на их территории сносить. Историк Константин Аверьянов писал: «Были трудности с арендой земли, стройматериалами. Государство не оставляло своим «вниманием» формально независимое кооперативное товарищество».
В конце 1930-х кооперативы запретили окончательно. Все дома в Соколе национализировали. Многих участников товарищества в эти годы репрессировали; арестовали даже председателя организации Василия Сахарова.
В 1937 году в поселке все же появился один новый дом. Здесь поселился любимый художник Иосифа Сталина Александр Герасимов. Ради его мастерской изменили оригинальную планировку Сокола. Так в поселке образовалась самая короткая и узкая улица Москвы — Венецианова. Ее протяженность — 48 метров, а ширина — четыре. На участке Герасимова был не только дом-мастерская, но и баня. Она изображена на картине художника «Деревенская баня». У Герасимова поселился его друг — Дмитрий Панин. Он написал несколько пейзажей поселка: «Домик в поселке Сокол. Москва», «Старый Сокол. Москва», «Старый Сокол. Зима». Еще район можно увидеть на картинах Антона Шимановского: «Поселок Сокол», «Поселок художников Сокол».
В 1940-е поселок планировали снести и построить на его месте многоквартирные жилые дома. Однако вскоре началась Великая Отечественная война, и Сокол попал на линию обороны Москвы: здесь рыли рвы и строили убежища, местные жители организовали ополчение. В поселок несколько раз попадали снаряды и бомбы.
После войны здания в поселке отремонтировали и подключили к центральной канализации. И хотя власти все же планировали снести их в 1950–60-х годах, жителям удалось отстоять дома — их поддержали архитекторы. В 1979 году поселок признали памятником градостроительства первых лет советской власти. А еще через 10 лет здесь организовали самоуправляемую общину: жители издавали собственную газету, открыли обелиск соколянам — участникам войны и стали отмечать праздники на центральной площади, которую в народе называли Звездочкой.
До наших дней сохранились не все дома Сокола. Многие из них после распада СССР все-таки снесли. Однако на территории бывшего поселка все еще можно увидеть оригинальную планировку улиц и старые зеленые насаждения. Чтобы туда добраться, нужно пройти от одноименного метро около 10 минут пешком. Территория поселка ограничена улицами Врубеля и Левитана, Малым Песчаным переулком.
В 1998 году на территории поселка появился музей Сокола. Его экспозиция рассказывает об истории и жильцах кооператива. А еще Сокол дал название всей окружающей местности: так в Северном административном округе Москвы называется целый район.
Автор: Анастасия Войко