Главный по театрам, гаражам, музеям
Театры или вокзалы, станции метро или клубы для рабочих? Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем архитекторов, которые строили здания одного типа.
Театры Альберта Кавоса
Альберт Кавос с детства жил в мире театра: его отец, композитор Катарино Кавос, писал и ставил оперы, служил «директором музыки» Императорских театров. Кавос-младший не увлекся музыкой, как отец, — он стал театральным архитектором.
Первой работой Кавоса стала перестройка Большого (Каменного) театра Антонио Ринальди в 1826–1836 годах. Спустя 12 лет он построил цирк на Театральной площади. Когда здание пострадало от пожара, Кавосу же поручили его восстановление. Архитектор должен был сохранить внешний облик здания, но вместо цирка построить оперу. Обновленный театр открылся в 1860 году, его назвали в честь супруги Александра II Марии Александровны — Мариинским.
Позже Альберт Кавос перестраивал московский Большой театр, деревянный театр в Красном селе (здание не сохранилось) и петербургский Михайловский театр, проводил экспертизы всех театральных зданий России. Свой последний проект архитектор реализовать не смог. Он выиграл конкурс на строительство Парижской оперы, но из-за слабого здоровья не смог поехать во Францию — вместо него здание театра построил Шарль Гарнье.
Театры Виктора Шретера
Первыми работами выпускника Петербургской и Берлинской академий художеств Виктора Шретера стали проекты частных домов. Его умение «строить солидно, но вместе с тем экономно» привело его на должность главного архитектора дирекции Императорских театров. На службе Виктор Шретер занимался и реконструкцией старых театров, и строительством новых. Именно Шретеру Мариинский театр обязан своим современным обликом — архитектор перестроил здание в 1883–1886 годах. Шретер реконструировал Александринский театр России, Певческую капеллу в Петербурге. По его архитектурным проектам построили несколько провинциальных театров — в Киеве, Нижнем Новгороде, Иркутске, Рыбинске (здание не сохранилось), Тбилиси.
Вокзалы Константина Тона
В XIX веке Константин Тон был очень известным архитектором. Он строил храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, перестраивал Академию художеств в Петербурге.
По поручению правительства архитектор разработал проекты первых российских вокзалов. Он построил деревянное здание Царскосельского вокзала, который до настоящего времени не сохранился. Когда началось строительство Николаевской (современной Октябрьской) железной дороги между Москвой и Петербургом, Тону поручили возвести два вокзала на разных концах ветки. В 1851 году появилось здание в Петербурге, а в 1852 году — в Москве. Строения были идентичными — в стиле неоренессанса с башенкой в центре и большими окнами. В 1851 году Тон построил в Москве круговое депо — здание для хранения локомотивной машины.
Читайте также:
Музеи Лео Фон Кленце
В историю мировой культуры Лео фон Кленце вошел как создатель архитектурного стиля неогрек, или европейского классицизма. Он построил в Мюнхене здания Глиптотеки (галереи скульптур) и Пинакотеки (картинной галереи), после чего город стали называть «баварские Афины».
Мастера музейной архитектуры Николай I пригласил в 1830-х годах в Россию, чтобы он построил в Петербурге художественный музей. В 1839 году Кленце спроектировал Новый Эрмитаж — двухэтажный корпус с четырьмя разными парадными фасадами и двумя внутренними дворами. Это было первое в России здание, которое построили специально для живописной коллекции. Лео фон Кленце стал основоположником музейной архитектуры в нашей стране.
Станции метро Алексея Душкина
В советские годы метро возводили лучшие архитекторы страны. Одним из них был Алексей Душкин — он строил здания в Харькове, соцгорода в Донбассе. В Москве Душкин возвел высотку на Красных Воротах и «Детский мир» на Лубянке, а также проектировал вестибюли и станции московской подземки.
Новатор-метростроевец, создатель подземной урбанистики и автор концепции безоконного подземного пространства, Алексей Душкин построил станции «Кропоткинскую», «Площадь Революции», «Маяковскую», «Автозаводскую», «Новослободскую». Во время работы он сотрудничал с известными советскими художниками и скульпторами — Александром Дейнекой, Павлом Кориным, Матвеем Манизером. Проекты Душкина были высоко оценены: он стал трехкратным обладателем Сталинской премии. За проект станции «Маяковская» архитектор получил Гран-при на Международной выставке в Нью-Йорке.
Гаражи и клубы Константина Мельникова
Свои первые здания Константин Мельников построил, работая с братьями Голосовыми, Леонидом Весниным и Николаем Ладовским в архитектурной артели при Моссовете. Он проектировал поселок для служащих Алексеевской психиатрической больницы, план развития Бутырского района. Однако больше в «портфолио» Константина Мельникова всевозможных клубов и крупных гаражей.
Все началось с того, что Мельникову пришел заказ из Парижа — проект гаража на тысячу машин. Реализовать в столице Франции его не удалось, но в СССР архитектор идею воплотил. Он построил гараж по типу крытого манежа для сотни автобусов. Среди других подобных зданий — гараж на Новорязанской улице, гаражи Интуриста и Госплана.
Клубы для рабочих были вторым коньком Константина Мельникова. В 1920–30-е годы в Москве было построено 10 подобных зданий, 6 из них проектировал Мельников. Среди них — клуб завода «Каучук», ДК имени Русакова, клуб фабрик «Буревестник» и «Свобода».