«Картина эпохи»: XIX век в русской живописи
Русская культура в XIX веке достигла небывалых высот. В художественном творчестве этой эпохи отражались все знаковые события: Отечественная война 1812 года и восстание декабристов, Крымская война и крестьянский вопрос. А еще на работы художников влияли новые веяния, которые появлялись в Европе. Читайте, как в русском искусстве возникли романтические тенденции и реалистическое направление, кто привез в Россию картины импрессионистов и как полотна именитых отечественных живописцев становились известны широкой публике.
Продолжая традиции прошлых веков
В XVIII веке Россия пережила множество реформ: Петр I налаживал культурные и научные контакты с другими странами, Елизавета Петровна развивала искусство, а Екатерина Великая обратилась к идеям Просвещения. В эту эпоху российских художников начали отправлять за границу, чтобы они изучали опыт европейских мастеров. Это называлось «пенсионерство», поездки оплачивало государство. Живописцы возвращались с идеями и развивали на родине новые стили — барокко, рококо, классицизм — и жанры: натюрморты, пейзажи, городские виды и парадные портреты. Работа художника стала профессией, а учили молодых живописцев в специальном заведении, Академии художеств.
В начале нового, XIX столетия русская живопись продолжала следовать по тому же пути. Среди стилей в это время господствовал классицизм. Его поощряла Академия художеств, он стал фактически официальным художественным направлением и со временем получил название «академизм».
В основе классической живописи тех лет лежало античное искусство, полотна было принято писать на исторические, мифологические и библейские сюжеты. Исторический жанр развивал Андрей Иванов — отец Александра Иванова, который позже стал известным автором картины «Явление Христа народу». Алексей Егоров предпочитал библейскую тематику. Он преподавал живопись Карлу Брюллову, который довел до абсолюта классические приемы. Братья Карл и Александр Брюлловы учились в Италии — как пенсионеры Академии художеств. Полотна они создавали в разных жанрах и стилях: Александр стал мастером акварели и работал в прохладных тонах, а Карл Брюллов писал красочные живописные образы в насыщенных теплых оттенках.
Первый самостоятельный жанр XVIII столетия — портрет — в начале XIX века почти не развивался. Он оставался популярным у дворян, но приобрел значение современной фотографии. Портреты заказывали на память или использовали как элемент декора. Появился даже жанр акварельных мини-портретов, из которых составляли семейные альбомы. Парадные полотна, напротив, стали более салонными: людей писали в изысканных одеяниях и украшениях, на фоне красивых интерьеров. Такие картины помещали в гостиных и столовых на обозрение гостей. Портреты известных деятелей эпохи создавали Тимофей Нефф и Владимир Гау.
Возрастал престиж художественного труда — к профессии приобщались и дворяне. Одним из первых стал Федор Толстой, позже он занял пост вице-президента Академии художеств. А при Николае I закрепили и расширили сословие именитых граждан времен Екатерины II. «Почетными гражданами» могли стать художники, которые закончили Академию, и иностранные деятели искусства. Развитием искусства занялись на государственном уровне: выпускники Академии получали госзаказы, вне столицы открывали новые центры художественного образования. Первая такая школа появилась в Арзамасе в 1802 году, ее возглавил живописец и педагог Александр Ступин.
Петербуржцы стали посещать частные галереи — «Русский музеум» издателя и собирателя Павла Свиньина и «Русскую галерею» при Эрмитаже. Со второй четверти XIX века для гостей открыли и некоторые выставки в Академии художеств.
Новые тренды. От романтизма к реализму
Академический жанр развивался, но в русское искусство проникали и общеевропейские тенденции, хоть и весьма своеобразно. Теоретик искусства Дмитрий Сарабьянов писал: «Неравномерностью хода — постоянными отступлениями назад и рывками вперед — отмечено развитие русского искусства в XIX столетии». Разные художественные приемы смешивались и наслаивались друг на друга, а живописные школы сменялись не так последовательно, как в Европе.
После Отечественной войны 1812 года в искусстве появились патриотические мотивы. Англичанин Джордж Доу, художник немецкого происхождения Вильгельм Голике и Александр Поляков создали множество портретов русских генералов.
Духовный подъем после победы дал толчок развитию романтизма. В Европе этот стиль сменил классицизм на фоне Французской революции. В русской живописи два течения существовали параллельно и нередко встречались на картинах одного художника. Например, в своем творчестве их объединял Карл Брюллов.
Начался русский романтизм с портретного жанра: художники стали ближе знакомиться со своими героями и привносить в полотна эмоциональные детали. Орест Кипренский создавал строгие мужские образы и нежные портреты женщин и детей. Также романтичные полотна писал Василий Тропинин, бывший крепостной, его героями часто становились другие крестьяне.
Эти тенденции проявлялись и в пейзажах. Одним из первых романтические пейзажи стал писать художник Семен Щедрин, а развивал традицию его племянник — Сильвестр Щедрин. Живописец Федор Алексеев создавал городские пейзажи. Пенсионеры Академии художеств привозили из поездок зарисовки разных местностей. Философии романтиков были очень близки работы мариниста Ивана Айвазовского — с бушующим или умиротворенным морем.
Проникал романтизм и в бытовой жанр. Алексей Венецианов представлял в одухотворенном виде народный быт. Однако Академия художеств не одобряла его творчество, преподавать Венецианову не позволили. Тогда художник создал свою школу, ориентированную на работу с натурой. Ее выпускников называли «венециановцами», среди них были Алексей Тыранов, Григорий Сорока (Васильев), Лавр Плахов, Федор Славянский (Михайлов).
После восстания декабристов и европейских революций в России ужесточилась цензура. На фоне этих изменений в живописи наметился поворот к реализму — теперь изобразительное искусство транслировало идеи художника.
Во Франции реализм развивали Гюстав Курбе и Жан-Франсуа Милле, в Англии — Джон Констебл, в Италии — школа Маккиайоли. В русском искусстве это направление воплощал в своем творчестве Павел Федотов. Бывший офицер стал писать полотна, когда вышел в отставку. Он создавал реалистичные и при этом весьма саркастичные образы современников.
В середине столетия в русской живописи появились новые жанры. Александр Коцебу и Богдан Виллевальде писали батальные полотна, а график Василий Тимм рисовал первые карикатуры.
На рубеже 1850–60-х годов начал собирать свою знаменитую коллекцию Павел Третьяков. И тогда же оставил завещание: передать в будущем свои собрания Москве.
Читайте также:
Переломная эпоха: критический реализм
Реалистические приемы, которые заложил Павел Федотов, стали еще больше востребованы в середине столетия. Россия потерпела поражение в Крымской войне, крестьянский вопрос становился все более острым, распространялись народнические идеи — все это влияло на атмосферу в обществе. В живописи настало время обличающего критического реализма.
Однако Академия художеств по-прежнему придерживалась строгих правил в отношении сюжетов и стилей: считалось, что молодые живописцы могут демонстрировать свои таланты только в работе с античными, религиозными и классическими сюжетами. Воспитанники Академии Адриан Волков, Василий Пукирев, Леонид Соломатин, Константин Флавицкий пробовали обращаться к критическому реализму, но их попытки не были успешными.
В ноябре 1863 года случился «бунт четырнадцати»: 14 выпускников отказались писать полотна на заданную тему и покинули Академию без звания. Они организовали Артель художников. Идейным вдохновителем первого независимого творческого объединения живописцев был Иван Крамской. Однако через несколько лет объединение распалось, а его участники в 1870 году вошли в Товарищество передвижных художественных выставок. Так началась история одного из самых известных объединений дореволюционной России. Петербургские и московские художники проводили передвижные выставки в разных городах страны. Первая из них открылась уже в ноябре 1871 года.
Участники сообщества писали крестьян и простых городских жителей, уделяли внимание историческим событиям разных эпох. Виктор Васнецов воссоздавал на картинах сказочный эпос и его героев. Архип Куинджи, Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Исаак Левитан и Василий Поленов представляли публике лиричные пейзажи. Товарищество просуществовало почти 50 лет и стало отдельной эпохой в истории русской живописи.
От века золотого к веку серебряному
К концу XIX века художники начали искать новые пути самовыражения. Из Европы в Россию проникали новые направления. Импрессионистские приемы начали использовать в своем творчестве Константин Коровин и Валентин Серов. Михаил Нестеров наделял свои полотна глубоким символизмом, Франц Рубо развивал батальную технику, а Михаил Врубель создавал работы в стиле зарождающегося русского модерна.
Художники вновь искали единомышленников. В усадьбе Саввы Мамонтова образовался Абрамцевский кружок, в него вошли Василий Поленов, Михаил Нестеров, Илья Репин, братья Васнецовы и другие художники — и молодые, и именитые. Сюда приезжали гостить и работать известные не только живописцы и графики, но и скульпторы, декораторы писатели. В усадьбе создавали новые книги, ставили спектакли и делились свежими идеями. Михаил Врубель управлял здесь майоликовой мастерской — красочные мозаичные панно из Абрамцева украшали многие здания Москвы. А картины, которые художники писали в усадьбе Мамонтова, сегодня хранятся в крупнейших музеях России.
В 1898 году художник Александр Бенуа, импресарио Сергей Дягилев и публицист Дмитрий Философов начали издавать журнал «Мир искусства». В нем публиковали иллюстрированные статьи о российском и западном искусстве, в том числе о новых веяниях. Мирискусники — Лев Бакст, Константин Сомов, Евгений Лансере — разделяли идеи модернизма, стремились к свободе и эстетике, обращались в национальной русской культуре и продолжали противостоять академизму. А еще — хотели представить работы отечественных живописцев в Европе и познакомить россиян с современными иностранными живописцами. В 1899 году в Санкт-Петербург привезли новаторские картины Поля Гогена, Клода Моне и Эдгара Дега. А художники «Мира искусства» выставляли свои работы в Германии.
В 1892 году Павел Третьяков подарил Москве свою коллекцию живописи. Через год посетители смогли посещать галерею братьев Третьяковых — один из крупнейших музейных фондов в России. В 1898 году в петербургском Михайловском дворце торжественно открылся Русский музей. Именно в него вошли коллекции русской живописи из фондов Эрмитажа, Академии художеств и императорских собраний.
Автор: Татьяна Григорьева
Смотрите также