Большие спектакли Малого театра
«Коллегия бессмертных» — так назвал Малый театр знаменитый публицист, драматург и критик Александр Амфитеатров. Из студенческой театральной мастерской Малый стал одним из самых известных театров страны. В ХIХ столетии получил негласное звание «Дом Островского», а в ХХ веке признан национальным достоянием.
«Лес»
Впервые спектакль по пьесе Островского в Малом театре был поставлен в 1871 году. Возвращалась комедия знаменитого драматурга четыре раза. В 1974-м — в постановке Игоря Ильинского. Счастливцева сам Игорь Владимирович играл… трижды. В 1924 году в Театре имени Мейерхольда, в конце 40-х годов и еще спустя тридцать лет на сцене Малого театра — в собственной постановке. «В спектакле мне хотелось бы воспеть русского актера, актера-художника, который никогда не найдет ничего общего с мещанством и эгоизмом», — писал Ильинский в книге «Сам о себе».
«Ярмарка тщеславия»
Легендарный спектакль по роману Уильяма Теккерея, собравший крупнейших актеров Малого театра, вплоть до Александры Александровны Яблочковой, которой на момент записи исполнилось 95 лет. Первая постановка на русской сцене. В центре внимания — история юной гувернантки Бекки Шарп, по необходимости то обворожительной красавицы, то полной подчеркнутой любезности скромной девушки. Одним словом, актрисы на все случаи жизни. Эпизоды спектакля — словно ступени, на пути к вершине «ярмарочной лестницы». Эта постановка — первая работа режиссера Игоря Ильинского имела настоящий успех у зрителя. От премьеры в 1958 году к моменту записи спектакль был сыгран 500 раз.
«Вишневый сад»
Первая постановка в истории Малого театра по одноименной пьесе Антона Павловича Чехова. Иллюстрация к смене эпох. Поколение Раневской и Гаева, сентиментальное и непрактичное, уступает дорогу деловому напору Лопахиных. В спектакле Игоря Ильинского одной из центральных фигур становится эпизодический герой — слуга Фирс, которого играл сам режиссер. Один из критиков назвал Фирса–Ильинского «королем Лиром русской усадьбы». В нем нет подобострастия, лишь чувство собственного достоинства. Спектакль по сей день идет на сцене, с другим составом. Восстанавливался дважды — в 1988 и 2013 году, в той же постановке Игоря Ильинского.
«Театр императрицы»
Историческая фантазия Эдварда Радзинского на тему из дворцовой жизни ХVIII века. В центре внимания знаменитого драматурга — одна из самых загадочных фигур русской истории — «княжна Тараканова». Но главная героиня спектакля все же российская императрица в исполнении Татьяны Лебедевой. Екатерина II пытается разобраться в личности самозванки или законной наследницы? Поставил этот костюмный спектакль Владимир Драгунов — ученик Марка Захарова и Андрея Гончарова. В лучших традициях Малого театра — с особой манерой речи и движения, соответственно представляемой эпохе.
Читайте также:
«Мамуре»
Спектакль к юбилею. Так в Малом театре отметили 60-летие службы на сцене народной артистки СССР Елены Гоголевой. Постановка оказалась столь удачной, что шла на протяжении двадцати лет. Пьесу французского драматурга на русский язык перевела дочь Александра Куприна Ксения, вернувшись из эмиграции. «Мамуре» — комедия с элементами водевиля. История о том, как юбилей достопочтенной бабушки Селины стал поводом для похода в цирк с последующим выходом замуж за циркача одной из благопристойных девиц. Интриги, тайны и компромат в семейной обстановке. В главной роли — Елена Гоголева в окружении блистательных коллег: Евгения Весника, Виталия Соломина, Евгении Глушенко.
«Холопы»
Триумф и последняя роль народной артистки Елены Гоголевой, которая служила на сцене Малого театра более семи десятилетий. В этом спектакле актриса уже выходила на сцену — в 1921 году, в роли Дуни Веточкиной, главную роль в постановке тех лет играла сама Мария Ермолова. Постановка 1987 года обличает те же пороки, что и более полувека назад — холопство, ратует за утверждение человеческого достоинства. Спектакль стал блестящим дебютом известного сценографа Андрея Сергеева, создавшего на сцене целый мир с мачтами кораблей, живописными беседками и домиками с петербургских окраин.
«Пучина»
Уникальная возможность заглянуть на сцену малого театра сорокалетней давности. Спектакль с главной ролью Кирилла Кисельникова для Юрия Соломина после семи лет театрального затишья. Драма Николая Островского о «маленьком человеке», тонущем в житейской пучине. В университете недоучился, приданого недополучил, семейное счастье не обрел, предостережениям друга не внял, голос совести не услышал, а вот злополучного Неизвестного — как раз наоборот. В итоге семья Кисельникова оказалась на дне жизни. Спасла спектакль от драматического конца воля автора: Лиза — бедная дочь главного героя выходит замуж, но вины с Кисельникова счастливый финал не снимает.
«Любовь Яровая»
60-летию Октябрьской революции посвящается. Пьесу, которую открыл Малый театр в 1926 году, в семидесятых поставил Петр Фоменко. В первой постановке Малому приходилось доказывать свою революционную благонадежность. В семидесятые Фоменко рассказывал на сцене о жизни народа в революцию, избегая привычного для этой темы пафоса. «В постановке белые были изображены без аксельбантов, а большевики — без стандартных штампов», — говорила о спектакле участница первой постановке Елена Гоголева. Актриса приняла новую Яровую «всем сердцем».
«Дети Ванюшина»
История из жизни. В 1901 году писатель Сергей Алексеев под псевдонимом Найденов написал пьесу, построенную на автобиографическом материале. «Это удивительно жизненная пьеса… Кажется, что перед нами приподняли завесу настоящего человеческого горя, непонятных надежд, разбитых мечтаний», — писали газеты в начале ХХ века. После премьеры в театре Корша пьеса стала классикой русского театра. В спектакле Малого театра 1982 года купца Ванюшина играет Михаил Царев. В этом спектакле народный артист СССР играл три роли: в постановке 1926 года — младшего сына, 1939-го — старшего сына, а в 80-х сам поставил спектакль и сыграл главную роль.
«Привидения»
Пьеса Генрика Ибсена написана в 1882 году. В России была долгое время под запретом и впервые удалось заглянуть в укромные уголки благополучного буржуазного дома лишь спустя два десятилетия. В Малом театре «Привидения» появились в 1909 году. История, в которой у каждого своя тайна, а за каждой портьерой — привидение или скелет в шкафу. Фру Алвинг и ее семейные секреты: от неверного мужа до внебрачной его дочери — служанки Регины и сына Освальда, который серьезно болен и пытается по неведению сбежать с собственной сестрой. Полный интриг спектакль с безупречным актерским составом.