Культпоход по питерским театрам

Театральной истории Санкт-Петербурга — 260 лет. За два с половиной столетия в городе на Неве количество театров и площадок перевалило за сотню. Драматические, оперные, музыкальные и театры кукол. В культурной столице даже дети удостоились собственного театра балета. А климат навеял вдохновение для создания Театра дождей. Приглашаем заглянуть в историю и на сцены десятка известных петербургских театров.

Театр, учрежденный сенатским указом

Два с половиной столетия Александринка имела статус главного императорского театра, но лишь спустя 80 лет после открытия театр получил свое здание — в центре Невского проспекта. Проект великого архитектора Карла Росси. Назван театр был в честь супруги Николая I — Александры Федоровны. В этих стенах бывали Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тургенев, Чайковский. На этой сцене состоялись премьеры практически всех произведений классики русской драматургии — от «Горя от ума» Грибоедова до пьес Островского и Чехова.

Первый музыкальный театр в России

Легендарная Мариинка, обязанная своим названием монаршей особе — супруге императора Александра II, Марии Александровне. Даже эмблема театра, занавес, повторял рисунок шлейфа платья императрицы. Синий бархат, серебряная парча, лепнина и скульптура — в столь изысканном интерьере поселилось высокое искусство: опера и балет. 23 тысячи хрустальных подвесок звенели от раскатистого баса Федора Шаляпина. Секрет акустики Мариинского театра — осколки хрусталя, которые специально поместили под сценой и оркестровой ямой. Особый «почетный артист» Мариинки — колокол, расположен за сценой. Занят в операх «Хованщина» и «Борис Годунов».

Театр, что вырос на месте рощи

Молодежный театр на Фонтанке был открыт на месте «ботанического двора», особо охраняемого еще по указу Петра I. В начале ХХ века здесь разместился сад «Буф» с театром. Сценическая площадка не закрывалась даже во время войны, хотя здание театра окружали огороды и зенитная батарея. Активные поиски молодого театрального поколения начались с 1980 года спектаклем «Сто братьев Бестужевых» по пьесе Бориса Голлера. Создатель молодежного театра — Владимир Малыщицкий. Главная особенность сегодняшнего театра-сада — соавторство и сотворчество актеров и режиссеров на сцене.

«Балтийский дом». Театр-фестиваль

Создатели тогда еще ленинградского «Ленкома» решили сделать театр актуальным для зрителя, сохранив традиции русской театральной школы. На этой сцене играли звездные Нина Ургант, Наталья Тенякова, Олег Даль. Театр-фестиваль продолжает традиции предшественника и создает новые: здесь родились сразу три фестиваля: международный — «Балтийский дом», первый смотр русскоязычных театров СНГ и Балтии «Встречи в России» и фестиваль моноспектаклей «Монокль». На этой сцене вышли первые сценические версии известных произведений «Похороните меня за плинтусом» и «Одиночество в сети».

Театр комедии, который начинался… с трагедии

Шекспировский «Гамлет» был первой постановкой в знаменитом здании стиля модерн на углу Невского и Малой Садовой. В Доме Елисеевых в 1929 году в театральном помещении разместился Театр сатиры, а через два года Сатиру слили с Комедией. Леонид Утесов, Борис Бабочкин, Николай Черкасов — славные имена этой сцены. В середине 30-х годов театр оказался на грани закрытия. Спас ситуацию молодой режиссер Николай Акимов. Ставил Зощенко и Шварца. Спектакль «Тень» долгие годы остается визитной карточкой Театра комедии. В сегодняшней афише — как дань памяти и благодарности талантливому режиссеру.

Рожденный в дни блокады

Театр имени Веры Комиссаржевской открылся 18 октября 1942 года спектаклем «Русские люди» по произведению Константина Симонова. На сцену вышли актеры эвакуированных театров. Еще до окончания войны труппа получила здание, в котором в начале ХХ века играла Вера Комиссаржевская, покинувшая сцену тогда еще императорского Александринского театра. Великая актриса играла на этой сцене героинь из пьес Ибсена и Горького. Век спустя Комиссаржевка отдает предпочтение современной драме. К примеру, недавняя премьера — «Прикинь, что ты — Бог» по пьесе румынского писателя и журналиста Матея Вишнека.

ВИА «Поющие гитары», выросшие до театра «Рок-опера»

Началом этой театральной истории стала культовая премьера оперы-мистерии «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского. ХХI век в этом театре встретили под звуки рок-оперы-фарса «Корабль дураков». На языке карнавального шоу актеры разговаривали со зрителем о вечных ценностях. В 2003 году с одобрения композитора Андрея Петрова на сцену этого театра пришла пушкинская история — по мотивам «Капитанской дочки» — «Куда путь держишь, ваше благородие?..». Композитор переработал бродвейский проект мюзикла «Captain's Daughter», дописав новые арии и эпизоды.

Театр-эксперимент, ровесник перестройки

«Особняк» был создан 1 июня 1989 года и сразу прославился на весь Петербург оригинальными постановками художественного руководителя Игоря Ларина. Театр-студия, театр-клуб, актуальный театр привлекал неформатными и нестандартными спектаклями по классической и современной драматургии, рассчитанными на «продвинутого» зрителя. Благодаря маленькому пространству актеры находятся от зрителя буквально на расстоянии вытянутой руки. «Особняк» одним из первых стал работать на стыке жанров, совмещая актерскую игру с танцем, пластической импровизацией и вокалом. Спустя почти 30 лет театр по-прежнему делает ставку на философский материал, привлекая зрителя театральными экспериментами.

Первый в России театр марионеток

Создан петроградскими художниками во главе с Любовью Шапориной-Яковлевой сразу после революции. Сцена театра расположилась в историческом здании, где в начале ХХ века находился концертный зал Общества любителей музыки и дебютировал Дмитрий Шостакович. В 30-х годах здесь творил один из основателей отечественного театра кукол, актер и режиссер Евгений Деммени. Свои первые пьесы для театра писал Евгений Шварц и Самуил Маршак. Впервые в куклах на эту сцену вышли герои произведений Сервантеса, Шекспира, Мольера, Пушкина, Гоголя, Чехова. И сегодня театр хранит свои традиции и бесценные сокровища — более тысячи великолепных марионеток.

Театр, где живет сказка

Санкт-петербургский кукольный театр свой первый спектакль показал еще во время войны, в только что освобожденном от блокады городе. Сказку детям, перенесшим тяжелые испытания, подарили три ленинградские актрисы, вернувшиеся с фронта. Екатерина Черняк — первый руководитель театра и драматург; Елена Гилоди и Ольга Ляндзберг — актрисы и заслуженные артистки России. В театре живет настоящая сказка: в фойе летают фантастические животные, зрителя встречает фея Театра. Труппа вот уже 70 лет стремится со сцены нести красоту и гармонию, приглашает зрителя в «закулисье» и радует новыми спектаклями. Скоро — «История бабочки».
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна