Ярмарка тщеславия
Спектакль Игоря Ильинского — первая и единственная отечественная театральная постановка по роману «Ярмарка тщеславия» Уильяма Теккерея. Многостраничный роман, охватывающий десятилетия, описывающий нравы и быт общества XIX века, Игорь Ильинский сумел перенести на сценические подмостки, ограничившись историей приключений главной героини Ребекки Шарп. Режиссер остался верен главной идее Теккерея: о жизни, как карусели на балаганной ярмарке, безостановочно кружащейся, играющей человеком, ломающей его судьбу. Герои Теккерея в спектакле Ильинского появляются в начале и конце спектакля на фоне карусельной панорамы, похожие на маленьких марионеток. Зрительный зал и сцену режиссер объединил через образ кукольника Евгения Велихова, который то и дело сопровождает действие ироническими комментариями и отстраненно следит за героями Теккерея и в то же время за самими зрителями.
Ярмарка тщеславия — место суетное, сумасбродное, полное всяческих надувательств, фальши и притворства. Тот, кто хочет выжить и блистать на этой ярмарке жизни, должен быть искусным лжецом, интриганом, уметь извлекать из любой ситуации собственную выгоду, чтобы не стать жертвой и не оказаться в проигрыше. Неслучайно в центре спектакля Игоря Ильинского оказывается именно Ребекка Шарп в исполнении Лилии Юдиной, беднячка, сумевшая выкарабкаться из нищеты благодаря своей хитрости и изворотливости, ставшая одной из видных дам.
Ильинский собрал в спектакле крупнейших актеров Малого театра, вплоть до Александры Яблочкиной. Каждый из них создал колоритные, запоминающиеся образы, местами полные благодушного юмора, местами — язвительной иронии.
Игорь Ильинский выстраивает спектакль поэпизодно, и каждый эпизод рассказывает об очередной «победе» Ребекки, о восхождении по «ярмарочной лестнице». Юдина дает понять: ее героиня, подвижная, кокетливая рыжеволосая девушка, в первую очередь — актриса, околдовывающая людей своей искусной игрой, обаянием и лестью. Она ни разу не верит в то, что говорит, и успевает со стороны посмеяться над наивными жертвами своих уловок. В доме лучшей подруги, доброй и доверчивой Эмилии Седли (Галина Кирюшина), Ребекка успевает влюбить в себя непутевого и бестолкового брата Эмилии — толстяка Доббина (Виктор Борцов), чтобы задержаться у нее в доме. Она с притворным интересом, льстя мужскому самолюбию, слушает рассказы Доббина о путешествиях в Индию. Ребекка Юдиной в нужный момент умеет быть скромной, застенчивой девушкой, легко принимающей жалобный вид, вызывающий в людях сочувствие и нежность.
В доме старого скряги сэра Питта Кроули, ожидающего наследство богатой тетки, Ребекка может быть любезной, скрывая презрение и брезгливость. Виктор Шарлахов делает своего Кроули похожим на гоголевского Плюшкина: пыльный, заношенный костюм, редкие нечесаные волосенки, подозрительный, сварливый. В доме, в который Ребекка приехала гувернанткой, она пропускает мимо ушей всякие бытовые разговоры, но глаза ее начинают сверкать животным блеском, когда речь заходит о деньгах.
Эта Ребекка может быть обворожительной красавицей, и в плен ее чар попадают все мужчины, находящиеся рядом. Втираясь в доверие к выжившей из ума богатой старухе миссис Кроули, Ребекка может с упоением мечтать вслух о романтических приключениях, «тайной страсти» и храбрых героях-любовниках. Вздорную старуху Кроули, на чье состояние положила глаз Ребекка, сыграла Александра Яблочкина. Как отмечал известный историк театра Павел Марков, это одна из лучших ролей в спектакле, исполненная «с неиссякающим трогательным блеском». Щупленькая старушонка, не встающая с инвалидного кресла, с жадностью читает газетные сплетни о тайных венчаниях. Но когда узнает, что гувернантка тайно обвенчалась с ее племянником, статным красавцем офицером Родоном Кроули (Ярослав Барышев), которому она намерена завещать все свое состояние, миссис Кроули, словно фурия, вскакивает с кресла и, в бешенстве громя мебель, кричит, что не отдаст «ни одного фартинга».
Единственный раз Ребекка Юдиной плачет искренне, когда не может убедить любовника милорда, представившего ее ко двору, и мужа в своей честности.
При всем перевесе внимания к истории Ребекки Шарп в спектакле Игоря Ильинского есть история и другой женщины — Эмилии. Это история преданной любви скромной и нежной женщины. В спектакле, как и в романе Теккерея, жизнь напоминает рулетку, где за выигрышем обязательно следует проигрыш. И если Ребекка, взяв денежный куш, в конце концов терпит фиаско, то Эмилия, пережив разорение семьи, побеждает на ярмарке тщеславия и находит любовь.