Театр Императрицы
Автор пьесы, знаменитый драматург Эдвард Радзинский, предпринял попытку разгадать одну из самых сложных загадок в истории России. Так называемая княжна Тараканова — была ли она действительно наследницей престола, дочерью Елизаветы I, или эту роль виртуозно сыграла талантливая самозванка? Конечно, точный ответ на этот вопрос мы вряд ли когда-нибудь получим. Не стремится к определенному выводу и Радзинский. Скорее, ему интересно понять, почему возникла очередная легенда об опальном претенденте на престол. Ими был так богат XVIII век!
Главная героиня здесь, кстати, не княжна Тараканова, а ее оппонентка Екатерина II. Критики сошлись во мнении, что роль императрицы удалась Татьяне Лебедевой. Она играет Екатерину в тот период, когда царица-немка уже уверенно себя чувствовала на российском престоле, имела опыт плодотворных интриг, усмирения недовольных подданных. И опыт удержания фаворитов тоже у нее имелся. «Женский вопрос» в этой истории играет не последнюю роль. Ведь Екатерине в то время было уже больше 45 лет, а так называемой наследнице — много меньше, и она, по преданиям, была очень хороша собой. В интерпретации Леонида Зорина, автора пьесы «Царская охота», конфигурация «Екатерина — Орлов — княжна Тараканова» недвусмысленно представляет собой любовный треугольник. В «Театре Императрицы» государыня тоже предстает женщиной, охочей до мужской ласки, но акцент тут все-таки сделан на ее политической прозорливости. Есть в спектакле Малого театра реплики, которые зал неизменно встречает смехом или аплодисментами. Например: «Отчего у нас чиновники за дело не берутся, если не украдут половину?» или «Мнение Европы просвещенной ныне завоевывается ценными подарками — или попросту деньгами, а не благородными поступками».
Спектакль Владимира Драгунова исполнен в классических традициях Малого театра. Здесь нет поражающих воображение эффектов, а современность звучания достигается единственно актуальностью истории. Оценить академизм и в то же время качество школы Малого театра можно именно на подобных «костюмных» спектаклях: актеры не только умеют носить одежду далекой эпохи, но берут на себя труд освоить особую — отличную от современной — манеру речи, движения. Художник Елена Качелаева создала на сцене интересную, многофункциональную конструкцию, которая позволяет быстро менять места действия: то это часть императорских покоев с винтовой лестницей, то кусочек итальянского города, где арестовали Елизавету Тараканову, то темница княжны. Поворотный круг, как карусель судьбы, легко меняет одно на другое. Но рабочий стол императрицы стоит отдельно. Его место неизменно. Хитрая, дальновидная Екатерина может ступить на поворотный круг — то есть поиграть с прочими, а может остаться за своим столом и холодно наблюдать оттуда за суетой. Интересная и в некотором роде философская сценическая метафора.