Михаил Мизюков: «Такие театры в России можно пересчитать по пальцам руки»
Театр, основанный на драматургии в соединении с народным искусством и национальной историей, — большая редкость. А профессия театрального режиссера народного праздника и обряда и вовсе эксклюзивная специальность. Сегодня этому почти никто не учит.
Михаил Александрович Мизюков — директор, главный режиссер, художественный руководитель и актер единственного в Москве Государственного историко-этнографического театра. В интервью для «Культура.РФ» он рассказал об особенностях авторского театра, о тонкостях в работе над уникальными спектаклями и о своем отношении к русским традициям.
«В сторону народной культуры и смотреть-то не хотелось»
Михаил Мизюков: «Мы были нормальными студентами, учились в Театральном училище имени Щепкина — в ВИА играли, лично я рок-оперы сочинял… В сторону народной культуры и глядеть-то не хотели. Этот совершенно неизведанный мир открыл для нас еще на первом курсе фольклорист Вячеслав Михайлович Щуров. Когда мы стали заниматься фольклорной тематикой, то получили необыкновенное удовольствие от этого. Разучив две песни, каждый вечер в течение года всем курсом распевали их на четыре голоса во дворике Щепкинского училища. Возникла мечта о синтезе профессионального драматического театра и фольклора. Начинали мы еще в далеком 1985-м, едва окончив вуз.
В ансамбле, как правило, не нужны выдающиеся сольные вокальные качества. Нужно ощущение круга. Когда в кругу сидишь, есть чувство кайфа необыкновенного, потому что весь круг «строит», импровизирует в песне, гуляет в песне, голоса развивает.
«Часть выпускников разошлись по различным театрам. Но вокруг преподавательницы-энтузиастки Марии Евгеньевны Велиховой сплотилась группа актеров, задавшихся целью создать театр историко-этнографического направления. И он был создан, невзирая на большие организационные трудности.
В рождении первых спектаклей деятельное участие принимала главная воспитательница труппы — Мария Евгеньевна. По ее инициативе были поставлены своего рода народные оперы — «Русский календарь», «Казачье действо», «Народная мозаика».
Песенный материал был в основном предоставлен мною: я сразу же принял на себя обязанности консультанта театра по фольклору.
Эти коренные спектакли оказались долгожителями: они и сейчас прочно остаются в репертуаре театра. Их любят москвичи. Им рукоплескали в Орле, Сызрани, Камышине, Саранске, Брянске.
Мне довелось участвовать в нескольких гастрольных поездках театра в качестве актера, певца, ведущего. Нас восторженно принимали в Польше, в Германии. Актеры с успехом выступали также в Чехии, Словакии, Люксембурге. Болгары, испанцы приглашали артистов театра сниматься в телевизионных фильмах. Не раз их видели и российские телезрители»
В рождении первых спектаклей деятельное участие принимала главная воспитательница труппы — Мария Евгеньевна. По ее инициативе были поставлены своего рода народные оперы — «Русский календарь», «Казачье действо», «Народная мозаика».
Песенный материал был в основном предоставлен мною: я сразу же принял на себя обязанности консультанта театра по фольклору.
Эти коренные спектакли оказались долгожителями: они и сейчас прочно остаются в репертуаре театра. Их любят москвичи. Им рукоплескали в Орле, Сызрани, Камышине, Саранске, Брянске.
Мне довелось участвовать в нескольких гастрольных поездках театра в качестве актера, певца, ведущего. Нас восторженно принимали в Польше, в Германии. Актеры с успехом выступали также в Чехии, Словакии, Люксембурге. Болгары, испанцы приглашали артистов театра сниматься в телевизионных фильмах. Не раз их видели и российские телезрители»
Вячеслав Щуров — выдающийся российский фольклорист, профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского, собиратель и исследователь русских народных песен
К четвертому курсу у нас получился дипломный спектакль «Снегурочка» по А.Н. Островскому, где мы сами пели подлинные народные песни, воспроизводили обряды во время действия, собранные российскими фольклористами-музыковедами в разных областях России. Спектакль получился очень ярким, новым, до нас настолько плотно и серьезно никто таким синтезом фольклора и театра профессионально не занимался. Мы играли его каждую среду в филиале Малого театра, всегда был полный зал.
К нам на дипломный спектакль приходил Никита Сергеевич Михалков. И я знаю, что он потом в Щуке на третьем вечере, когда его спросили о самых сильных впечатлениях, сказал, что в Щепке ребята играют «Снегурочку», вот это вот классно. Никита Михалков запомнил этот спектакль и потом пригласил меня на работу в фильм «Сибирский цирюльник». Масленичные гулянья и кулачные бои — это одна десятая или одна двадцатая из того, что было поставлено и снято. Было много редкого материала воссоздано, для участия приезжали потрясающие коллективы, такие как нерехтинские рожечники, костюмы специальные шили».