16+

Дети Ванюшина

Драма
1982
136 мин
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части

О себе и своём творчестве С.А. Найдёнов в конце жизни скажет: «Я долго служил делу разрушения если не социального строя, то разрушению мещанского идеала… Жизнь русского обывателя, его семья, дела, жизнь исключительно плотская, ради своего тела, претила мне. Я протестовал, я писал против этой жизни».

В 1901 г. в Москве 33 летний Сергей Найденов написал свою первую и самую лучшую пьесу «Дети Ванюшина». Она построена на автобиографическом материале. Земляк Сергея Найдёнова журналист Н. Шебуев утверждал: «Я знаю всё до мельчайших подробностей о семье Ванюшиных. Ведь ни для кого не тайна, что автор списал с натуры, точнее, со своей семьи».

Осенью 1901 года Сергей Найденов отсылает только что законченную пьесу «Дети Ванюшина» в Санкт-Петербург на конкурс театра Литературно-художественного общества. Его пьеса оказалась в числе премированных пьес и, согласно условиям конкурса, была принята к постановке в Москве, а позже и в театре Федора Корша. Это был популярный театр, с сильным актерским составом, где каждую пятницу шла новая пьеса.

10 декабря того же года в Санкт-Петербурге в театре Литературно-художественного общества состоялась премьера пьесы. Пьеса никому не известного автора собрала примерно половину зрительного зала. Однако те, кто пришли, разочарованы не были. Одобрительные хлопки после первого действия сменились после второго бурными аплодисментами и дружными вызовами автора. На следующий день несколько петербургских газет дали весьма лестную оценку драмы С. Найдёнова. «Это удивительно жизненная пьеса… Кажется, что перед нами приподняли завесу настоящего человеческого горя, непонятных надежд, разбитых мечтаний» («Новости и Биржевая газета» 11 декабря 1901 г., № 341). «Очень хорошая эта пьеса. В ней так много правды, настоящей жизни; ничего нет деланного, придуманного» («Петербургская газета», 11 декабря 1901 г., № 340).

14 декабря того же года в частном театре Федора Корша состоялась московская премьера пьесы «Дети Ванюшина». Успех был очевиден. Пьеса «Дети Ванюшина» стала стразу классикой русского театра. В 1903 году Общество русских драматических писателей присудило Сергею Найдёнову за его пьесу «Дети Ванюшина» премию имени А.С. Грибоедова.

Жанр этой пьесы можно обозначить как психологическая, интимная драма не только семьи купца Ванюшина, но и каждого члена этой семьи.

Хотя, что особенного в содержании? Действие происходит в одном из больших губернских городов России начала двадцатого века. Огромная семья богатого купца Ванюшина с родственниками, слугами, приживалками живет по устоям и порядку, установленному временем, отец — «глава» всему: и семье, и делу, хозяин, как ему кажется, даже судеб своих детей; мать — нежная и заботливая «душа» семьи. Дети как дети… Но сколько скелетов в каждом шкафу, сколько тайн и неожиданных открытий для самого Ванюшина-старшего. Сколько откровений, слез, сомнений в правоте своей жизни у каждого члена семьи, включая и отца Ванюшина. И какая бездна открывается перед ним.

«Отец, ты первый раз в жизни целуешь меня!» — вскрикнет Ванюшин-младший… И такая боль в ответ на лице старика… Первый и последний поцелуй отца, а дальше — полное разочарование в жизни, в своих поступках, в своих детях, и, как результат, выстрел в саду…

А в это время, о жизнь! , старший наследник принимает в доме генеральшу с дочерью. Пора жениться, пора «делать» свою собственную жизнь.

Александра Ванюшина, отца, играет великий Михаил Царев. А дальше можно ничего не говорить и сделать паузу на два с половиной часа, период хода спектакля.

И все же для тех, кто в силу молодости не знает, кто такой Михаил Царев, короткая информация.

В Малом театре Михаил Иванович проработал с 1937 года, сначала актером, а с 1950 года с небольшими перерывами — директором. Самой лучшей его работой стал Чацкий в постановке «Горе от ума» Грибоедова. Эту роль он играл еще у В. Мейерхольда, а затем и здесь, на сцене Малого театра, в течение многих лет. Критики писали, что лучшего исполнителя Чацкого в советском театре не существовало. Сам же Михаил Иванович говорил, что он всю жизнь в каждой роли хоть чуть, но играет Чацкого. Эту работу Михаила Ивановича в силу возраста я не успела посмотреть, а вот когда он сыграл в этой же пьесе Фамусова — да. Исключительно замечательно, и настолько, что мы с однокурсниками ходили на это спектакль не один раз, благо Малый театр находится близко от факультета журналистики МГУ. В этом же спектакле в середине семидесятых годов удивлял Москву Виталий Соломин в роли Чацкого. Попасть на «афишный спектакль», особенно в таком составе, было трудно, лишние билетики спрашивали от метро «Охотный ряд», но студентов пускали с удовольствием, на галерку, естественно… Историки театра называют и других персонажей, которых создал Михаил Иванович: «Маскарад» Лермонтова (Арбенин), «Оптимистическая трагедия» Вишневского (Вожак), «Старик» Максима Горького (Старик), «Признание» Дангулова (Илья Репин), «Пигмалион» Шоу (Хиггинс), «На всякого мудреца довольно простоты» Островского (Глумов), «Рюи Блаз» Гюго (Дон Сезар де Базан), «Перед заходом солнца» Гауптмана (Маттиас Клаузен), «Дама с камелиями» (Армана Дюваль) и других.

В пьесе «Дети Ванюшина Царев» играл три раза: в постановке 1926 года — младшего сына Алешу, в 1939 году — старшего сына Алексея, а уже в 1983 сам поставил спектакль и сыграл купца Ванюшина. Так досконально зная материал, он взялся за него и как режиссер.

Я не буду говорить конкретно о других актерских работах в этом спектакле. Вам предстоит увидеть произведение, я не оговорилась, именно произведение, настолько оно, с моей точки зрения, совершенно. Его можно считать одним из высших достижений школы Малого театра, где все актеры, занятые в спектакле, достойны своих великих учителей.

В сочинениях критиков на тему этой пьесы постоянно проскакивают мысли о том, что «Дети Ванюшина» — пьеса «громоздкая», «тяжелая», она требует таких усилий для реализации, что ее скоро совсем перестанут ставить, а потом и читать. Это было бы печально, ведь автор с такой любовью и пониманием говорит о семье, о родителях, где в каждой сцене, чтобы в ней не происходило, звучат его слова: «Простите нас, если сможете, детей своих, за все».

В ролях: Ирина Печерникова, Елена Цыплакова, Михаил Царёв, Александр Голобородько, Галина Дёмина, Александр Овчинников, Нелли Корниенко, Людмила Суворкина, Ирина Тельпугова, Ирина Ликсо, Вячеслав Езепов, Валерий Носик, Муза Седова, Галина Буканова и другие
Режиссеры: Виктор Рыжков, Михаил Царёв

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна