«Простоволосую девку называют русалкою»

В традиционной славянской культуре волосам придавали огромное значение: считалось, что в них хранится вся жизненная сила и даже душа человека. Поэтому волосы и бороды стригли строго по правилам, а затем собирали и прятали. Женщины не могли показываться без головного убора, а те, которые выходили на люди без платка, считались ведьмами или нечистой силой. Читайте, как крестьяне лечились отрезанными прядями, как нужно было стричь детей и какое наказание полагалось тем, кто не уберег свои волосы.

Волосы как средоточие жизненной силы

В древности считалось, что в волосах сосредоточена жизненная сила, их даже называли вместилищем души. Суеверные люди соблюдали множество предписаний по поводу того, как и когда стричься, бриться и расчесываться. В некоторых регионах России верили, что сжигать волосы — большой грех. В фольклоре сохранился такой сюжет: женщина упала в обморок, во время забытья путешествовала по загробному миру и увидела в аду грешницу, которая руками вытаскивала пряди по одному из пламени. Провинившуюся наказали за то, что она жгла их при жизни.
А еще кара на том свете ждала женщин, которые при жизни ходили с непокрытой головой: якобы в аду они постоянно рвут на себе волосы. На Руси после замужества обязательно носили головной убор, показать хоть одну прядь — даже случайно — считалось большим позором. Если кто-то специально срывал с женщины платок, его могли даже судить. Непокрытая голова сулила и другую опасность: верили, что на это мог разозлиться домовой — наслать болезни или схватить за прядь и утащить.
У мужчин жизненная сила хранилась не только в прическе, но и в бороде. Обильная растительность считалась показателем мужественности и зрелости. С древней традицией носить бороды боролся Петр I, царь иногда даже сам отрезал их непокорным боярам, случалось — против воли. Однако сила суеверий была так сильна, что некоторые насильно обритые продолжали носить волосы при себе в мешочке. И этот «амулет» после смерти хозяина клали с ним в гроб: верили, что в загробной жизни нужно иметь все свое при себе, а за каждый волосок придется отвечать.
Женщины тоже собирали свои остриженные волосы и прятали их: считалось, что колдуны могут наводить на них порчу. Поэтому некоторые хранили пряди всю жизнь, зашивали их в подушку и берегли, чтобы потом уйти на покой с этой подушкой под головой.

Правильная стрижка для здоровья и достатка

В разных регионах России существовали свои предписания, когда и как мыть и расчесывать волосы. Бытовала примета, что это запрещено делать в пятницу — иначе волосы у нарушительницы выпадут. Нельзя было брать гребень в руки и в некоторые православные праздники, например в Благовещение, которое отмечается 7 апреля. В народе говорили, что в этот день «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет». По правилам волоски с расчески нельзя было выбрасывать, иначе их заберут мыши в нору или птицы в гнездо — хозяйку ждет головная боль. Волоски затыкали в щели избы, закапывали в землю или клали под камень.
Так же, по правилам, и стриглись. Во время крестин у ребенка выстригали немного волос и гадали по ним — закатывали в воск и бросали в купель. Если они оставались на поверхности воды, это к долгой жизни. А если пошли ко дну, говорили, что знак дурной — «не к житью».
Но в целом до года волосы, даже очень длинные, не укорачивали, иначе якобы ребенку можно «отрезать язык» и он долго не научится говорить. Старинный обряд, связанный с первой стрижкой, описал в книге «Восточнославянская этнография» исследователь Дмитрий Зеленин:
…В первую годовщину рождения ребенка его сажали на стол, причем мальчика на топор, чтобы он был искусен в ремесле, а девочку на коноплю, чтобы она выросла хорошей пряхой. Затем повитуха сперва крестообразно выстригала волосы на голове ребенка, потом полностью состригала их… Богатые люди ставили при этом ноги ребенка в водку, чтобы он быстрее начал ходить. По окончании этой церемонии устраивали угощение для повитухи и соседей.
В некоторых районах во время первой стрижки детей сажали на шубу — чтобы в будущем они жили в достатке. А чтобы малыш рос кудрявым, срезанные волосы закладывали в плетень.
У взрослых были свои приметы и обряды. Например, стричь волосы на новолуние — к их быстрому росту, а при убывающей луне — наоборот. С остриженными прядями поступали как и с теми, что снимали с гребня.
Кто, выстригшись, кинет куда-нибудь волоса, у того голова будет болеть; должно собрать их в кучу, свертеть и заткнуть под стреху или в тын, подальше: это, при неопрятности крестьян наших, недурное правило; иначе, может быть, по всей избе и по двору валялись бы кучи обстриженных волос.
Владимир Даль. Из книги «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа»

Волосы и магия

Особое значение волосы и ногти имели в магических ритуалах. Считалось, что они символизируют все человеческое тело. Для лечения пряди протаскивали через ветви деревьев или с заклинаниями сжигали, а дымом окуривали больного. В обрядах от испуга, лихорадки и грыжи срезанные волосы вколачивали в дверь или в осиновый пень, а иногда вкладывали в трухлявое дерево.
У белорусов известно поверье, что особой силой обладают свечи, которые зажигали в церкви на праздник Сретенье (15 февраля). Ими подпаливали волосы на голове с четырех сторон, чтобы избавиться от головной боли.
Также волосы использовали, чтобы изгнать порчу и излечить нервные расстройства. Если ребенок заболел по причине сглаза, старались сжечь волосы человека, которого подозревали в порче, и «вернуть» немочь ему. Но использовали волосы и в обратных ритуалах — чтобы навести сглаз. Например, над прядью читали заговоры, а потом вмазывали ее глиной внутрь печной трубы. Считалось, что глина высохнет и на человека нападет сухотка — так называли в старину сильную, болезненную худобу.
Над волосами, ногтями или следом (собранною землею из-под ступни) того человека, кого надо испортить или влюбить; и все почти заговоры читаются шепотом или про себя, втихомолку, так чтобы никто о том не знал, не ведал.
Владимир Даль. Из книги «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа»

Зачем русалке гребень

Притом что обычной замужней женщине нельзя было ходить непокрытой, фольклор описывал простоволосыми мифических существ женского пола. По поверьям, длинные зеленые волосы отличали русалок, бывших утопленниц. В лунные ночи они выходили из воды, качались на ветвях прибрежных деревьев и расчесывались. В фольклоре встречался такой мотив: русалка не могла надолго отходить от воды: если волосы высохнут — она погибнет. Но до тех пор, пока она расчесывала пряди гребнем, гибель ей якобы не грозила.
Отмеченная в Калужской губернии поговорка «растрепала волосы, как русалка» распространена в великорусских губерниях широко. В Костромской губернии русалки выходят на берег с растрепанными волосами, отчего простоволосую или нагую девку и женщину называют «русалкою».
Дмитрий Зеленин. «Очерки русской мифологии»
Волосы как «особые приметы» упоминались и в описаниях других мифических персонажей. Верили, что водяной мог принимать разный облик, и если он представал перед кем-то как человек, то с черными или зелеными нечесаными космами. Его жена была похожа на русалку — с пышными формами, хвостом и длинными зелеными волосами. Утопленники из царства водяного тоже иногда показывались людям — все белокожие и длинноволосые, независимо от пола.
Еще одно мифологическое создание, домового, представляли как старика с длинными седыми спутанными прядями и бородой:
У него порядочная седая борода, волосы острижены в скобку, но довольно косматы и частию застилают лицо. Домовой весь оброс мягким пушком, даже подошвы и ладони; но лицо около глаз и носа нагое. Косматые подошвы выказываются иногда зимой, по следу, подле конюшни; а что ладони у домового также в шерсти, то это знает всякий, кого дедушка гладил ночью по лицу: рука его шерстит, а ногти длинные, холодные.
Владимир Даль. Из книги «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа»
Во многих селениях жили женщины, которых считали ведьмами. Считалось, что днем колдуньи ведут обычную жизнь, а вот ночью якобы распускают волосы и улетают на метле творить чертовщину. Как отмечал Владимир Даль, крестьяне иногда специально пугали суеверных односельчан. Например, при конфликте соседок одна могла выйти ночью простоволосой и в одной рубахе — и постараться, чтобы ее увидела другая. Так можно было прослыть ведьмой или нечистой силой, с которой никто не захочет связываться. Главное — не перестараться и не навлечь на себя гнев соседей, если не уродился урожай или погибли домашние животные.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна