10 отечественных музыкальных династий

Биографии многих российских композиторов и исполнителей начинаются со слов «рос в музыкальной семье». «Культура.РФ» вспомнила известные династии, музыкальный талант в которых передавался от поколения к поколению.

Шостаковичи

Композитор Дмитрий Шостакович. 1950 год. Фотография: ТАСС
Композитор Дмитрий Шостакович (слева) и его сын дирижер Максим Шостакович в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Москва. 1966 год. Фотография: Александр Коньков / ТАСС
Автор знаменитой Ленинградской симфонии Дмитрий Шостакович
был одним из самых высоко оцененных советских композиторов. Лауреат многочисленных премий и глава Союза композиторов унаследовал любовь к музыке от своей матери — выпускницы Петербургской консерватории Софьи Шостакович, которая и была первой учительницей маленького Дмитрия. В дальнейшем он и сам закончил Петроградскую консерваторию.
Первое время музыкальная карьера Шостаковича складывалась не очень удачно, но в конце 1920-х его произведения все же покорили публику. За свою жизнь Дмитрий Шостакович написал 15 симфоний, 3 оперы, 3 балета, 6 концертов, а также множество композиций для кинофильмов и театральных постановок.
Его сын Максим также посвятил себя музыке и стал дирижером. Долгое время он руководил Симфоническим оркестром Министерства культуры СССР, много работал за рубежом в качестве дирижера Гонконгского симфонического оркестра и Новоорлеанского симфонического оркестра. Максим Шостакович бережно хранил наследие отца, в частности записал все симфонии Шостаковича в исполнении Пражского симфонического оркестра.

Стравинские

Оперный певец Федор Стравинский. 1901 год.
Композитор и дирижер Игорь Стравинский. 1962 год. Фотография: Василий Егоров / ТАСС
Вероятно, будущее Игоря Стравинского
было предопределено с самого детства. Его отец Федор Стравинский был известным оперным певцом, солистом Мариинского театра
, первым исполнителем романсов Модеста Мусоргского
. Среди его самых известных партий — Мефистофель в «Фаусте» Шарля Гуно и Фарлаф в «Руслане и Людмиле» Михаила Глинки
. Мать Игоря Стравинского Анна была великолепной пианисткой, постоянным концертмейстером своего мужа. Сам Игорь Стравинский с детства брал уроки игры на фортепиано, его учителем был Николай Римский-Корсаков
. Собственно, под его руководством Стравинский и написал свои первые произведения, например «Фавна и пастушку». Это сочинение впечатлило Сергея Дягилева
, и карьера Стравинского пошла на взлет. Для Русских сезонов Дягилева он написал три балета: «Жар-птицу», «Петрушку» и «Весну священную». Позже Стравинский сочинил ряд опер, многочисленные произведения для оркестра, хора, фортепиано и другие произведения.
Сын Стравинского, Святослав Сулима-Стравинский, продолжил эту музыкальную династию и стал пианистом. Совсем молодым юношей он выступал вместе с отцом, исполняя его произведения для фортепиано с оркестром. В 1935 году в Париже он исполнил специально написанный для него Игорем Стравинским концерт для двух фортепиано. После Второй мировой войны Святослав Стравинский переехал в США, где продолжал концертную деятельность, а также стал преподавать в Иллинойском музыкальном училище.

Скрябины

Композитор и пианист Александр Скрябин. 1912 год. Изображение: ТАСС
Композитор и пианист Юлиан Скрябин. 1919 год.
Родоначальник «светомузыки», композитор-символист Александр Скрябин
уже в пять лет умел играть на фортепиано. И хотя сначала по семейной традиции он был отдан в Московский кадетский корпус, Скрябин все равно продолжал заниматься музыкой и брал частные уроки, в том числе у Сергея Танеева
. Позднее он окончил Московскую консерваторию
и думал о карьере концертирующего пианиста, но всерьез увлекся композицией. За свою жизнь он написал три симфонии, музыкальные поэмы «Прометей» и «Поэма экстаза», а также многочисленные прелюдии, экспромты.
К несчастью, почти все дети Скрябина погибли в юном возрасте. Его сын Юлиан умер в 11 лет, но к этому времени уже успел заявить о себе как о композиторе — стал автором нескольких прелюдий, которые не раз звучали на большой сцене. Юлиан был выпускником музыкального училища сестер Гнесиных
, студентом Киевской консерватории по классу композиции. Как писал о юном композиторе друг семьи Скрябиных музыкант Арнольд Альшванг, мальчик «мыслил в сложных ладах, сочинял и импровизировал в манере позднего Скрябина. <…> Всё, чему его учили, он воспринимал с чрезвычайной легкостью».

Щедрины

Композитор и пианист Родион Щедрин. 1966 год. Фотография: Александр Коньков, Валентин Мастюков / ТАСС
Композитор Родион Щедрин и балерина Майя Плисецкая. 1984 год. Фотография: Валентин Кузьмин, Николай Малышев / ТАСС
Отец известного советского композитора Родиона Щедрина Константин Щедрин не был известным музыкантом. Однако он обладал так называемой «магнитофонной» памятью и мог запомнить любую мелодию с первого раза, а также имел абсолютный слух. Константин Щедрин окончил Московскую консерваторию, стал педагогом и занимался со своим сыном, когда заметил у него музыкальные способности.
Впоследствии и Родион Щедрин стал выпускником Московской консерватории, а позже и ее преподавателем. Щедрин написал пять балетов, в частности известнейшую «Кармен-сюиту», многочисленные симфонические и вокальные произведения. Также Родион Щедрин оставил свой след в кинематографе, написав музыку к таким фильмам, как «Высота» Александра Зархи и «Коммунист» Юлия Райзмана.

Александровы

Композитор и хоровой дирижер Александр Александров. 1943 год. Фотография: Н. Фришман / ТАСС
Дирижер Борис Александров во время выступления ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А.В. Александрова. 1962 год. Фотография: Александр Батанов / ТАСС
Композитор Александр Александров вошел в историю отечественной культуры как автор гимна СССР. Интересно, что начинал главный певец величия Советского Союза свою карьеру в церковном хоре — сначала в провинциальных церквях, а потом и в храме Христа Спасителя, где он был регентом. Также он преподавал в Московской консерватории, возглавлял Ансамбль песни и пляски Советской армии
. Хотя Александров писал и симфоническую музыку, и оперу, в первую очередь он был известен как автор военных песен «Священная война», «В поход! В поход!» и других.
Его сын Борис продолжил дело отца: сначала он пел в возглавляемых им хорах, а потом, окончив Московскую консерваторию, стал дирижером Центрального театра Красной армии
. После смерти отца Борис Александров возглавил Ансамбль песни и пляски Советской армии. Самым известным произведением Александрова-младшего стала музыка к кинофильму «Свадьба в Малиновке».
Два других сына Александра Александрова, Владимир и Александр, тоже стали композиторами и в разное время также возглавляли оркестр Ансамбля песни и пляски Советской армии. Впоследствии многие члены династии Александровых работали в этом ансамбле.

Рихтеры

Композитор и пианист Теофил Рихтер.
Пианист Святослав Рихтер. 1958 год. Фотография: Интерфото МТИ ТАСС
Один из крупнейших пианистов XX века Святослав Рихтер
был потомственным музыкантом. Его отец Теофил Рихтер, выпускник Венской консерватории и преподаватель музыкального училища в Житомире и Консерватории в Одессе, вместе с женой с трех лет обучал своего сына музыке. Теофил и Святослав Рихтеры даже устраивали совместные выступления, например в немецком консульстве Одессы. Первое время Святослав Рихтер работал в музыкальных учреждениях Одессы, а позднее переехал в Москву, где, окончив консерваторию, стал активно выступать. Ключевыми произведениями в карьере Рихтера были Шестая и Седьмая сонаты Сергея Прокофьева
, с которым он был очень дружен. После 1960-х Рихтер стал активно гастролировать по всему миру, исполняя всё — от музыки барокко до сочинений ХХ века. Святослав Рихтер был лауреатом всевозможных национальных и международных премий, включая даже «Грэмми».

Ростроповичи

Виолончелист Мстислав Ростропович. 1964 год. Фотография: Александр Коньков / ТАСС
Дирижер Мстислав Ростропович. 1990 год. Фотография: Александр Чумичев / ТАСС
Музыкальная династия Ростроповичей началась с Витольда Ростроповича, деда Мстислава Ростроповича
. Витольд Ростропович был композитором, педагогом, концертирующим пианистом. Он преподавал фортепианную игру в Воронежской гимназии, активно участвовал в городских благотворительных концертах и руководил воронежским отделением Императорского музыкального общества. Отец Мстислава Леопольд Ростропович был виолончелистом, выпускником Петербургской консерватории и преподавателем училища имени Гнесиных. В разные годы он также преподавал в Азербайджанской консерватории и Оренбургском музыкальном училище. Его жена Софья была пианисткой, выпускницей Московской консерватории, посвятившей, однако, свою жизнь семье, а не музыке.
Неудивительно, что Мстислав Ростропович с самых ранних лет стал заниматься музыкой с родителями. Закончив Московскую консерваторию по классу виолончели, он стал активно гастролировать. Позже Ростропович обосновался в США, где стал бессменным руководителем Национального симфонического оркестра в Вашингтоне. Ростропович был лауреатом многочисленных премий, в его послужном списке целых пять премий «Грэмми». В браке с оперной певицей Галиной Вишневской у Ростроповича родились две дочери, Ольга и Елена, которые также связали свою жизнь с музыкой. Старшая дочь Ольга в наши дни возглавляет музыкальный фонд Ростроповича, помогающий молодым музыкантам.

Дунаевские

Композитор и дирижер Исаак Дунаевский. 1941 год. Фотография: Михаил Рунов / ТАСС
Композитор Максим Дунаевский. 2015 год. Фотография: Сергей Фадеичев / ТАСС
Исаак Дунаевский
родился в музыкальной семье: его дед пел в синагоге, а мать играла на фортепиано. Уже в пять лет Дунаевский мог на слух подбирать мелодии, а в десять стал студентом Харьковского музыкального училища. В 1920-е годы он начал писать оперетты, которые ставили на сценах Театра сатиры
и Московского государственного театра оперетты
. В 1930-е Дунаевский стал популярным кинокомпозитором и за свою карьеру написал музыку к десяткам лент: «Веселые ребята»
, «Цирк»
, «Волга-Волга»
, «Дети капитана Гранта»
, «Кубанские казаки»
и многим другим. Также Исаак Дунаевский написал около ста популярных песен.
Его сын Максим Дунаевский
также проявил себя как кинокомпозитор: стал автором музыки к фильмам «Д’Артаньян и три мушкетера», «Карнавал», «Мэри Поппинс, до свидания!»
. Но после работы музыкальным руководителем театральной студии МГУ «Наш дом» Дунаевский сделал выбор в пользу театра и кино. Он работал дирижером Театра имени Вахтангова
, руководил Мюзик-холлом
и театром студии Музыкальной драмы.

Образцовы

Оперная певица Елена Образцова. 1979 год. Фотография: Валентин Мастюков / ТАСС
Оперная певица Елена Макарова. 2015 год. Фотография: Анатолий Медведь / ТАСС
Елена Образцова
была одной из известнейших солисток Большого театра
. На этой сцене она исполнила партии Марины Мнишек в «Борисе Годунове»
и графини в «Пиковой даме». Всего же за свою жизнь она сыграла более 80 ролей на разных сценах мира — в том числе в миланском Ла Скала, Метрополитен-опера и в Опере Сан-Франциско. Ее партнерами по сцене были Пласидо Доминго, Лучано Паваротти и Монсеррат Кабалье. Последняя впоследствии была педагогом дочери Елены Образцовой, которая также стала оперной певицей, — Елены Макаровой. После смерти Образцовой ее дочь постаралась сделать все возможное для сохранения творческого наследия матери — помогла открыть Международную академию музыки Елены Образцовой в Санкт-Петербурге.

Лемешевы

Оперный певец Сергей Лемешев. 1955 год. Фотография: К. Баульс, А. Сухомлинов / ТАСС
А. Клюшкина. Певица и актриса Мария Лемешева. 1980-е годы. Российский национальный музей музыки, Москва
Другой известный солист Большого театра, Сергей Лемешев
, первые шаги в мире музыки делал самостоятельно: учился петь, слушая грампластинки. Но это, как и его участие в ансамблях самодеятельности, дало прекрасный результат: он поступил в Московскую консерваторию. Еще там Лемешев исполнил главную роль своей жизни — партию Ленского в «Евгении Онегине» Петра Чайковского
. Первое время Лемешев работал в провинциальных театрах, но потом был приглашен в Большой театр, где был ведущим тенором почти 30 лет. Впоследствии Сергей Лемешев попробовал себя и в качестве режиссера: поставил «Травиату» в Ленинградском малом оперном театре и «Вертера» в Большом театре.
Жена Лемешева, оперная певица Ирина Масленникова, родила музыканту дочь Марию, которая также работала в Камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского
. Специально для нее композитор Микаэл Таривердиев написал монооперу «Ожидание (монолог женщины)» на стихи Роберта Рождественского
. Среди других известных ролей Лемешевой, исполненных на сцене театра оперы Бориса Покровского, были партия Розины в «Свадьбе Фигаро», Поппеи в «Коронации Поппеи» и донны Эльвиры в «Дон Жуане, или Наказанном развратнике».
Автор: Лидия Утёмова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна