ПОЧЕМУ В РОССИИ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ БЫЛИ НЕОБХОДИМОЙ ЧАСТЬЮ КОСТЮМА?

Отвечает Марьяна Скуратовская, историк моды,
автор портала «Культура.РФ»

ПОЧЕМУ В РОССИИ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ БЫЛИ НЕОБХОДИМОЙ ЧАСТЬЮ КОСТЮМА?
Отвечает Марьяна Скуратовская,
историк моды, автор портала «Культура.РФ»
Замужняя женщина покрывала голову: появиться перед посторонним человеком без головного убора считалось позором – так возникло выражение «опростоволоситься».
В старину головные уборы имели прежде всего практическое значение. Они покрывали голову и защищали от холода и жары. Однако — и это не менее важно — они могли многое рассказывать о человеке. О том, откуда он был родом, о его социальном статусе, семейном положении.

Например, молодые девушки, которые еще только готовились к замужеству, носили уборы, которые не скрывали волосы — главный критерий женской красоты. Это были различные обручи, венцы, ленты, повязки.

А вступив в брак, женщина голову покрывала, и видеть ее волосы мог только муж. Если же она с непокрытой головой, «простоволосой», попадалась на глаза постороннему человеку, это считалось позором — так возникло выражение «опростоволоситься».

В поэме Николая Некрасова «Мороз, Красный нос» описан как раз такой эпизод:

Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!
<...>
Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит.

На Руси внешний вид головных уборов менялся в зависимости от территорий — и с течением времени. В Древней Руси носили покрывала, которыми оборачивали голову. Позднее уборы стали более сложными и многослойными, порой женщины носили комбинацию из нескольких элементов. И чем богаче была женщина, тем сложнее и роскошнее был ее убор. А приблизительно в XVII веке все чаще стали носить платки, которые постепенно вытеснили или почти вытеснили другие виды народных головных уборов.

Однако кроме национального костюма развивался и городской. В этой сфере Россия, начиная со времен преобразований императора Петра I, следовала за Европой. Головной убор оставался неотъемлемой частью гардероба и у мужчин, и у женщин — выйти с непокрытой головой на улицу все еще считалось неприличным. Светские замужние дамы вплоть до середины XIX века считали нужным покрывать голову не только на улице, но и дома, но не как крестьянки — платками, а изящными чепчиками. А модные дамские шляпки были украшены сзади кружевной оборкой, прикрывавшей затылок и шею, скромности ради.

Со временем, однако, дамские шляпы стали меньше прикрывать голову и превратились в средство самовыражения, красивый аксессуар. В начале XX века в одном из российских модных журналов писали: «Многие дамы не любят показываться без шляп днем, потому что знают, что, как бы женщина ни была хорошо причесана, без шляпы ее туалет значительно проигрывает».

В XX веке темпы жизни ускорились, мир стремительно менялся, менялись и понятия о допустимом и недопустимом в одежде. Костюм во многом упростился, стал гораздо более откровенным, чем раньше. Это коснулось и головных уборов. Они по-прежнему могли быть интересными аксессуарами или частью официального костюма, однако стали не обязательны.
В старину головные уборы имели прежде всего практическое значение. Они покрывали голову и защищали от холода и жары. Однако — и это не менее важно — они могли многое рассказывать о человеке. О том, откуда он был родом, о его социальном статусе, семейном положении.

Например, молодые девушки, которые еще только готовились к замужеству, носили уборы, которые не скрывали волосы — главный критерий женской красоты. Это были различные обручи, венцы, ленты, повязки.

А вступив в брак, женщина голову покрывала, и видеть ее волосы мог только муж. Если же она с непокрытой головой, «простоволосой», попадалась на глаза постороннему человеку, это считалось позором — так возникло выражение «опростоволоситься». В поэме Николая Некрасова «Мороз, Красный нос» описан как раз такой эпизод:

Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!
<...>
Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит.

На Руси внешний вид головных уборов менялся в зависимости от территорий — и с течением времени. В Древней Руси носили покрывала, которыми оборачивали голову. Позднее уборы стали более сложными и многослойными, порой женщины носили комбинацию из нескольких элементов. И чем богаче была женщина, тем сложнее и роскошнее был ее убор. А приблизительно в XVII веке все чаще стали носить платки, которые постепенно вытеснили или почти вытеснили другие виды народных головных уборов.

Однако кроме национального костюма развивался и городской. В этой сфере Россия, начиная со времен преобразований императора Петра I, следовала за Европой. Головной убор оставался неотъемлемой частью гардероба и у мужчин, и у женщин — выйти с непокрытой головой на улицу все еще считалось неприличным. Светские замужние дамы вплоть до середины XIX века считали нужным покрывать голову не только на улице, но и дома, но не как крестьянки — платками, а изящными чепчиками. А модные дамские шляпки были украшены сзади кружевной оборкой, прикрывавшей затылок и шею, скромности ради.

Со временем, однако, дамские шляпы стали меньше прикрывать голову и превратились в средство самовыражения, красивый аксессуар. В начале XX века в одном из российских модных журналов писали: «Многие дамы не любят показываться без шляп днем, потому что знают, что, как бы женщина ни была хорошо причесана, без шляпы ее туалет значительно проигрывает».

В XX веке темпы жизни ускорились, мир стремительно менялся, менялись и понятия о допустимом и недопустимом в одежде. Костюм во многом упростился, стал гораздо более откровенным, чем раньше. Это коснулось и головных уборов. Они по-прежнему могли быть интересными аксессуарами или частью официального костюма, однако стали не обязательны.
«Культура.РФ» благодарит за вопрос Анну из города Москвы.
Материалы по теме