Большинство специалистов считают слово
«русалка» заимствованным. Оно произошло от
«русалий» — весеннего славянского праздника, который возводят к латинскому
rosalia — «празднику роз». По другой версии, слово
«русалка» родственно
«руслу». Вплоть до XX века в северных губерниях это слово воспринимали как книжное,
«ученое».
Однако у восточных славян был исконный персонаж, которого впоследствии стали называть русалкой. В народе он был известен как водяниха, шутовка, щекотиха, а на Украине и Юге России — мавка или навка. Русалки часто упоминались в русских обрядовых песнях и рассказах о встрече с нечистью — быличках и бывальщинах. Целая неделя, чаще всего после
Троицы, называлась Русальной.
Восточно-славянские русалки имели мало общего с романтическим образом, знакомым нам по сказке
Андерсена, пьесе
Пушкина и немецким балладам. В отличие от европейских «литературных» русалок русские водянихи не имели хвоста. Их представляли женщинами с длинными распущенными волосами в белых одеждах — или нагих. В некоторых регионах верили, что русалки молоды и красивы. В других считали, что они выглядят, как безобразные старухи.
В представлении русских, украинцев и белорусов русалки были духами девушек, умерших до
свадьбы, или детей, которых прокляла мать. В некоторых местах верили, что русалкой становится любая утопленница. По еще одной версии мавками становились дети, умершие некрещеными. Эти духи приходили в мир живых на Русальной неделе,
Ивана Купалу или перед Петровым днем. На Русском Севере рассказывали, что русалки являлись и зимой, например, из проруби.