Что посмотреть в Краснодарском крае
В древности на берегах Кубани жили адыги, греки, турки, татары и другие народы. В 1783 году, после падения Крымского ханства, эта территория вошла в состав Российской империи. Десять лет спустя по указу Екатерины II сюда переселились казаки с Запорожской Сечи, которые основали город Екатеринодар — современный Краснодар.
Отправляемся на виртуальную экскурсию по Краснодарскому краю и знакомимся с самыми интересными местами: экзотическим дендрарием, античной Горгиппией, художественными музеями Краснодара и Сочи, домами российских писателей, которые бывали на Кубани.
Особняк Батырбека Шарданова в Краснодаре
Двухэтажный особняк для адыгейского князя Батырбека Шарданова построили в 1905 году. Дом располагался в центре Екатеринодара, на углу улиц Красной и Графской (сейчас она называется Советская). Этот квартал был застроен одноэтажными домами, поэтому высокое роскошное здание сразу привлекло к себе внимание.
Проект дома и эскизы интерьеров создавал сам Шарданов. Снаружи два симметричных фасада здания были украшены в стиле барокко — лепными гирляндами и арками. Крышу венчал шестигранный купол, а на фронтоне арабской вязью было написано имя хозяина — «Батырбек Мурза Шарданов». Внутри особняка до сих пор сохранились голландские изразцовые печи, потолочные росписи, лепнина и резные украшения из гипса.
Шарданов прожил в этом доме всего полтора года, а затем сдал его в аренду коллекционеру Федору Коваленко, который открыл в здании картинную галерею. После революции ее национализировали и переименовали в Художественный музей им. Анатолия Луначарского. Часть экспонатов к тому времени была утрачена: их уничтожили, повредили или разграбили.
В годы Великой Отечественной войны здание почти не пострадало, несмотря на постоянные бомбардировки в городе. Музей ненадолго закрылся, но уже в 1944 году продолжил работать. В 1979 году особняк признали историческим и архитектурным памятником, а в начале 2000-х реставраторы восстановили его первоначальный вид. Музей снова переименовали, теперь уже в честь его основателя Федора Коваленко.
Сейчас в Краснодарском краевом художественном музее им. Коваленко выставлены старинные иконы, картины российских и зарубежных живописцев, работы современных художников. В коллекции хранятся произведения Ивана Шишкина, Ивана Айвазовского, Константина Коровина, Валентина Серова и других мастеров.
Свято-Екатерининский кафедральный собор
Свято-Екатерининский кафедральный собор — главный православный храм Екатеринодарской и Кубанской епархии. Его заложили в честь спасения Александра III: поезд, на котором император ехал из Екатеринодара в Петербург, потерпел крушение, однако никто из монаршей семьи не пострадал. Многие восприняли это событие как чудо, и Городская дума Екатеринодара издала указ о возведении храма.
Строительство началось в 1900 году и продолжалось 14 лет. Руководил им главный архитектор города Иван Мальгерб. Он создал проект собора в поздневизантийском стиле: здание выглядело массивным и величественным, стены из красного кирпича не имели снаружи ни лепных украшений, ни росписи. Храм венчали пять шлемовидных куполов с золочеными крестами. 23 марта 1914 года собор освятили в честь святой покровительницы города — великомученицы Екатерины.
В 1922 году из Екатерининского храма вывезли все ценности под предлогом помощи голодающему Поволжью. Здание хотели разрушить, а кирпич пустить на строительство домов. Но архитектор Мальгерб убедил городские власти, что этот материал не годится для повторного использования, и собор остался на Екатерининской площади. С 1934 года в нем открыли склад. Во время войны богослужения возобновились, но реставрировать собор начали только в 1982 году. Его восстановление продолжается до сих пор.
Сочинский дендрарий
В конце XIX века коллекционер, издатель и историк балета Сергей Худеков купил большой участок земли на побережье Черного моря — на территории современного Сочи. Здесь он построил виллу в стиле модерн и назвал ее «Надежда», в честь своей жены. Вокруг дома по распоряжению Худекова разбили парк, в котором посадили более 400 видов растений, включая экзотические пальмы, кипарисы, секвойи, эвкалипты. Саженцы хозяин виллы отбирал сам: их привозили из Германии, Италии, Японии, Новой Зеландии. В парке обустроили несколько прудов и фонтанов, вдоль аллей установили скульптуры, изготовленные по заказу Худекова в Петербурге.
В 1920-х годах виллу «Надежда» национализировали советские власти, а окружающий ее парк переименовали в дендрарий. В июне 1977-го здесь открыли канатную дорогу длиной чуть больше километра, она начинается от Курортного проспекта и заканчивается на самой высокой точке парка. Из кабинок фуникулера видны отроги Кавказского хребта, гора Ахун, водопады Агурского ущелья.
Сейчас в Сочинском дендрарии можно увидеть больше 2000 растений со всех частей света: китайский бамбук, гигантскую кувшинку виктория-регия из Латинской Америки, деревья великаны высотой более 100 метров.
Сочинский художественный музей
Здание, в котором сейчас располагается Сочинский художественный музей, возвели в 1936 году в стиле «сталинский ампир». Фасад украшали барельефы и лепнина, вход обрамляли высокие колонны с резными верхними частями — капителями. Строительством руководил архитектор Иван Жолтовский, один из основателей сталинской архитектуры и автор многих высотных сооружений того периода в Москве. Здание в Сочи передали городскому комитету КПСС. В 1976 году в нем открылся выставочный зал, который в 1988-м переименовали в художественный музей. В его собрание тогда входили картины и скульптуры из городских здравниц.
Сейчас в Сочинском художественном музее хранятся коллекции античного оружия и серебряных украшений, древнерусские иконы, старинные вышивки, кружева, изделия из фарфора и керамики. В отделах живописи и графики можно увидеть работы Василия Поленова, Ивана Айвазовского, Петра Кончаловского и других знаменитых художников.
Дом-музей писателя Владимира Короленко под Геленджиком
Дача Владимира Короленко расположилась недалеко от Геленджика, в старинном поселке Джанхот. В 1899 году брат писателя, Илларион Короленко, купил здесь участок земли, а затем построил на нем двухэтажный каменный дом. Чертежи и эскизы здания создавал сам Владимир Короленко. С 1902 года он почти каждое лето проводил здесь с семьей.
Со всех сторон дачу окружал лес. Постепенно рядом с домом хозяева разбили бахчу, сад, огород. Илларион Короленко посадил на территории усадьбы ливанский кедр, который сохранился до наших дней.
В 1964 году в джанхотском доме открылся единственный в России музей Владимира Короленко. Здесь сохранились предметы обстановки начала ХХ века: рабочий стол и кровать писателя, самовар, из которого он пил чай, старинный рояль, венские стулья. На крыше здания работает смотровая площадка, с которой открывается вид на горы.
Античный город Горгиппия
На территории современной Анапы около 2000 лет назад находился один из самых больших городов Боспорского царства — Горгиппия. Его назвали в честь Горгиппа, сына боспорского правителя Сатира I. Город был одновременно крепостью на побережье и крупным морским портом. Жили в нем в основном торговцы, ремесленники, воины и моряки.
Раскопки на месте Горгиппии начались в 1960-х годах. Археологи обнаружили в центре Анапы останки древних стен и черепичных крыш, фрагменты булыжных мостовых, на которых сохранились колеи от телег. Также ученые нашли несколько богатых усыпальниц, стены которых были расписаны фресками. В склепах хранились золотые и серебряные украшения, глиняные сосуды, оружие.
С 1977 года Горгиппия стала музеем-заповедником. Здесь постоянно работает выставка археологических находок: амфор, бус, статуэток, монет. Часть экспозиции расположена под открытым небом: гости музея могут пройти по древним мощеным улицам, увидеть саркофаги знатных горожан, остатки жилых домов, мастерских, виноделен и колодцев.
Дом-музей Михаила Лермонтова в Тамани
«Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России…» — писал Михаил Лермонтов в произведении «Герой нашего времени». На Таманском полуострове он был проездом в 1837 году, когда его отправили в ссылку на Кавказ. Дом, где поэт прожил несколько дней, не сохранился: берег, на котором стояло здание, подмыли воды залива, и он обрушился вместе с постройками. Поэтому музей Лермонтова открыли в другом месте, чуть восточнее.
Музей занимает два небольших домика с белеными стенами и камышовыми крышами. В одном из них воссоздана обстановка, в которой жил сам Лермонтов, в другой — лачужка глухой старухи, которую поэт описал в повести «Тамань». В экспозицию, кроме старинных предметов интерьера, вошли копии акварелей Лермонтова, его книги и черновики произведений. Домики окружены просторным двором, на котором расположились копии хозяйственных построек XIX века: курятник, уличная печка-кабыця, на которой летом готовили еду, колодец, сушилка для рыбачьих сетей.
Автор: Ирина Кирилина
Смотрите также