Такой разный Новый год: костры, мистерии и каша для ворон

Мы привыкли отмечать Новый год зимой, однако у многих коренных народов начало очередного жизненного цикла не было привязано к календарю. Оно зависело от чередования сезонов, поведения животных и птиц, движений солнца и луны. Например, земледельцы встречали новый год весной, перед началом сельскохозяйственных работ, а охотники — осенью, с наступлением брачного сезона у диких зверей. И конечно, у каждого народа были и остаются свои традиции празднования.
Для кого оставляют кусок льда над дверью юрты, как охота на лося связана с Большой Медведицей и почему бородатый гость лучше безбородого? На эти и другие вопросы отвечаем в новом материале вместе с Натальей Петровой и Надеждой Рычковой, авторами книги «Страшный, таинственный, разный Новый год» издательства «МИФ».

Эвены: костры и мистерии

Праздник Нового года и Нового солнца у эвенов — коренных жителей Сибири — называется Эвинек, что в переводе означает «веселье». Отмечают его в конце июня — в дни летнего солнцестояния.
Для праздника молодежь под руководством старейшин готовит обрядовое поле. Они собирают хворост, пучки рододендрона и можжевельника: эвены верят, что дым от этих растений очищает души. На поле разжигают два ритуальных костра у священных лиственниц: считается, что в дни солнцестояния между ними открываются ворота в небесную страну. Между лиственниц натягивают дэлбурге — специальную веревку из шерстяных ниток. К ней обязательно подвешивают кисти из оленьего волоса, а во время самого праздника привязывают цветные ленты.
Главное действие начинается на восходе. Его участники перешагивают левый костер и друг за другом «проходят небесные врата», очищаясь тем самым от всего плохого, что произошло в старом году. Затем они приветствуют новое солнце, перешагнув правый костер.
Продолжает праздник мистерия. Эвены изображают птиц, которые поднимаются в небесную страну, куда душа может попасть только в Новый год. После воображаемого полета участники садятся на оленей и изображают усталых путников, которые вернулись из путешествия и ищут место для стойбища. Затем наступает время трапезы. Она должна быть очень жирной: такая ритуальная еда, согласно верованиям эвенов, обеспечит благополучие всему роду.

Семейские старообрядцы: гадания и «поцелуйные игры»

Семейскими, или забайкальскими, старообрядцами называют потомков староверов, высланных в XVIII веке из Могилевской губернии в Восточную Сибирь. Новый год у них наступает в январе, на Святки.
На праздник старообрядцы «чертятся» — так называют гадания. Способов узнать, что ждет в будущем, они используют множество. Главное — не забыть защитить себя магическим кругом от темных сил, которые, по преданию, особенно сильны в святочный период. Именно от слова «чертить» и пошло выражение «чертиться», то есть гадать.
Например, девушка может встать на перекресток, снять нательный крестик, нарисовать защитный круг и прислушаться: если едет телега, значит, жених будет хорошим работником. А по лаю собаки определяют, с какой стороны придет суженый. Еще на любовь гадают на первом новогоднем блине: выходят с ним на улицу и ждут первого встречного — его родственник и станет мужем.
Раньше со второго дня Святок молодые люди катались вокруг села на тройках, а вечером собирались в доме, который снимали у одинокой женщины, заплатив ей дровами, мясом или зерном. Помимо песен и плясок, играли в игры, особенно любили так называемые поцелуйные. Например, парень пел и ходил по кругу, выбирая девушку, и стелил перед избранницей платок: пара становилась на него на колени и целовалась.

Буряты: лед для лошади богини и «конь-ветер»

Сагаалган, что в переводе означает «белый месяц», буряты отмечают между январем и мартом — в первое новолуние по лунному календарю. До того как основной религией этого народа стал буддизм, наступление нового года праздновали в день осеннего равноденствия.
Согласно поверьям, на рассвете богиня Палден Лхамо объезжает землю и подсчитывает живые души. Чтобы она не приняла спящих людей за мертвых, принято зажигать свет, растапливать печи и окроплять дом чаем, прося у Палден Лхамо благополучия. А чтобы конь богини мог напиться, над дверью юрты или на балконе квартиры до восхода нужно положить кусок льда. В первый день нового года первым из жилища должен выйти хозяин и приветствовать восход. По традиции первые поздравления получают самые старшие в роду.
Важным традициям следуют и на второй день нового года. Буряты вывешивают флажки, которые символизируют «конь-ветер» — духов-хранителей. На них пишут молитвы, изображают лошадь, льва, тигра, дракона и мифическую птицу гаруду. Чем сильнее флажок развевается на ветру, тем больше счастья принесет его владельцу наступивший год.

Селькупы: почитание лося и прыжки через костер

Для рыболовов и охотников наступление холодов знаменует начало нового жизненного цикла. Западносибирский народ селькупы отмечает эту смену времен года в августе — в день последнего летнего полнолуния.
Праздник посвящен лосю, одному из самых важных животных для селькупов. О нем сложено множество легенд. Одна из них рассказывает, как однажды селькуп, кет и эвенк вместе отправились на охоту и стали преследовать большого лося. Селькуп ранил зверя в переднюю ногу. Охотники так увлеклись погоней, что не заметили, как оказались на небе. Согласно легенде, четыре звезды ковша Большой Медведицы — это четыре ноги лося, и та, что подбита стрелой селькупа, расположена чуть в стороне от других.
На берегу реки, рядом с самым глубоким местом, селькупы разводят семь маленьких костров — по количеству звезд в созвездии Большой Медведицы — и один большой, который символизирует Полярную звезду. Разжечь их должен маленький мальчик, первенец в семье. Все гости праздника проходят сквозь дым от костров и умываются речной водой — этот обряд символизирует очищение. Вечером разжигают еще один костер, через который прыгают юноши, демонстрируя ловкость.

Башкиры: каша для ворон и деревья, цветущие лентами

Каргатуй, или Воронью свадьбу, башкиры отмечают весной, когда с гор сходит снег или с первым криком грача. Чтобы наступающий год был счастливым, нужно умилостивить священную птицу — ворону.
В старину участниками праздника были только женщины и дети. Мужчина мог прийти на Каргатуй, только переодевшись в женскую одежду. Распорядительницей праздника выбирают женщину, которая хорошо говорит, танцует и поет: ее легко заметить по яркому костюму, украшенному ракушками и монетами. Главным блюдом праздника становится каша, которую готовят из пшеницы на молоке прямо на улице в больших казанах. Ее едят не только люди, но и вороны: считается, что чем обильнее угощение для птиц, тем урожайнее будет год.
На Каргатуй обязательно украшают деревья. В наши дни используют ленты, а раньше женщины вешали на них шали, платки, бусы. Башкиры считают, что такое искусственное цветение поможет деревьям скорее набрать силу и зацвести по-настоящему.

Вепсы: бородатый гость и гадание по венику

В старину наступление нового года вепсы отмечали в день зимнего солнцестояния, а после распространения христианства праздник сместился на период между Рождеством и Крещением.
Насколько удачным будет год, определяют по первому гостю. Больше всего ждут мужчину: если он приходит в дом, где есть молодые девушки, это обещает им много женихов. Однако не всякий гость сулит благополучие: если первым гостем станет безбородый юноша, год будет неурожайным. Если придет пожилой мужчина — год будет хлебным, а особую удачу принесет мужчина с бородой. Многое зависит и от характера гостя: легкий нрав обещает легкий год и наоборот. От нежелательного гостя, который не подходит ни под один описанный критерий, дом могут закрыть на засов — или вовсе прогонят посетителя метлой.
Вепсы верят, что в новом году нужно не только встретить правильного гостя, но и самому не отстать. Кто в праздник просыпается первым, раньше всех будет заканчивать работу целый год.
На ночь вепсы ставят в снег несколько поленьев — по количеству членов семьи. Дурной приметой считается полено упавшее: год для человека, которому его установили, окажется последним. А южные вепсы прячут среди поленьев палку и веник. Если девушка на выданье первой находит палку — жених будет молодым, если веник — выйти замуж придется за старика.

Марийцы: старик Василий и гадание по ноге овцы

В наше время марийцы отмечают Шорыкйол, что в переводе означает «овечья нога», в период с 7 по 19 января. Празднование начинается всегда в пятницу и длится около двух недель.
Главным героем праздника становится Васли-Кугыза — старик Василий. Кто именно станет им на грядущий Шорыкйол, держится в строжайшей тайне. Со своей спутницей старухой Василисой — Васли-Кува — он ходит по домам, предсказывает будущее и проверяет, хорошо ли потрудились хозяева в уходящем году. Мужчины показывают старику сплетенные лапти, женщины — рукоделие. Если работа Васли-Кугызе не нравится, он может отхлестать нерадивых хозяев соломенным жгутом.
Гостей праздника развлекают и другие ряженые. Раньше переодеваться разрешалось только парням — сейчас в маскараде участвуют и девушки. Они углем рисуют усы и бороды, делают маски, обвязываются соломой. Молодежь играет в игры, например в чет-нечет. Девушка предлагает парню угадать, четное или нечетное количество орехов у нее в руке. Проигравший обязан ее поцеловать.
У марийцев есть и новогодние гадания. Например, ночью девушки приходят в хлев и в темноте хватают овцу за ногу. Если нога окажется пушистой, значит, муж будет богатым, если голой — то бедным. Гадают и на урожай: слушают кур в курятнике. Если они шумят — хлеб не уродится, а если сидят тихо — можно рассчитывать на хороший урожай.

Калмыки: первый чай и возрастные лампадки

До XX века калмыки использовали буддийский календарь, в основе которого лежал 12-летний цикл. Каждому году в нем покровительствовало определенное животное и у каждого года была своя особенность: например, год Мыши считался счастливым и богатым, а год Обезьяны сулил тяжелую снежную зиму и засушливое лето. Новый год по старой традиции приходит 25-го числа первого зимнего месяца — в этот день калмыки отмечают праздник Зул.
Новый год наступает не в полночь, а ранним утром. Начать его обязательно нужно с чашки чая, которую сначала подносят самому старшему мужчине в семье. В честь праздника зажигают так называемые «возрастные лампадки», или «ладьи жизни». Их изготавливают из теста в виде лодочки, а внутрь наливают жир или растопленное масло. В него вставляют фитили, скрученные из сушеных стеблей травы и обмотанные шерстью — по количеству членов семьи. Существует поверье, что, если в фитиль добавить дополнительный стебелек, это поможет продлить жизнь. Огонь зажигают, когда на небе появляются звезды. Глава семьи выносит ладью на улицу, поднимает ее и просит у неба долголетия — этот обряд называют «выносить годы».
Когда огонь затухает, фитили из ладьи вынимают, а затем делают из нее лепешку и жарят. Делиться ею с посторонними нельзя.

Нанайцы: моление воде и угощение для духов

У нанайцев — коренного народа Дальнего Востока, помимо традиционного Нового года, который наступает 1 января, существует еще несколько праздников, символизирующих начало нового жизненного этапа. Например, весной, когда начинает таять лед и возвращаются перелетные птицы, нанайцы отмечают Унди, или «моление воде».
Издревле основным промыслом этого народа было рыболовство, поэтому духов воды они почитают особо. По нанайской легенде, далеко в море живут хозяева вод, старик и старуха. Из своего озера они выпускают рыбу, которая потом попадает в реки. Если властители вод будут благосклонны, то рыболовов и охотников на морского зверя будет ждать богатая добыча.
Обряд Унди длится несколько дней. Шаман обходит селения, благодарит духов воды, просит удачи в промысле на будущий год. На воду нанайцы спускают лодки, носовую часть которых украшают фигурками уток. После ритуальных танцев участники праздника во главе с шаманом садятся в лодки и отплывают от берега. Вернувшись, они обращаются к духам и предкам с просьбами о здоровье и плодородии.
Хозяев воды нужно не только поблагодарить, но и накормить. Угощают их из специальной посуды омоха — небольшого деревянного корытца, украшенного изображениями рыб, птиц и змей. Есть у нанайцев и примета, как понять, довольны ли духи угощением. В лодочках нойнах вниз по течению спускают остатки пшеничной каши, приготовленной для праздника. Если подношения быстро утонули, значит, хозяева вод благосклонно приняли их.

Автор: Полина Пендина
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна