Русская изба: как все устроено

В разных регионах русские дома отличались: во многом их внешний облик зависел от климата или традиций местности. Но было в избах
на севере и на юге и много общего — например, их строили по схожим технологиям и с похожей внутренней планировкой, а внутри обязательно выделяли красный угол и старались по мере сил украсить дом. Читайте, что представляла собой традиционная русская изба в прошлых столетиях, какие ее элементы считались сакральными и зачем на крыше устанавливали фигурки животных
.

Как выглядела русская изба снаружи

В древности избы на Руси строили только из дерева. Метод назывался «рубка в угол»: плотники укладывали стволы друг на друга. Этнограф Евгения Бломквист так описывала процесс: «…в одном бревне на расстоянии около 20 сантиметров от конца вырубалось полуцилиндрическое углубление («чаша»), соответствующее соединенному с ним под прямым углом другому бревну». Стволы по периметру составляли венец — в одноэтажной избе их было обычно от 15 до 17. Чтобы утеплить дом, между бревнами утрамбовывали мох или паклю. Железные гвозди, как и другие металлические детали, не использовали, иногда применяли деревянные крепления.
Петр Суходольский. Деревня Желны Калужской губернии Масальского уезда (фрагмент). 1864. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Исаак Левитан. Избушка на лугу (фрагмент). 1885. Костромской государственный объединенный художественный музей, Кострома
Петр Суходольский. В деревне (фрагмент). 1882. Томский областной художественный музей, Томск
Самым древним типом кровли в избах историки считают четырехскатную шатровую крышу. Позже распространились и двухскатные. Они позволяли использовать пространство под крышей под большой чердак с окном. К тому же двускатная крыша помогала сэкономить на металле, если дом крыли железом. Конёк было принято украшать фигурками животных, чаще всего встречался декор в форме лошадиной головы. Историк Дмитрий Зеленин предполагал, что традиция возникла как «воспоминание о черепах животных, приносившихся в жертву».
Крыши обычно крыли тесом, тонкими досками или дранкой — небольшими деревянными пластинками. Реже встречалась металлическая кровля, а иногда использовали даже камыш. На севере, как правило, на каркас слоями укладывали щепки — такое покрытие напоминало чешуйчатую черепицу. В южных княжествах (позже — губерниях) чаще встречалась солома. Небогатые крестьяне сваливали стебли ворохом и прижимали прутьями или досками. Селяне позажиточнее сначала связывали колосья в пучки, а потом выстилали кровлю рядами.
Борис Кустодиев. Изба. Костромская губерния (фрагмент). 1909–1917. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Алексей Степанов. Утренний привет. 1897. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Псков
Михаил Эрасси. Русская деревня (фрагмент). 1840-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Снаружи дом украшали резьбой
, со временем ее заменили разноцветными росписями. Чаще всего орнамент состоял из геометрических фигур, но встречались и другие мотивы:
Русские наряду с геометрическими фигурами изображают фантастических зверей: похожих на львов морских котов, человекообразные фигуры с рыбьими хвостами (фараоны), лошадиные головы, растительный орнамент и т. д. Севернорусские обычно украшают резьбой те доски фасада дома, которые идут по краю обоих скатов крыши от конька.
Дмитрий Зеленин. «Русская этнография»
Избу окружал двор. У зажиточных крестьян и селян со средним достатком здесь находились конюшни, хлев для скотины, сеновал, амбары для зерна и припасов. Во дворе хозяева хранили инвентарь, под навесами ставили телеги и сани. В северных провинциях России двор соединялся с избой единым навесом — получался крытый комплекс со множеством пристроек. На юге все сооружения обычно стояли отдельно, их окружал плетеный забор.

Конструкция традиционного дома

Григорий Сорока (Васильев). Гумно (фрагмент). 1843. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Василий Максимов. Девушка у амбара (фрагмент). 1874. Пермская государственная картинная галерея, Пермь
Карл Лемох. Крестьянский дворик (фрагмент). 1874. Дагестанский музей изобразительных искусств, Махачкала, Республика Дагестан
Конструкция изб в разных регионах различалась — во многом это зависело от климата. Например, на юге дома ставили сразу на землю. Земляной пол выстилали соломой или сеном, иногда покрывали досками. А вот на севере срубы возводили в несколько ярусов. Внизу находилась нежилая часть, которая обычно служила для хранения припасов. Это мог быть цокольный этаж-подклет или невысокое подполье — подвал, немного углубленный в землю. Со временем дома с подпольем стали возводить по всей Руси, а избы с земляным полом встречались все реже.
Потолок в комнатах обычно был низким, посередине располагалась горизонтальная балка — матица. Она поддерживала потолочные бревна или доски и к тому же считалась в доме сакральным местом. На матице вырезали символы-обереги и имена покойных родных, а еще к ней подвешивали детскую колыбель. Потолочная балка условно делила пространство дома на внешнее и внутреннее: гость сидел на лавке у входа и не заходил на другую половину без приглашения хозяина.
Константин Савицкий. Клеть (фрагмент). XIX век. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Харламов. У колыбели сестры (фрагмент). XIX век. Частное собрание
Константин Крыжицкий. Двор (фрагмент). 1888. Художественный музей, Череповец, Вологодская область
Окна в северных избах располагались на втором этаже — первый, хозяйственный, был глухим. Вместо стекол в них вставляли пластины слюды или затягивали рамы бычьими пузырями и промасленной бумагой, в холодное время закрывали мешками с соломой и ставнями. Двери, как и потолки, делали низкими, чтобы в избу проникало меньше холода. Часто избы не имели засовов, но посторонним следовало стучать в окно, чтобы предупредить хозяев о визите.

Внутренняя планировка

Василий Максимов. Сборы на гулянье (фрагмент). 1869. Государственный музей искусств им. А. Кастеева Республики Казахстан, Алматы, Республика Казахстан
Иван Горохов. В избе (фрагмент). 1895. Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Переславль-Залесский, Ярославская область
Юрий Кугач. На кухне (фрагмент). 1953. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Чаще всего встречались дома из двух помещений — жилой избы, которую отапливали, и холодных сеней. Иногда пристраивали чулан или другие комнаты. Сени, своеобразная прихожая, отделяли теплую зону от улицы. Здесь хранили часть инвентаря и продуктов, держали кадки с водой, остужали пищу и оставляли верхнюю одежду и обувь. Летом в сенях ночевали хозяева, а зимой — молодой скот и птица, если животных нужно было уберечь от морозов.
Андрей Рябушкин. В деревне. К обедне (фрагмент). 1903. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иван Горохов. Девочка у окна (фрагмент). 1904. Козьмодемьянский художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева, Козьмодемьянск, Республика Марий Эл
Николай Кошелев. Утро в деревне (фрагмент). 1880-е. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Нижний Тагил
В теплой комнате члены семьи ели, спали и готовили пищу, здесь же располагались места для отдыха. В среднем ее площадь составляла 20–25 квадратных метров, притом что жили в избе семь-десять человек. Пространство делилось на женскую и мужскую половины, каждому было отведено свое место: для сна, принятия пищи, досуга и домашних дел. В свободное от полевых работ время женщины здесь пряли и шили одежду, мужчины плели корзины и чинили инвентарь. В некоторых избах перегородки дополнительно отделяли чистую половину — горницу. В ней принимали гостей и собирались за столом.
Вход в подполье обычно устраивали около печи
, вниз вела лестница. Здесь хранили молоко и овощи — картофель, морковь, квашеную капусту.

Мебель, украшения и освещение: убранство избы

Василий Максимов. Крестьянская изба (фрагмент). 1869. Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Василий Максимов. Красный угол в избе (фрагмент). 1869. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Сергей Виноградов. В избе (фрагмент). 1890. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Омск
Мебель в избе делилась на переносную и стационарную, которую устанавливали, как только достраивали дом. Например, длинные лавки вдоль стен, полки для посуды и полати — высокие настилы для сна
 — сразу крепили к самому срубу. Из переносной мебели в избе имелись стол, скамьи и сундуки, в которых хранили одежду, обувь и одеяла. Позднее появились низкие напольные шкафы. Стулья встречались редко:
Раньше в большинстве случаев пользовались так называемыми стульчиками — это либо отпиленные от толстого бревна чурбаны, либо гнутые и связанные из ивовых стволов стулья без спинки с четырехугольным сиденьем. Последние употребляются также при дойке коров, и поэтому их иногда называют коровьими стульями.
Дмитрий Зеленин. «Русская этнография»
Василий Максимов. Внутренний вид избы (фрагмент). 1869. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Михаил Клодт. Интерьер (фрагмент). 1878. Частное собрание
Василий Максимов. Внутренний вид избы (фрагмент). 1869. Частное собрание
Большую печь обычно выкладывали в углу; в северных регионах — у самого входа, на юге — наоборот. Ее длина доходила до двух метров, сверху располагалась ровная лежанка, на которой спали старики и дети
. До XVIII века мастера возводили конструкции без дымохода, такой дом назывался курной избой. Когда печь топили, дым заполнял всю комнату, а затем выходил через специальное отверстие в потолке и в открытую дверь. Со временем все в избе покрывалось копотью, предметы мебели и посуду приходилось часто чистить. Горячие угли сгребали в специальное место — загнетку — и потом использовали, чтобы разжигать огонь. Случалось, что печи топили без остановки десятилетиями.
По диагонали от печи в избе находился красный, то есть красивый, угол — самая светлая, чистая и нарядная часть дома. В избах с внутренней перегородкой он размещался в горнице. Там висела полка с иконами и лампадкой — божница. При входе в чужой дом на красный угол следовало перекреститься. Здесь же стоял длинный обеденный стол, где семья собиралась в будни и во время праздников.
Софья Просвиркина. Дом с прирубной горницей на подклете 1871 года в селе Шаготь Ярославской губернии (фрагмент). 1926. Государственный исторический музей, Москва
Софья Просвиркина. Житница в деревне Кудашихе Нижегородской губернии Городецкого уезда (фрагмент). 1925. Государственный исторический музей, Москва
Софья Просвиркина. Вид дома «с прирубной горницей на вереях» в деревне Кузьминская Даниловского уезда Ярославской губернии (фрагмент). 1926. Государственный исторический музей, Москва
Освещали избы лучинами — тонкими длинными щепками, обычно березовыми или осиновыми. По одной или по несколько их вставляли в светец — вертикальный стержень длиной около метра с железной вилкой наверху. Угольки от лучин падали в емкость с водой, которую ставили рядом с конструкцией. Свет лучина давала тусклый, поэтому всю домашнюю работу старались сделать дотемна. Дорогие свечи крестьяне использовали редко, в основном по праздникам. В середине XIX века в России появились керосиновые лампы, ими освещали жилище до эпохи электричества.
Издавна хозяева старались украшать свое жилище. Деревянные предметы покрывали резьбой с геометрическими и растительными орнаментами, на полы клали плетеные коврики, иконы покрывали белыми вышитыми полотенцами — рушниками, а печи иногда расписывали яркими узорами. В XVII веке на Руси появились лубки
 — печатные картинки со сказочными
и религиозными сюжетами — такие лубочные листы развешивали на стенах.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна