Нянька, невеста и молодуха: статус женщины в крестьянской среде

Статус женщины в крестьянской семье всегда отличался от мужского: девушкам и женам полагалось быть скромными и прилежными. Их с раннего детства приучали к «женской» работе — нянчить детей, возделывать огород и вести дом. А к зрелым женщинам часто обращались за советами и даже магической помощью
. Читайте, зачем новорожденным девочкам клали в колыбель прялку, за что девушку могли сослать в монастырь и почему старых дев не приглашали на свадьбы.

Девочка: нянька и помощница по дому

Алексей Корзухин. Возвращение из города (фрагмент). 1870. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Николай Кошелев. Утро в деревне (фрагмент). 1880. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Нижний Тагил, Свердловская область
Иван Пелевин. Кормление ребенка (фрагмент). 1890. Частное собрание
Рождению
дочери в крестьянской среде изначально особенно не радовались. Сын должен был стать родительской опорой и помощником, а дочь выходила замуж в другой дом, да еще и нужно было тратиться на приданое. Если у супругов рождались одни дочки, считалось, что тут не обошлось без магии
и порчи.
Сразу после рождения ребенка проводили обряды, связанные с будущими женскими занятиями. Русский этнограф Дмитрий Зеленин описывал такой обычай Курской губернии: новорожденной девочке перерезали пуповину на прялке, чтобы она стала умелой рукодельницей. В других регионах прялку клали младенцу в колыбель. Еще один обряд был связан с крестинами: в конце ритуала крестная мать выбегала на улицу и хватала «женский» предмет — обычно ведро или коромысло, чтобы крестница росла хорошей хозяйкой.
Харитон Платонов. Маленькая няня (фрагмент). 1880. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Петр Грузинский. Крестьянская девочка у саней (фрагмент). 1891. Частное собрание
Ростислав Фелицин. На крыльце избы (фрагмент). 1855. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
С пяти-семи лет девочки уже присматривали за младшими братьями и сестрами, даже грудными: кормили, пеленали и укладывали спать. Часто в этом возрасте их так и звали — няньками. С того же возраста дочери помогали по дому и работали в огороде. А примерно в восемь лет, а иногда и раньше, девочку сажали за прялку.
При этом детей обоих полов до семи-восьми лет называли младенцами, они даже носили одинаковую одежду, простую длинную рубаху. А после начинали звать девочкой и мальчиком (отроком). Появлялись разнополые наряды: у девочек это были рубахи с поясом и с вышивкой по подолу.

Девушка на выданье

Филипп Будкин. Девушка перед зеркалом (фрагмент). 1848. Национальный художественный музей, Минск, Республика Беларусь
Константин Трутовский. На сеновале (фрагмент). 1872. Тюменский областной музей изобразительных искусств, Тюмень
Константин Трутовский. У плетня (фрагмент). 1879. Тамбовская областная картинная галерея, Тамбов
С наступлением половой зрелости к подростку уже начинали обращаться по имени
, но в сокращенной форме: Дашка, Машка, Наташка. Переход в новый статус, как и прежде, сопровождался новой одеждой, теперь уже взрослой: юбкой-поневой или сарафаном. В косы вплетали ленты.
С 10–15 лет и до замужества девушки ходили на вечерки — молодежные посиделки в избах. Но если туда приходили две сестры, то младшей полагалось вести себя скромно, не наряжаться и не общаться с парнями. Иначе она рисковала выйти замуж раньше старшей, а это не приветствовалось. На посиделках парни развлекали гостей шутками, все вместе пели песни. У девушки мог быть друг, которому она оказывала больше внимания, допускались поцелуи и объятия.
Считалось, что с 15 до 20 лет девушки «в самой поре», это время вступать в брак. До замужества полагалось вести себя скромно и сдержанно, избегать греховных связей с мужчинами. При этом в родном доме с «провинившимися», «бедовыми» дочками могли обращаться не слишком сурово. Но если связь становилась известна в селе, над девушкой обидно шутили, подруги и сестры отворачивались от нее — ведь тень падала и на них. Парни мазали ворота ее дома дегтем, могли отрезать косы
. В то же время для мужчин вступить в добрачную связь считалось даже почетным. Сверстники относились к «опытному» юноше с уважением, старшие — равнодушно, а отцы иногда даже поощряли сыновей и гордились ими. Тех, кто соблазнял и бросал возлюбленную, почти никто не осуждал.
Алексей Венецианов. Встреча у колодца (фрагмент). 1843. Азербайджанский национальный музей искусств, Баку, Азербайджан
Николай Кузнецов. В праздник (фрагмент). 1879. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Венецианов. Гадание на картах (фрагмент). 1842. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Если девушка рожала внебрачного ребенка, на нее обрушивалось все презрение общества и на ней лежала вся вина за случившееся. Считалось, что парень не обязан жениться и содержать ребенка, если его подруга забеременела. Родителям приходилось кормить «еще один рот» и терпеть позор. Молодой женщине грозила нищета или замужество в далеком месте, иногда она одна уезжала жить в город. Девушку могли отправить в монастырь, а ребенка — забрать родители. Однако «лишних» детей воспринимали как обузу и старались отдать на воспитание бездетным парам. Если же ребенок оставался с матерью, его дразнили на улице, а родные и знакомые постоянно напоминали о его происхождении.
Страшное наказание ждало женщин, которые умертвили своих незаконных детей. Считалось, что своим поступком они навели беду на всю деревню и ей теперь грозили град, бесконечный дождь и гибель урожая. В некоторых регионах в женщину кидали камни, чтобы отвести несчастья от поселения.

Красавица невеста

Алексей Корзухин. Девичник (фрагмент). 1889. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Сергей Грибков. Благословение на свадьбу (фрагмент). 1886. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
Николай Петров. Смотрины невесты (фрагмент). 1861. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Для крестьянки брак считался обязательной частью полноценной жизни. В старину женились рано, историки связывают это с небольшой продолжительностью жизни. К тому же семья стремилась побыстрее отдать дочь замуж, чтобы не содержать ее. В первой трети XIX века законодательно установили минимальный возраст для вступления в брак: 16 лет у девушек, 18 — у юношей. Но в деревнях закон соблюдали не всегда.
Зачастую женихов в селах было меньше, чем невест, поэтому девушки соперничали за приглянувшихся состоятельных парней. Многие браки устраивались по принуждению: будущих супругов выбирали родители. Со временем такие случаи встречались все реже, обычно когда богатая семья хотела отдать дочь за человека с достатком.
Михаил Теребенев. Русская крестьянская свадьба (фрагмент). 1814–1815. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск», Павловск, Санкт-Петербург
Василий Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу (фрагмент). 1875. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Павел Радимов. Сваха и невеста (фрагмент). 1929. Новосибирский государственный художественный музей, Новосибирск
Если же девушка совсем не хотела идти замуж по воле старших, она могла отказаться у алтаря. Однако за ослушание родные могли избить ее и даже выгнать из дома. Самые смелые решались на тайный брак. Невеста заранее договаривалась с возлюбленным и передавала ему часть приданого. В назначенное время их тайно венчали в церкви, после чего молодые скрывались у родных или знакомых. На следующий день они шли к родителям и просили прощения. Обычно детей прощали, но виниться молодоженам приходилось несколько раз.

Молодка супруга

Афанасий Куликов. Молодуха (фрагмент). 1946. Малоярославецкий музейно-выставочный центр им. И.А. Солдатенкова, Малоярославец, Калужская область
Василий Максимов. Сборы на гулянье (фрагмент). 1869. Государственный музей искусств им. А. Кастеева Республики Казахстан, Алматы, Республика Казахстан
Иван Куликов. Возвращение из города (фрагмент). 1914. Муромский историко-художественный музей, Муром, Владимирская область
Замужнюю женщину без детей называли молодухой. Она уже не ходила на вечерки, начинала день рано утром и работала до позднего вечера. Главным для нее было сохранять верность мужу: за измены сурово наказывали. Дмитрий Зеленин описал, как это проходило в одной из деревень: нагую женщину публично секли крапивой. Измена считалась позором для мужчины, поэтому часто они скрывали ото всех случившееся и наказывали жену сами. Разводы в крестьянской среде встречались редко.
Когда женщина беременела, ей старались давать более легкую работу. Собиратель фольклора Владимир Даль
отмечал, как такая забота отразилась в суевериях
.
Беременной не велят заготовлять белья для младенца, а то он жить не будет. Это значит: так как ей работать и шить тяжело, то ей обязаны помогать другие, а кто помогает обшивать невесту, тот помолодеет — и это придумано с добрым расчетом.
Из книги «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» Владимира Даля
Константин Маковский. Жница (фрагмент). 1871. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Трутовский. В половодье (фрагмент). XVIII век. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки, Курск
Иван Творожников. Крестьянка, выходящая из избы (фрагмент). XVIII век. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Приближение родов женщина тщательно скрывала: считалось, чем больше людей узнают об этом, тем тяжелее роды будут проходить. По поверьям, о предстоящем событии не должна узнать нечистая сила
: именно она заставляет роженицу страдать. Особенно опасались, что о родах станет известно незамужним девушкам или старым девам. В повитухи звали пожилых женщин, у которых были дети. А к молодым акушеркам обычно не обращались, даже если была возможность.
После рождения ребенка женщина из молодухи переходила в следующую социальную группу — мать. Знания о том, как лечить ребенка и ухаживать за ним, передавались из поколения в поколение. Матери делились ими с дочерьми, советы давали соседки, родственницы и знакомые. Женщина кормила ребенка грудью полтора-два года или до следующей беременности, при этом продолжая трудиться в доме и на общих работах.

Вдова и старая дева

Василий Максимов. Больной муж (фрагмент). 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Перов. Проводы покойника (фрагмент). 1865. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Александр Красносельский. Сбор недоимок (фрагмент). 1869. Вольский краеведческий музей, Вольск, Саратовская область
Особый статус имели вдовы. Считалось благим делом помогать им, это даже отразилось в пословице
: «На вдовий двор хоть щепу брось, сгодится». Через несколько лет после смерти супруга вдовы вновь считались молодками и могли выйти замуж. Женщине разрешалось самой выбрать и взять в свой дом мужа, ей не нужно было приданое, для нее не проводили смотрины и девичник. Второй брак уже не имел такой святости, как первый, и во время венчания на супругов не возлагали венцов. Но если вдруг вдова рожала ребенка вне брака, то ее ждал такой же позор, как и незамужнюю девушку.
В деревнях верили: те, кто потерял мужа, знаются с нечистой силой. За злого духа принимали
след метеора в ночном небе. Его называли огненным змеем
, который якобы летит к вдове, принимает вид умершего супруга и одаривает ее золотом. По поверьям, эти несчастные женщины худели, чернели лицом и сходили с ума.
Александр Бучкури. Баба (фрагмент). 1909. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
Михаил Нестеров. За приворотным зельем (фрагмент). 1888. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов
Николай Богданов. Запоздала (фрагмент). 1889. Челябинская областная картинная галерея, Челябинск
Особый статус был и у старых дев — тех, кто не вышел замуж в «положенном» возрасте. Девушки оставались жить в доме родителей по разным причинам: из-за некрасивой внешности или физических особенностей, отсутствия приданого или требовательности к женихам. Но в селениях причину объясняли материнским проклятием или порчей. Таких девушек звали вековушами, пожилыми девками, засиделками, старыми косами. К ним относились плохо практически везде, безбрачие считали отклонением от нормы. Их не допускали на свадьбы, так как считалось, что они принесут беду, но приглашали на оплакивание покойников
, как вдов и старух. И чем старше становилась девушка, тем сложнее ей было выйти замуж: молодые парни и их родители выбирали юных невест. Пару старой деве мог составить такой же одинокий жених в годах или вдовец.

Старость: бабы, знахарки и ведьмы

Иван Творожников. Бабушка и внучка (фрагмент). 1891. Самарский областной художественный музей, Самара
Фирс Журавлев. Знахарка (фрагмент). XVIII век. Калужский музей изобразительных искусств, Калуга
Михаил Клодт. Колдунья (фрагмент). 1891. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Пожилых женщин называли старухами и бабами. К этой категории причисляли не по возрасту, а когда женщины женили детей или у них появлялись внуки. Старухи носили неяркую одежду, они пользовались уважением: к ним обращались за советами, особенно в вопросах лечения и защиты от злых духов.
Сельскими знахарками, как правило, тоже были пожилые женщины. Считалось, что они обладают магическими знаниями. За вознаграждение знахарки читали заговоры, лечили водой людей и скот, проводили обряды с растениями
и магическими предметами. А еще — помогали найти пропавшие вещи, определить преступника и приворожить возлюбленного.
Алексей Венецианов. Старая крестьянка с клюкой (фрагмент). 1830-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Верещагин. Крестьянка села Любец за пряжей (фрагмент). 1858–1860. Череповецкое музейное объединение, Череповец, Вологодская область
Василий Суриков. Старуха (фрагмент). Конец XIX века. Чайковский историко-художественный музей, Чайковский, Пермский край
С другой стороны, старух считали опасными. Почти в каждой деревне жила пожилая женщина, которая слыла ведьмой или колдуньей. Обычно их дома стояли на окраине, а хозяйки отличались тяжелым характером, странным поведением, могли иметь увечья — хромоту или горб. Их боялись и сторонились. Ведьмы, по поверьям, наводили порчу и уничтожали урожай, и во время засух или затяжных дождей в деревнях проводили обряды, чтобы распознать колдунью. Например, женщину бросали в воду: если она оставалась на поверхности, значит, чистая вода ее не принимает и она ведьма.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна