«На дне»: главное о произведении

Произведения из школьной программы вызывают множество вопросов не только у школьников. Чтобы разобраться в русской классике было проще, портал «Культура.РФ» подготовил серию публикаций. В новом тексте рассказываем о пьесе Максима Горького
«На дне»
. Читайте, к какому жанру принято относить произведение, почему Горький называл странника Луку «сиреной» и какой проблеме посвящен текст.

О чем пьеса

Герта Неменова. Сцена из спектакля по пьесе Максима Горького «На дне». 1971. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Георгий Моисеев. Ночлежка (фрагмент). Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Максима Горького «На дне». 1956. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Мария Плахова. Ночлежка (фрагмент). Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Максима Горького «На дне». 1967. Зеленогорский музейно-выставочный центр, Зеленогорск, Красноярский край
Пьеса «На дне»
рассказывает о жизни самых бедных слоев общества Российской империи. Ее местом действия становится ночлежный дом для малоимущих, который держит семья Костылевых: Михаил Костылев, его жена Василиса Карповна, ее сестра Наташа и их дядя — полицейский Медведев. В ночлежке обитают городские маргиналы: бедняки, воры, алкоголики, проститутки. Другие действующие лица пьесы — это промотавший все состояние дворянин Барон, вор Васька Пепел, спившийся театральный артист Актер, который забыл даже собственное имя, картежник Сатин и другие герои. Они обсуждают свое прошлое, ностальгируют, ссорятся, дерутся, обвиняют друг друга, рассуждают о будущем. В пьесе Горький
изображает трагические судьбы людей, оказавшихся на дне жизни — в дешевом ночлежном доме. А основная тема произведения — невозможность выбраться со дна.
Сюжет пьесы разворачивается весной. События первого действия происходят утром, остальные — вечером, ночью или на закате. Однако Горький создал в драме такую мрачную и тяжелую атмосферу, что Константин Станиславский
, когда работал над спектаклем «На дне», изменил время действия на осень.
Композиция пьесы линейная: ее действие развивается последовательно, в хронологическом порядке. Поэт Иннокентий Анненский писал о структуре текста в своем анализе произведения: «Строго говоря, в драме Горького нет ни обычного начала, ни традиционной развязки. Пьеса похожа на степную реку, которая незаметно рождается где-то в болоте, чтобы замереть в песке. Но вчитайтесь внимательнее в начальную и последнюю сцену, и вы увидите, что «На дне» вовсе не какая-то серая полоса с блестками, которую бог знает зачем выкроили из действительности и расцветили, а что это настоящее художественное произведение».

История создания

Леонид Черный. Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Максима Горького «На дне» (фрагмент). 1981. Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону
Магдалина Мавровская. Асан из пьесы Максима Горького «На дне». 1970–80-е. Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», поселок Шушенское, Красноярский край
Алексей Широнов. Монолог Сатина. Иллюстрация к пьесе Максима Горького «На дне». 1932. Государственный музей А.М. Горького, Нижний Новгород
Пьесу «На дне»
Максим Горький
создал в 1901–1902 годах. Жанр произведения в отечественном литературоведении принято определять как социально-философскую драму. Писатель посвятил этот текст своему другу, журналисту Константину Пятницкому.
Горький работал над пьесой в Крыму и Арзамасе. Отрывки из драмы он читал Льву Толстому
. Сам Горький вспоминал: «Он говорил недовольно, видимо, ему очень не понравилось прочитанное мною».
Эти годы были тяжелым периодом в жизни Горького. Он находился под полицейским надзором, а еще по приказу самого Николая II
писателя исключили из списка Академии наук. Горького поддерживали знакомые и друзья. Например, Антон Чехов
в знак протеста тоже ушел из Академии наук.
Летом 1902 года Горький переслал рукопись Пятницкому, чтобы тот напечатал ее в издательстве «Знание» и передал режиссеру Владимиру Немировичу-Данченко
.
Название пьесы у Горького появилось не сразу. Он рассматривал разные варианты — «Без солнца», «На дне жизни», «Ночлежка», «Дно». В цензурный комитет драма отправилась под первоначальным названием «На дне жизни». А уже сокращенный вариант «На дне» предложил писатель Леонид Андреев
. Впервые публика увидела его только на афишах в МХТ
.

Критика о пьесе

Александр Загаров в роли Клеща в спектакле по пьесе Максима Горького «На дне». Московский Художественный театр, Москва. 1902–1904 годы. Фотография: Ростовский областной музей краеведения, Ростов-на-Дону
Александр Вишневский в роли татарина Асана в спектакле по пьесе Максима Горького «На дне». Московский Художественный театр, Москва. 1902–1904 годы. Фотография: Ростовский областной музей краеведения, Ростов-на-Дону
Василий Лужский в роли Бубнова в спектакле по пьесе Максима Горького «На дне». Московский Художественный театр, Москва. 1902–1904 годы. Фотография: Ростовский областной музей краеведения, Ростов-на-Дону
Цензоры оставили к пьесе много правок: например, Горького
просили сократить второй акт, исключить из текста грубые разговоры и рассуждения Луки о Боге, поменять профессию Медведева — из полицейского сделать его простым солдатом. Писатель вносить правки отказался. Отстаивать пьесу в Петербург отправился Немирович-Данченко
. Он убедил цензоров сохранить оригинальный текст. Чиновники согласились, но с условием: «На дне»
можно будет поставить только в МХТ
. А в других российских театрах спектакль показывать запретили.
Горький построил свою пьесу по образу произведений Антона Чехова
и Генрика Ибсена. В литературоведении тексты этих авторов относят к так называемой «новой драме». Они, как правило, посвящены социальным проблемам, а герои обычно не могут понять друг друга. Филолог Юлия Барбакадзе писала: «Особенности эволюции творчества Ибсена, Островского
, Чехова, Горького прослеживаются на фоне сходных социально-политических процессов в странах. Так, и Ибсен, и Горький уделяют в своих реалистических пьесах много внимания классовым столкновениям и проблеме противостояния интеллигенции и народа… <…> Горький больше внимания уделяет общественным проблемам, его творчество быстро приобретает всё большую социальную остроту и актуальность. <…> Горький высоко ценит стремление к активности, героизму»
.
В драме нет главных и второстепенных персонажей, она дает актерам простор для интерпретации. Собственный взгляд на пьесу могут сформировать и читатели: Горький не рассказывает до конца историю каждого героя, характеристика персонажам дана отрывочно. Поэт Иннокентий Анненский писал: «Центр действия не остается все время один и тот же, как в старых драмах, а постоянно перемещается: точнее, внимание наше последовательно захватывается минутным героем: сначала это Анна и Клещ, потом Лука, Пепел, Василиса, Настя, Барон, Наташа, Сатин, Бубнов и, наконец, Актер. Личные драмы то тлеют, то вспыхивают из-под пепла, а по временам огни их очень затейливо сплетаются друг с другом».
Из-за этой особенности пьесы артисты МХТ, Немирович-Данченко и цензоры думали, что постановку «На дне» ждет провал. Однако спектакль не только прошел с успехом, но и принес Горькому большую славу. Публицист Дмитрий Философов писал: «Успех у Горького был совершенно особенный. Такого раболепного преклонения, такой сумасшедшей моды, такой безмерной лести не видали ни Толстой
, ни Чехов. Горький был герой дня, «любимец публики», нечто вроде модного оперного певца…»
В большей части отзывов и рецензий критики пытались интерпретировать пьесу, а не просто давали ей оценку. Например, Сергей Адрианов рассуждал об образе Луки: «Создавая тип Луки, г. Горький сумел изобразить его в оригинальных очертаниях, не поддаваясь искушению подражательности, хотя нелегко сохранить оригинальность и содержательность, берясь за задачу, разработанную уже такими колоссами, как Толстой и Достоевский
. <…> Луке не надо никаких внешних авторитетов и поддержек. Он в себе самом находит довольно силы, чтобы разобраться в хаосе жизненных явлений, чтобы устоять перед тайною жизни, не поддаваясь искушению дряблого фатализма или же бесцельного вызова»
.
А Влас Дорошевич охарактеризовал персонажей в целом. Он писал:
На дне гниют утонувшие люди. В ночлежке живут какой-то барон, прошедший арестантские роты, «девица», гуляющая по тротуару, спившийся актер, телеграфист, сидевший в тюрьме за убийство, вор, «наследственный вор», еще отец его был вором и умер в тюрьме. От них смердит. Бывший барон за рюмку водки становится на четвереньки и лает по-собачьи. Бывший телеграфист занимается шулерничеством. Девица «гуляет». Вор ворует.
<…>
Это пьеса — песнь. Это пьеса — гимн человеку. Она радостна и страшна. Страшна. Видя «на дне» гниющих, утонувших людей, вы говорите своей совести:
— Что ж! Они уж мертвые. Они уж не чувствуют.
Вы спокойны, что бы с ним ни делалось. И вот вы в ужасе отступаете:
— Они еще живые!
Но даже после успешной премьеры запрет на постановки «На дне» в России не сняли. Зато спектакли по драме Горького шли в других странах, даже в Японии, где в репертуар театров редко попадали иностранные произведения. Там же появился первый фильм по пьесе — картина Минору Мураты «Души в пути».
А вот в печать пьеса вышла только после премьеры постановки. Сначала ее опубликовали за границей, в Германии. В 1902 году Горький возглавил издательство «Знание» вместе с Пятницким. Вскоре пьеса вышла и в России. Как редактор Горький выбирал для издательства произведения, авторы которых критиковали буржуазию, капитализм и самодержавие. А еще он публиковал Ивана Бунина
, Александра Куприна
.

Когда и где происходят события в пьесе: литература и реальность

Константин Станиславский в роли Сатина в спектакле по пьесе Максима Горького «На дне». Московский Художественный театр, Москва. 1902–1904 годы. Фотография: Ростовский областной музей краеведения, Ростов-на-Дону
Василий Качалов (слева) в роли Барона и Александр Вишневский в роли татарина Асана в спектакле по пьесе Максима Горького «На дне». Московский Художественный театр, Москва. 1902–1904 годы. Фотография: Государственный музей-заповедник «Петергоф», Петергоф, Санкт-Петербург
Михаил Громов в роли Актера в спектакле по пьесе Максима Горького «На дне». Московский Художественный театр, Москва. 1902–1904 годы. Фотография: Ростовский областной музей краеведения, Ростов-на-Дону
Ночлежки, подобные той, что Горький
описал в пьесе, появились в Российской империи в 1860–70-х годах. Тогда Александр II
отменил крепостное право, и бывшие крестьяне отправились в города. Они не могли позволить себе дорогое жилье, поэтому снимали углы или вовсе бродяжничали. В крупных городах началось массовое строительство дешевых гостиниц
. В Москве такие располагались на Хитровке. Их подробно описал в своей книге «Москва и москвичи»
журналист Владимир Гиляровский
.
В начале XX века число ночлежек выросло. Они делились на два типа — частные и благотворительные. Первые существовали как дешевые гостиницы, которые приносили хозяину доход. А вторые открывали благотворительные общества и государственные учреждения. Такие ночлежки были бесплатными и, как правило, чистыми.
Горький был хорошо знаком с обитателями ночлежных домов. В молодости он и сам жил очень бедно и снимал углы в недорогих заведениях. Поэтому обстановку частного ночлежного дома в пьесе «На дне»
он описал достоверно: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителя и, сверху вниз, — из квадратного окна с правой стороны… Везде по стенам — нары… Посредине ночлежки — большой стол, две скамьи, табурет, все — некрашеное и грязное».
Однако обитатели ночлежки в драме показались многим критикам неправдоподобными. Например, Лев Толстой
считал, что они изъяснялись литературным языком, а в настоящих ночлежках так никто не разговаривал. Иннокентий Анненский писал, что Горький не ставил перед собой цели создать бытовой очерк, подробно описать типичных обитателей ночлежек и их повседневность: «Романы Горького скорее идейные эскизы, связанные настоятельностью проблемы, чем искусно скомпонованные истории человеческих сердец».

Кто такой Лука

Александр Вишневский в роли татарина Асана в спектакле по пьесе Максима Горького «На дне». Московский Художественный театр, Москва. 1902–1904 годы. Фотография: Ростовский областной музей краеведения, Ростов-на-Дону
Василий Качалов в роли Барона в спектакле по пьесе Максима Горького «На дне». Московский Художественный театр, Москва. 1902–1904 годы. Фотография: Ростовский областной музей краеведения, Ростов-на-Дону
Иван Москвин в роли Луки в спектакле по пьесе Максима Горького «На дне». Московский Художественный театр, Москва. 1902–1904 годы. Фотография: Ростовский областной музей краеведения, Ростов-на-Дону
В первом действии в ночлежке появляется новый житель — странник Лука. Этого героя сам Горький
называл сиреной. Он писал: «Все русские проповедники, за исключением Аввакума и, может быть, Тихона Задонского, — люди холодные, ибо верой живой и действенной не обладали. Когда я писал Луку в «На дне»
, я хотел изобразить вот именно этакого старичка: его интересуют «всякие ответы», но не люди; неизбежно сталкиваясь с ними, он их утешает, но только для того, чтоб они не мешали ему жить»
.
Лука появляется в жизни обитателей ночлежки, обнадеживает их, а затем пропадает. Песня «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно», которую по ходу пьесы неоднократно поют герои, связана с этим персонажем. Она символична: Луку можно сравнить с солнцем из этой песни. Сам Горький писал: «Мне хочется солнышка пустить на сцену, веселого солнышка, русского эдакого — не очень яркого, но любящего все, все обнимающего». Так же и Лука ненадолго «освещает» жизнь персонажей, а потом исчезает:
Солнце всходит и заходит,
А в тюрьме моей темно.
Дни и ночи часовые
Стерегут мое окно.
Как хотите стерегите,
Я и так не убегу.
Мне и хочется на волю —
Цепь порвать я не могу.
Некоторые исследователи, например критик Иосиф Юзовский, предполагают, что именно из-за странника погиб Актер: «Актер доверился Луке, покорно, как ребенок, дал себе повязать на глаза повязку «возвышающего обмана». Когда эта повязка спала, было уже поздно, он не мог пережить своего разочарования и покончил с собой».
В диалоге с Лукой Актер хвалится, что когда-то читал с большим успехом одно стихотворение, но забыл его. Затем герой все же вспоминает это произведение и читает отрывки из «Безумцев» Пьера Жана Беранже:
Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
<…>
Если б завтра земли нашей путь
Осветить наше солнце забыло —
Завтра ж целый бы мир осветила
Мысль безумца какого-нибудь!
Это стихотворение имеет ключевое, символическое значение в пьесе. В песне про солнце упоминается тюрьма, а в «Безумцах» — золотой сон, дорога к правде. Учитель словесности Лев Соболев в лекции для проекта Arzamas рассказывал, что на таких контрастах — свет и тьма, тюрьма и свобода — и строится пьеса Максима Горького «На дне».

Автор: Анастасия Войко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна