Тайна имени: что скрывают картины неизвестных художников
До 21 января в Музее русского импрессионизма проходит выставка «Автор неизвестен. Коснуться главного». Экспозиция предлагает оценивать картины обособленно от личности живописца, ориентируясь только на основные художественные категории и собственный вкус. На выставке представлены работы, авторство которых исследователям не удалось установить до сих пор, а также редкие, недавно «опознанные» картины известных художников. Вместе с Музеем русского импрессионизма рассказываем, как специалисты проводят настоящие расследования в поисках автора.
Неизвестный художник. Михаил Борисоглебский — атрибуция Дарьи Решетниковой. Портрет Лидии Сейфуллиной
Портрет писательницы Лидии Сейфуллиной поступил в Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля в 1976 году. Музей приобрел полотно как работу неизвестного художника у племянницы Сейфуллиной — Татьяны Дмитриевой.
В 1970 году сестра писательницы, Зоя Сейфуллина-Шапиро, опубликовала мемуары «Моя старшая сестра», в которых рассказала, как в 1925 году приезжала в Ленинград в гости к сестре и ее мужу. На тот момент Сейфуллины занимали четырехкомнатную квартиру в Доме ученых — бывшем дворце великого князя Владимира Александровича.
В доме было шумно, часто заходил Корней Иванович Чуковский, писатель Борисоглебский, который в этот период писал портрет Лидии Николаевны (портрет, сделанный масляными красками, сохранился у нас в семье до сих пор).
Оказалось, что детали интерьера на портрете полностью соответствуют тому, как Зоя описала обстановку квартиры, где он и создавался. Так сомнений в том, что автором картины был Михаил Борисоглебский, не осталось. Однако, передавая картину в музей, родственники Сейфуллиной его имени не назвали.
Михаил Борисоглебский был известным писателем и историком балета, а еще — мастерски писал картины маслом. Он три года занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, но курс не окончил, затем переехал на Урал, где уже сам преподавал рисование и начал писать для периодической печати. В 1924 году Борисоглебский перебрался в Ленинград и вступил в литературную группу «Содружество». Здесь он и познакомился с Лидией Сейфуллиной. Позже Борисоглебский стал членом Ленинградского отделения Союза писателей, и по рекомендации Федора Сологуба его даже выбрали в правление Союза. Но в 1926 году все изменилось: Борисоглебский был арестован по обвинению «в связях с зарубежной эмигрантской организацией». Через два дня дело прекратили, но эта история испортила репутацию Борисоглебского и его отношения с кругом ленинградских писателей. Портрет его кисти в семье Сейфуллиной сохранили, однако авторство старались не упоминать.
Александр Щипицын. «Два мопса»
Сатирическая работа «Два мопса» попала в Смоленский государственный музей-заповедник в 1967 году в составе коллекции произведений графика Михаила Гуревича. Несколько десятков работ приняли в фонды как собрание одного автора. Картину в документах указали как «Две дамы» Гуревича. Однако позже выяснилось, что ее написал Александр Щипицын, который учился вместе с Гуревичем в московском Вхутеине. Установить авторство удалось искусствоведу Ольге Ройтенберг.
Уверенность мою в авторстве Щипицына не разделяли его сверстники. <…> Фотографию работы ношу из дома в дом к тем, кто Щипицына знал и помнит. Не признают товарищи. Такую не видели — говорят. Но ведь это Щипицын — твержу. <…> И вот однажды в беседе с О.В. Некрасовой, бывшей студенткой Р.Р. Фалька, к слову пришлось упомянуть о Щипицыне. «Помню всего лишь одну его работу». — «Какую?» (А вдруг!) — «Улица маленького городка». — «А кто на улице?» — «Разодетая дама». — «Кто-нибудь еще есть?» (Замираю.) — «Дама ведет собачку». — «Какую?» — «В ошейнике». — «А какой ошейник?» Ольга Васильевна рисует жестом более чем красноречиво. Победа! Но атрибуцию все же надо доказать…
Летом 1979 года Ройтенберг познакомилась с художником Анатолием Самсоновым, который подтвердил авторство Шипицына сохранившейся у него архивной фотографией. «Саша эту картину называл «Два мопса», — сказал Самсонов. Благодаря исследованию Ройтенберг и ее публикации «Новое об Александре Щипицыне» работа «Два мопса» обрела новую атрибуцию.
Александр Катышев. Натюрморт
В 1957 году в Тюмени открылась Областная картинная галерея, куда в 1958-м из Тобольского краеведческого музея передали 38 предметов живописи. В акте среди прочих произведений значился «Натюрморт с бутылью и кувшином» художника Катышева. Однако в первом каталоге 1963 года картина фигурировала как работа неизвестного живописца, но ниже приводилась пометка про надпись на обороте: «Катышев». А во время реставрации в 1986–1987 годах эту надпись не сохранили.
Только в декабре 2019 года в Российском государственном архиве литературы и искусства исследователи обнаружили копию акта передачи из Музейного бюро в Тобольск. В документе фигурировала фамилия без инициалов — из-за этого найти информацию об авторе оказалось непростой задачей. В итоге восстановить биографию художника Александра Катышева помогли два личных дела из фондов Строгановского училища и Вхутемаса.
Александр Катышев был подмастерьем Аристарха Лентулова, учился у Василия Кандинского и Павла Кузнецова. Исследователям стало известно, что у художника были серьезные проблемы со здоровьем. А найти какие-либо упоминания о Катышеве после 1930 года не удалось до сих пор.
Читайте также:
Василий Денисов. «Северный город»
Историю этой картины в книге «Работа над фальшивками, или Подлинная история дамы с театральной сумочкой» рассказал коллекционер Андрей Васильев. Однажды ему почти за бесценок досталось огромное — практически метр на три — полотно с изображением северного русского города в стиле модерн. Васильев потратил много времени и сил, чтобы установить авторство, и выяснил, что картину написал известный художник-символист Василий Денисов.
Удостоверив и оснастив свои находки официальной экспертизой Государственного Русского музея, я вынужден был расстаться с такой гигантской орясиной, поскольку она, в буквальном смысле слова, перегораживала всю квартиру, выполняя роль плотины, препятствующей свободному передвижению людей и капиталов. На стене для нее не было достойного места, а на полу она могла только пострадать от неосторожного обращения. Кроме того, картина все же должна выполнять свои эстетические и просветительские функции, а не прозябать на никому не доступном складе.
Через несколько лет на антикварном салоне в Москве Васильев снова увидел знакомый холст. И с удивлением обнаружил, что автором работы был записан Николай Рерих.
Спустя почти 30 лет Васильев поинтересовался у одного знакомого: «А что там Денисов-Рерих? Устроил ли он свою личную и социальную жизнь? Вернулся ли в родную гавань? Или продолжает бесцельно перегораживать чье-то жилое пространство?» Тот ответил, что ничего не изменилось — «Лже-Рериха» можно по-прежнему приобрести, причем недорого.
В итоге Васильев вернул картину в свою коллекцию, а новейшая московская экспертиза восстановила имя настоящего автора — Василия Денисова.
Неизвестный художник. Весенний пейзаж. Этюд
Несколько работ неизвестных художников, среди которых был и этот этюд, поступили в собрание Омского государственного историко-краеведческого музея в 1989 году. Исследователи предполагают, что они принадлежали известному омскому литератору Антону Сорокину. Он называл себя «королем сибирских писателей», а еще был художником и коллекционировал работы современников из Омска и не только.
В 1919–1920 годах Сорокин познакомился и подружился с группой футуристов. Проезжавший через Омск в Америку Давид Бурлюк принял его шестым членом Всероссийской федерации футуристов как «национального Великого писателя и Великого художника».
Архив произведений Сорокина и картин из его коллекции сложился в музее в конце 1920-х — начале 1930-х годов. Часть работ из этой коллекции в 1970-е годы попала в Музей ИЗО (Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля), в котором хранится и в наши дни.
Автор: Полина Пендина
Смотрите также