Аристарх Лентулов
Годы жизни: 26 марта 1882 - 15 апреля 1943
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Аристарх Лентулов с детства мечтал рисовать, хотя по наставлению матери чуть не стал священником. Позже он прославился как один из создателей авангардного объединения «Бубновый валет». В своих картинах Лентулов смешивал разные стили, экспериментировал со светом и тенью. Он часто использовал яркие краски, за что критики прозвали его «художником Солнца».
Первые картины Аристарха Лентулова
Аристарх Лентулов родился 26 марта 1882 года, об этом сохранилась запись в метрической книге. Но его точное место рождения неизвестно. Это либо село Черная Пятина, либо село Ворона в Нижнеломовском уезде Пензенской губернии.
Отец художника Василий Лентулов был священником, он умер в 1884 году. Дальше воспитывала Аристарха Лентулова только мать Анна Степанова. Она хотела, чтобы сын, как и его отец, стал священником, поэтому отдала его в духовное училище.
Учился там Лентулов плохо — часть занятий прогуливал, а на других рисовал. Он с детства мечтал стать художником. Поэтому в 1895 году мать отдала его в Пензенское художественное училище им. Н.Д. Селиверстова (сейчас — Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого), директором которого был передвижник Константин Савицкий. Там преподавали скульптор Константин Клодт и живописец Николай Грандковский.
Я смело могу сказать, что, если бы школа не открылась, меня бы не существовало как художника… Тому, чтобы стать художником, предшествует целый ряд сложностей и случайных обстоятельств, и мало ли у нас на Руси гибло и гибнет талантов, не имеющих возможности их развить и проявить, и мы не знаем, какие бы еще могли быть художники, если бы побольше было таких школ на местах, как пензенская, одесская, киевская.
Аристарх Лентулов. «Воспоминания»
Уже в ранних работах Лентулов много экспериментировал с цветом и формой. Чаще всего художник использовал яркие краски, оттенки желтого. Он вспоминал: «Работа моя проходила главным образом на природе… В этом отношении я производил исключительно интересные опыты, допускал контрасты света и тени, от черного в тени и до чистого хрома в свету».
В 1900 году Аристарх Лентулов вместе с несколькими своими однокурсниками покинул Пензенское художественное училище из-за конфликта с одним из педагогов, который запрещал ученикам писать картины на свободные темы. Константин Савицкий написал Лентулову рекомендацию. С ней живописца взяли в Киевское художественное училище в класс передвижника Николая Пимоненко. Там Лентулов проучился пять лет, пока в 1905 году его не исключили. На одном из занятий он поспорил со своим педагогом Иваном Селезневым, а после уроков попытался «исправить» картину учителя.
В том же году Лентулова вновь приняли в Пензенское художественное училище. Вместе с ним там учился один из будущих членов объединения «Бубновые валеты» Владимир Бурлюк. Их картины часто показывали на выставках Пензенского кружка любителей искусств.
Когда в 1906 году Аристарх Лентулов окончил училище, он решил переехать в Петербург и поступить в Академию художеств. Но на вступительных испытаниях художник провалился. Поступающие писали портрет девушки, и Лентулов, хоть и точно передал особенности ее внешности, для теней использовал зеленый цвет. Экзаменаторы раскритиковали такой выбор и поставили ему низкий балл.
Однако один из педагогов Академии художеств — живописец Дмитрий Кардовский — пригласил Лентулова в свою мастерскую. Вскоре картины художника, в том числе «Автопортрет в красной рубахе» и «Портрет Н.А. Соловьева», показали на выставках «Стефанос», «Современные течения в искусстве» и «Венок». Член объединения «Мир искусства» Александр Бенуа писал о них: «Картины его поют и веселят душу… Нужно ценить и лелеять его ясный и радостный талант».
В 1908 году Лентулов переехал в Москву, там он женился на выпускнице Бестужевских курсов Марии Рукиной. Вскоре у них родилась дочь Марианна Лентулова.
Основатель «Бубнового валета»
В Москве Аристарх Лентулов познакомился с художниками Михаилом Ларионовым, Петром Кончаловским, Александром Куприным. С ними и другими живописцами в декабре 1910 года он организовал выставку «Бубновый валет» в доме Экономического общества офицеров. Художники специально придумали для экспозиции провокационное название. Бубновыми тузами тогда называли каторжников, а валетами — мошенников. Участник выставки Илья Машков вспоминал: «Название нравилось большинству участников этой выставки тем, что оно вызывало в тогдашнем московском сытом мещанстве, и купечестве, и дворянстве чувство удивления, изумления, брезгливости…»
Картины, которые показали на выставке, были авангардными. Художники отрицали традиции реализма, экспериментировали с композицией, формой и цветом. Петр Кончаловский писал: «Всех нас объединяла тогда потребность пойти в атаку против старой живописи». Некоторые картины, в том числе работы Аристарха Лентулова и Наталии Гончаровой на религиозные темы, сняли с выставки: цензура посчитала их оскорбительными.
Почти все критики написали отрицательные рецензии о творчестве «Бубновых валетов». Их ругали за эпатажные сюжеты, незавершенность многих работ, неправильную композицию. Единственным, кто похвалил работы художников, был поэт Максимилиан Волошин. Он писал, что на картинах, которые показали на выставке, «много действительной талантливости». Волошин похвалил и работы Лентулова. Всего на выставке было представлено 16 картин художника — морские пейзажи, этюды и портреты.
У А.В. Лентулова нет… задорного жонглирования талантом. Он идет по одному пути, а не сразу по нескольким. <…> Он ищет гармонизации не в притупленных красках, а в наивысшем напряжении отдельных тонов, что иногда ему и удается. Он тяготеет к большим пространствам, и колорит его декоративен.
Максимилиан Волошин. Из статьи «Бубновый валет» (сборник «Московские хроники»)
Вскоре после выставки «Бубновый валет» ее участники создали одноименное художественное объединение. Аристарх Лентулов вошел в его правление. Всего же в общество вступили около 70 художников. Критики назвали их «московскими сезаннистами» за подражение постимпрессионисту Полю Сезанну. Члены «Бубнового валета» смешивали разные стили, строили асимметричную композицию, экспериментировали со светом и тенью.
В 1911 году вместе с женой Лентулов поехал в Париж, где художник хотел продолжить образование. Он поступил в Академию живописи Ла Палетт. Там Лентулов учился в студиях у теоретиков кубизма Жана Метценже и Альбера Глеза. Во Франции Аристарх Лентулов создал серию абстрактных натюрмортов. Один из них — картина «Астры»: на этой работе художник изобразил полукруги и прямоугольники. Он использовал яркие и контрастные краски — оттенки красного, синего и желтого.
В 1910-х Лентулов часто экспериментировал с формами объектов. Он намеренно рисовал трехмерные объекты плоскими, искажал перспективу, составлял сложные фигуры из простых — конусов и цилиндров. В то же время художник интересовался древнерусским искусством, изучал фольклор, иконы и архитектуру старинных церквей. Среди картин Лентулова этих лет — пейзажи «Звон», «Василий Блаженный», «У Иверской» и «Москва». На них художник пытался передать свои ощущения от Москвы, шумность города.
В 1915 году Лентулов написал автопортрет «Великий художник (Le Grand Peintre)». Себя он изобразил в образе могучего богатыря. Художник одет в кафтан с растительными рисунками и изображениями птиц. Фон на портрете абстрактный, а большая часть картины написана желтыми красками. Из-за того, что Лентулов часто использовал этот цвет, его называли «художником Солнца». Сам художник вспоминал: «Моя страсть к солнцу и яркому свету сопутствовала мне, что называется, со дня моего рождения».
Картины Лентулов показывал на выставках «Бубнового валета». Критики все еще ругали работы членов объединения, но постепенно их мнение менялось. Абрам Эфрос писал: «Общей примирительной тенденции по отношению к зрителю держится и обычно непримиримый абракадабрист А. Лентулов: в нынешнем году его работы можно если не принять, то понять…»
Лентулов в шутку придумал название для собственного стиля — «орнеизм». Картины художника напоминали коллажи или орнаменты. Часто Аристарх Лентулов составлял их из разных материалов. Он наклеивал на холст бусины, кусочки ткани, бересты и сусального золота.
Кроме живописи, Лентулов занимался оформлением спектаклей и книжной иллюстрацией. Художник дружил с Владимиром Маяковским и другими футуристами. По приглашению поэта Лентулов оформил постановку «Владимир Маяковский». Он создал декорации и для спектакля «Виндзорские кумушки» в Камерном театре Александра Таирова. Позднее художник оформлял постановки «Демон», «Сказки Гофмана» и «Сильва».
Для издательства «Сегодняшний лубок» Лентулов создал серию лубков на тему Первой мировой войны. Иллюстрации художника публиковали в московских печатных изданиях, а для журнала «Московские мастера» он рисовал обложку номеров.
«Новый реализм» Аристарха Лентулова
В 1916 году Аристарх Лентулов вышел из «Бубнового валета». К тому моменту в обществе не осталось никого из его основателей. В объединение хоть и вступали молодые художники, но в 1917 году оно все равно распалось.
Среди работ Лентулова конца 1910-х — новые пейзажи Москвы, в том числе «Тверской бульвар. Страстной монастырь», «Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами (Пейзаж с Лаврой)» и «Кремль». Писал художник и портреты. На них он изображал свою жену, друзей и родственников. Одна из самых известных картин художника в этом жанре — «Портрет актрисы А.С. Хохловой».
И в пейзажах, и в портретах Лентулов со временем перестал использовать техники «орнеизма». В новых работах художник уделял больше внимания деталям, меньше экспериментировал с пропорциями людей, композицией картины.
После революции Аристарх Лентулов вступил в Профсоюз художников-живописцев Москвы, был одним из первых преподавателей Государственных свободных художественных мастерских. В 1918 году по заказу правительства он оформил Театральную площадь и улицы Москвы к годовщине Октябрьской революции. Критик Абрам Эфрос писал: «Кто в Октябрьскую годовщину выкрасил деревья и газоны скверов Театральной площади в неистово фиолетовый цвет темперой, какой пишут в театре декорации? Лентулов!»
В 1920-х Лентулов начал «декубизацию форм» на своих картинах: в новых работах он теперь не изображал абстрактные объекты, а стремился к достоверности. Свой стиль художник назвал «новым реализмом».
Вместе с другими членами «Бубнового валета» в 1927 году Аристарх Лентулов участвовал в юбилейной выставке организации. А еще через год вместе с Ильей Машковым, Василием Рождественским и другими живописцами он создал Объединение московских художников. В уставе общества писали: «В методах нашего творчества мы отвергаем натуралистический бытовизм, поверхностный и статический протоколизм. <…> Мы требуем от художника величайшей действительности и выразительности формальной стороны его творчества, образующей неразрывное единство с идеологической основой последнего». На картине «Московские художники» Лентулов изобразил членов организации: Игоря Грабаря, Александра Осмеркина, Веру Мухину.
В конце 1920-х вместе с женой Лентулов съездил в путешествие по Волге. В нем художник написал несколько пейзажей поволжских городов, в том числе «Закат на Волге». В этой картине Лентулов следовал традиции Исаака Левитана и Алексея Саврасова. Живописец детально и реалистично изобразил небольшой поволжский город.
Лентулов продолжил писать и московские пейзажи, среди которых «Ночь на Патриарших прудах», «Ночь на Бронной», «Москва. Страстная площадь». Сам художник называл эти картины «ночными ноктюрнами». Он специально писал московские улицы в темное время суток, чтобы по-разному изобразить их освещение.
В 1930-х Аристарх Лентулов путешествовал по советским республикам. По заказу правительства он создавал индустриальные пейзажи, на которых изображал здания в стиле конструктивизм, станции метро, заводы и фабрики. В 1933 году в Москве прошла первая в СССР персональная выставка Аристарха Лентулова, на которой показали и старые, и новые работы живописца. Художник вспоминал: «Я с лихорадочной быстротой начал примерную расстановку главных картин — это «Москва», «Звон», «Степан Разин» и «Рабочий распределитель».
В последние годы жизни Лентулов писал в стиле соцреализма. Он часто изображал рабочих, крестьян за их повседневной работой. Среди его картин на эту тему — групповой портрет «Образы поколения». Бывшему члену «Бубнового валета» Александру Куприну художник писал о своих старых работах: «Мы умертвили душу в своем искусстве. Мы пошли по пути методов и экспериментов, а методы заставили нас смотреть на природу не с точки зрения чувства, любования, эмоций, а с точки зрения объективного применения ее к нашим живописным методам и формулам… К черту методы!»
Среди последних работ Аристарха Лентулова — московский пейзаж «Вид Старого Бородинского моста» и «Автопортрет». В 1940-х художник болел и писал картины реже. Он умер после операции в одной из больниц Москвы 15 апреля 1943 года. Похоронили Лентулова на Ваганьковском кладбище.
Интересные факты
1. Жена Аристарха Лентулова, Мария Рукина, была из богатой купеческой семьи, которая не соглашалась на брак с художником. Он даже приезжал в Нижний Новгород к отцу невесты, чтобы договориться с ним о свадьбе. Тогда у Лентулова было очень мало денег, поэтому он не мог купить себе хороший костюм. Живописец взял дорогой наряд напрокат в местном театре, а на последние деньги купил букет роз для Рукиных. Но родители все равно не одобрили брак. Тогда Аристарх Лентулов и Мария Рукина поженились втайне от родственников.
2. Многие свои картины Лентулов использовал для ремонта мебели в квартире. Художник специально разрезал работы, которые ему не нравились, и чинил с их помощью диван. Позднее эти полотна отреставрировала и передала в Третьяковскую галерею Марианна Лентулова, дочь художника.
3. Аристарх Лентулов с детства любил музыку. Он сам научился играть на гитаре и фортепиано, а также петь. Еще художник интересовался теорией светомузыки композитора Александра Скрябина. Иногда Лентулов проверял, как его картины соотносятся с музыкальными произведениями. Марианна Лентулова вспоминала:
У него хороший был слух и хороший голос. Однажды он даже осмелился петь с Шаляпиным. И Шаляпин с ним пел и пел, а потом вдруг пришел в себя и сказал: «Да ты что, с ума сошел?! Ты знаешь, с кем ты поешь или нет?» Отец был очень смущен. <…> Отец все играл на слух, а потом, в конце жизни, ему вдруг захотелось выучить по нотам что-то, и он выучил… и потом наизусть… играл уже… А потом, если кто-нибудь приходил, кто играет, особенно у меня подруга хорошо играла на рояле, он всегда ее заставлял садиться играть. Выставлял все свои картины и проверял их музыкой. <…> Как лакмусовой бумажкой… проверяют состав, так он проверял картины на музыку. Потом делал какие-то исправления. Он смотрел их, и как-то под музыку он что-то открывал для себя, видел.
«Мне казалось, что все в жизни понимает мой отец» (проект «Устная история»)
В публикациях