Василий Кандинский
Годы жизни: 16 декабря 1866 - 13 декабря 1944
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Василий Кандинский выбрал карьеру живописца достаточно поздно — в тридцать лет. Он стал известным авангардистом и одним из основоположников беспредметного искусства. Сегодня полотна Кандинского — в числе самых дорогих картин русских художников.
Волнующий Моне и сказочный Вагнер
Василий Кандинский родился в Москве в 1866 году. Семья его отца была обеспеченной, с богатыми культурными традициями. Когда будущий художник был маленьким, Кандинские много путешествовали по России и Европе. В 1871 году они переехали в Одессу, там глава семейства руководил чайной фабрикой. Василий Кандинский начал получать системное образование: посещать классическую гимназию, брать уроки игры на фортепиано и виолончели, учиться рисованию. Уже в эти годы он начал смелые эксперименты с цветом, сочетая и смешивая все возможные оттенки.
По настоянию родителей Кандинский поступил на юридический факультет Московского университета — изучал право и экономику. В 1889 году будущий художник прервал учебу, чтобы съездить в этнографическую экспедицию в Вологодскую губернию. Работы северных мастеров — народные игрушки, резные прялки, вышивки и иконы северного письма — будут вдохновлять его потом долгие годы.
В 1893 году Василий Кандинский получил диплом юриста и устроился на службу. Он стал директором московской типографии «Товарищества И.Н. Кушнерёва и К°».
В 1896 году в Москве проходила выставка французских художников, среди картин были полотна Клода Моне. Василия Кандинского потрясла его работа «Стог сена»: «Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей». Примерно тогда же он услышал оперу Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», которую назвал «осуществлением моей сказочной Москвы». Под двумя этими сильнейшими впечатлениями Кандинский решил оставить работу и стать профессиональным художником. На тот момент ему было 30 лет.
В 1896 году в Москве проходила выставка французских художников, среди картин были полотна Клода Моне. Василия Кандинского потрясла его работа «Стог сена»: «Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей». Примерно тогда же он услышал оперу Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», которую назвал «осуществлением моей сказочной Москвы». Под двумя этими сильнейшими впечатлениями Кандинский решил оставить работу и стать профессиональным художником. На тот момент ему было 30 лет.
«Синий всадник» и теория абстракционизма
Василий Кандинский начал учиться живописи — сначала в Петербурге, в частной художественной студии Антона Ашбе, а с 1900 года — в Мюнхенской академии художеств. Его наставником стал живописец и скульптор Франц фон Штук, который увлекался новейшими в те годы художественными техниками. Кандинского, любителя чистого цвета, Штук заставлял писать в черно-белой гамме и работать исключительно над формой.
Культурная жизнь Мюнхена казалась Василию Кандинскому удушающе консервативной. Он оставил академию, занялся критикой и поиском единомышленников. Художник мечтал создавать яркие неакадемические работы и устраивать новаторские выставки. В 1901 году Кандинский с Вальдемаром Хеккелем, Рольфом Ницки и Вильгельмом Хьюсгеном создал художественно-творческое объединение «Фаланга». В 1903 году художник написал картину «Синий всадник» — ее считают первой абстрактной картиной Кандинского.
Василий Кандинский много путешествовал: бывал в Италии и Франции, посетил Северную Африку, иногда приезжал в Россию и участвовал здесь в художественных выставках. «Фаланга» распалась, и в 1908–1909 годах живописец жил в Баварских Альпах — в селе Марнау. Характер его полотен изменился: от ранних колоритных импрессионистских картин-этюдов он перешел к пестрым и броским композициям с элементами фольклорной живописи.
В 1911 году Василий Кандинский и его друг экспрессионист Франц Марк организовали творческое объединение «Синий всадник». Позже Кандинский вспоминал: «Название «Синий всадник» мы придумали за кофейным столом в саду в Зиндельдорфе. Мы оба любили синий, Марк — лошадей, я — всадников. И название пришло само». В группу входили художники, танцоры и композиторы. Участники «Синего всадника» интересовались средневековым и примитивным искусством и популярными в Европе течениями — фовизмом и кубизмом. В том же году прошла первая персональная выставка Василия Кандинского.
Вскоре художник опубликовал свою книгу «О духовном в искусстве» — своеобразную теорию абстракционизма. В ней он рассуждал об ассоциациях, которые вызывают у зрителя каждый цвет, линия и геометрическая фигура. Например, теплый красный он сравнивал с ощущением силы и энергии, глубокий зеленый — с предчувствием, а серый называл «безнадежной неподвижностью». В 1913 году вышли мемуары Кандинского и сборник стихов «Звуки» с цветными и черно-белыми литографиями.
«Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».
Василий Кандинский «О духовном в искусстве»
Геометрические и биоморфные абстракции
Когда началась Первая мировая война, Василию Кандинскому — гражданину России — пришлось уехать из Германии. В 1914 году он вернулся в Москву. Здесь художник познакомился с Ниной Андреевской, в 1917 году они поженились.
В этот период Кандинский писал импрессионистические пейзажи, романтические фантазии и позже — реалистичные полотна. Его абстрактные картины становились более «геометрическими»: сказывалось влияние русского авангардизма первых советских лет.
После революции Кандинский стал почетным профессором Московского университета. Он занимался музейной реформой и охраной памятников искусства, помогал открывать региональные музеи и преподавал во Вхутемасе. Василий Кандинский старался адаптировать учебные планы под свою теорию живописи. Многие его коллеги выступали против иррациональности в искусстве, и дискуссии о методиках преподавания не утихали.
В 1921 году Кандинский вместе с женой выехал в Берлин, он участвовал в Первой выставке русского искусства. В СССР живописец не вернулся. Он устроился в Баухауз — Веймарскую высшую школу строительства и конструирования. Здесь Кандинский преподавал настенную живопись и теоретические дисциплины. Преподаватели и студенты школы были увлечены идеей «гезамткунстверк» — синтеза искусств в одном произведении.
В эти годы художник — один из лидеров абстракционизма — был известен всему миру.
В 1928 году Кандинский получил немецкое гражданство. Однако вскоре к власти пришли нацисты. Баухауз стал частной школой, художников-авангардистов преследовали за их взгляды, а эмигрантов из СССР — за потенциальную коммунистическую «угрозу».
Василий Кандинский переехал вновь — на этот раз во Францию. Его полотна «французского» периода часто называют биоморфными абстракциями. В них, наряду с геометрическими фигурами, появились сюрреалистичные элементы — они напоминали простейшие биологические организмы. В парижские годы художник написал «Доминирующую кривую», «Голубое небо», «Разнообразные действия».
В 1937 году в Берлине полотна Кандинского попали на печально известную выставку «дегенеративного искусства». Многие картины, оставшиеся в Германии, были уничтожены. После оккупации Парижа немцами Кандинский решил эмигрировать в США и даже провел несколько месяцев в Пиренеях. Однако потом снова вернулся в столицу Франции, где и оставался до конца жизни. В 1944 году художник умер в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен.
Сегодня полотна Василия Кандинского хранятся в крупнейших музеях России и Европы, в частных коллекциях по всему миру. Его картины входят в список самых дорогих работ русских художников.
В публикациях
Смотрите также