И театралам, и киноманам
Бывает, мы придирчиво судим экранизацию пьесы: возможности кино ведь могут существенно изменить произведение, написанное для сцены.
Но если окинуть ретроспективным взором весь исторический период сосуществования кино и театра, можно насчитать немало драматических произведений, получивших интересную, а порой и блестящую экранную интерпретацию.
«Сослуживцы» и «Служебный роман»
Всего лишь за 22 дня написали пьесу «Сослуживцы» Эльдар Рязанов и его верный соратник, драматург Эмиль Брагинский. История неожиданного и увенчавшегося успехом романа Анатолия Ефремовича Новосельцева с директрисой Калугиной была невероятно востребована театрами.
Первые спектакли появились в 1971 году — в ленинградском Театре комедии им. Акимова (там Новосельцева и Калугину сыграли замечательные актеры Петр Вельяминов и Ольга Волкова) и в Московском театре им. Маяковского (тут главные партии достались Борису Левинсону и Галине Анисимовой). В течение последующих нескольких лет «Сослуживцев» поставили в 134 театрах СССР!
В 1977-м Рязанов снял по пьесе фильм «Служебный роман», роли в котором принесли еще большую популярность Андрею Мягкову (Новосельцев), Алисе Фрейндлих (Калугина), Лии Ахеджаковой (секретарь Вера), Олегу Басилашвили (Самохвалов). «Служебный роман» стал одним из самых кассовых фильмов в советском прокате и до сих пор не сходит с наших телеэкранов.
«Ва-банк» и «Последняя жертва»
Поздняя невеселая комедия Островского «Последняя жертва» — не самая востребованная из его пьес. Тем не менее она имеет солидную сценическую судьбу. Конечно, основные дореволюционные постановки «Последней жертвы» осуществились на подмостках «дома Островского» — Малого театра.
В 1944-м Николай Хмелёв поставил «Последнюю жертву» во МХАТе (Юлию Тугину в нем играла Алла Тарасова, а Прибыткова — Иван Москвин). Яркий актерский состав собрался в «Последней жертве» на сцене Театра им. Моссовета в постановке Юрия Завадского в 1973 году: Тугина — Валентина Талызина, Прибытков — Леонид Марков, Дульчин — Геннадий Бортников. Через пару лет кинорежиссер Петр Тодоровский снял фильм «Последняя жертва», с Маргаритой Володиной в главной роли. А Флора Федулыча Прибыткова интересно и необычно сыграл Михаил Глузский.
Вообще, этому герою — степенному благородному купцу — везет на исполнителей. В спектакле МХТ, который поставил Юрий Ерёмин, его сыграл «хозяин» театра Олег Павлович Табаков. А на сцене «Ленкома» Прибыткова играет Александр Збруев. Этот спектакль, кстати, называется «Ва-банк» — тема гибельной страсти к картам в нем выделена особо.
Читайте также:
«Вечно живые» и «Летят журавли»
Казалось бы, слава фильма «Летят журавли» способна затмить успех первоисточника — пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Но, как ни странно, фильм живет своей жизнью, а пьеса и память о ее постановках — своей.
На самом деле первый успех пришел к творению Розова именно в театре. В 1956 году спектаклем «Вечно живые» открылся в Москве театр «Современник». Тогда главные роли в нем играли Светлана Мизери (Вероника), Олег Ефремов (Борис). В начале семидесятых в «Современнике» возобновили спектакль «Вечно живые», где Бориса и Веронику сыграли звезды театра нового поколения — Олег Даль и Марина Неёлова.
«Зори здесь тихие…» и «…А зори здесь тихие»
Повесть Бориса Васильева про группу зенитчиц во главе со старшиной Васковым, опубликованная в 1969 году, до сих пор является крайне популярной основой для спектаклей. Объясняется это, кстати, не только ее непреходящими художественными достоинствами, но и практическим обстоятельством: где еще найдешь произведение с таким роскошным набором разноплановых ролей для нескольких молодых актрис?!
В 1971 году Юрий Любимов в Театре на Таганке выпустил спектакль «А зори здесь тихие», который положил начало длинной и до сих пор не оконченной сценической эпопеи повести. Через год повесть Васильева была экранизирована. Фильм Станислава Ростоцкого «…А зори здесь тихие» сразу завоевал популярность и сделал звездами молодых актрис, исполнительниц роли доблестных зенитчиц: Ольгу Остроумову, Ирину Шевчук, Елену Драпеко. В 2015-м по повести Бориса Васильева снял фильм Ренат Давлетьяров. Самой же оригинальной интерпретацией произведения писателя стала в нашей коллекции опера Кирилла Молчанова «А зори здесь тихие», поставленная в Большом театре.
«Бесприданница» и «Жестокий романс»
Как у каждого поколения свой Гамлет, так, наверное, и своя Лариса Огудалова, свой Сергей Сергеевич Паратов. «Бесприданницу» ставили и ставят много.
В 2014-м режиссер Лев Эренбург сделал по этой пьесе А.Н. Островского спектакль в Театре им. Маяковского, где Ларису сыграла Полина Лазарева (представительница третьего поколения замечательной театральной династии Лазаревых–Немоляевых). Один критик назвал спектакль Эренбурга «жестоким анекдотом о женской доле». Другой написал: «Лариса в исполнении молодой актрисы Полины Лазаревой не собирается быть просто чьей-то добычей. Ее выбор — это ее суд над каждым из них. И за право вынести свой приговор она готова заплатить жизнью» (Елена Груева, Time Out).
Согласитесь, совсем другой была героиня Ларисы Гузеевой в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Мягкая, жертвенная, она таяла в лучах внимания обольстительного Паратова–Михалкова. Критики предъявляли той экранизации серьезные претензии, но зрители приняли и полюбили рязановский вариант «Бесприданницы» навсегда.
Смотрите также