Эмиль Брагинский
Годы жизни: 19 ноября 1921 - 26 мая 1998
Страна: Россия
Сфера деятельности: Сценарист, Драматург
Содержание
Деточкин, Лукашин, Новосельцев. Эти и другие любимые киногерои не менее любимых фильмов — литературные дети советского сценариста Эмиля Брагинского, созданные в соавторстве с Эльдаром Рязановым. Научные сотрудники и служащие, врачи и учителя — будто с соседней улицы. Настолько понятны их жизнь и проблемы. Такими близкими эти образы сделало талантливое перо сценариста. Его рассказ, наполненный сочувствием и теплым дружеским юмором.
Жизнь до кино
Стихи, рассказы, пьесы и даже повесть. Эмиль Брагинский писал еще в детстве. Но о литературной карьере сначала и не помышлял. Просто не знал о существовании литературного вуза. Да и повзрослеть пришлось рано. Когда мальчику было девять лет — умерла мама, у отца уже была другая семья. В итоге Эмиль жил с сестрой в московской коммуналке, много читал, а при выборе медицинского института немаловажную роль сыграло наличие там стипендии.
Во время войны Брагинский строил оборонительные сооружения. После тяжелой травмы, находясь в эвакуации в Душанбе, продолжил учебу. Работал санитарным врачом в госпитале, а все свободное время посвящал шахматам. Давал сеансы одновременной игры в госпиталях и общежитиях.
Профессиональной пробой пера будущего литератора стал репортаж со Всесоюзного шахматного турнира. Заметку напечатала «Советская Латвия», и Брагинский стал внештатным корреспондентом газеты в московском регионе. К тому моменту он уже был счастливо женат на бывшей однокласснице Ирме, а медицинский институт бросил.
Первый тандем
Писал обозреватель Брагинский о спорте. В те годы возник первый творческий тандем в жизни литератора — со знаменитым футбольным комментатором Вадимом Синявским. «Э. Синягинский» стояла подпись под совместными статьями.
Хоть легкий слог позволял интересно рассказывать о любой жизненной сфере, любимой темой для журналиста со временем стало искусство. Репортаж о реставрации в Троице-Сергиевой лавре — первая работа Брагинского для журнала «Огонек». В 1946 году — он уже штатный репортер одного из самых популярных журналов того времени. Приходилось писать о заводах, фабриках, музеях.
Очерки о любимых художниках, возможно, натолкнули на новый этап в творчестве. Историко-биографический сценарий о жизни Василия Сурикова одобрили в Центральной сценарной студии. А в 1955 году вышел первый фильм по приключенческому киносценарию Брагинского — «В квадрате 45». Оставив журналистскую карьеру, Эмиль Вениаминович всерьез принялся за работу сценариста.
«Раскрытое окно»
«Раскрытое окно» — первая пьеса Эмиля Брагинского, поставленная в Театре Станиславского режиссером Александром Ароновым. Спектакль с участием Евгения Леонова, Майи Менглет, Евгения Урбанского сыграли более двухсот раз. Публика в зале смеялась, а критики обвиняли драматурга в отсутствии чувства юмора. «Раскрыли окно, Эмиль, не заглядывайте в рецензии — простудитесь!», — посоветовал Брагинскому драматург Михаил Светлов.
После посещения спектакля главный редактор «Мосфильма» Юрий Шевкуненко познакомил Брагинского с Эльдаром Рязановым, за плечами которого уже была «Карнавальная ночь». Так театральное «Раскрытое окно» открыло перед сценаристом двери в большое кино.
«Когда Брагинский и Рязанов встретились, то установили, что они совершенно непохожи друг на друга — ни внешне, ни внутренне. Это их объединило, и они написали сценарий, а потом и повесть «Берегись автомобиля!» Во время работы они с удовольствием обнаружили, что отлично ладят друг с другом, и решили продолжать в том же духе. Так появился некто с двойной фамилией Брагинский-Рязанов», — писал сценарист о работе с Рязановым в совместной шуточной автобиографии.
«Правило дивана»
Обоюдное вето: на любую мысль, сюжетный поворот и даже слово. Таким принципом руководствовались соавторы. Работали вместе чуть ли не каждый день — то на «Мосфильме», то в домашней обстановке. Во втором случае один занимал диван, другой — садился к столу. Домашние переходили на шепот. Но за «хорошее поведение» Брагинский жене и сыну читал выдержки из будущих фильмов.
Первой совместной работой стала история из милицейской хроники, которая благодаря фантазии выросла до масштабов сентиментального детектива. «Берегись автомобиля». Добрая и грустная идея о современном Робин Гуде не давала покоя чиновникам. Как же так, вор — и положительный герой? Картину снимали с производства, и соавторы пошли на хитрость: переработали сценарий в повесть, опубликовали в журнале «Молодая гвардия» и на волне успеха продолжили съемки. В 1966 году картина вышла в прокат.
Первой совместной работой стала история из милицейской хроники, которая благодаря фантазии выросла до масштабов сентиментального детектива. «Берегись автомобиля». Добрая и грустная идея о современном Робин Гуде не давала покоя чиновникам. Как же так, вор — и положительный герой? Картину снимали с производства, и соавторы пошли на хитрость: переработали сценарий в повесть, опубликовали в журнале «Молодая гвардия» и на волне успеха продолжили съемки. В 1966 году картина вышла в прокат.
Новогодний хит «Ирония судьбы, или С легким паром!» — история из жизни. В оригинале друзья погрузили незадачливого приятеля в ленинградский поезд. Проснулся путешественник поневоле в городе на Неве — с веником в портфеле и пятнадцатью копейками в кармане. Дальнейшее развитие кинособытий — плод фантазии Брагинского и Рязанова, удостоенный Госпремии СССР.
А вот служебный роман в статистическом управлении был разыгран сначала на сцене. В 1971-м всего за месяц Брагинский и Рязанов написали пьесу «Сослуживцы». В том же году прошла премьера в Театре Маяковского и в ленинградском Театре комедии. Прокатилась череда постановок и по областным театрам. Везде успех. Пьеса, сплошь состоящая из крылатых фраз, и звездный актерский состав обеспечили успех фильму, а Брагинскому и Рязанову — Госпремию имени братьев Васильевых.
Самым представительским стал фильм творческого тандема «Вокзал для двоих». Историю благородного, но незадачливого пианиста и сердобольной официантки показали на семи международных фестивалях — в том числе в Каннах.
Эмиль Брагинский и другие режиссеры
В творческом списке Эмиля Брагинского фильмы не только Эльдара Рязанова. «Учитель пения» Наума Бирмана, «Суета сует» Аллы Суриковой, «Артистка из Грибова» Леонида Квинихидзе, «Почти смешная история», «Поездки на старом автомобиле» Петра Фоменко и многие другие картины известных режиссеров увидели зрители благодаря таланту рассказчика Эмиля Брагинского. Трогательные герои, возвышенная любовь, житейская мудрость и необыкновенная жизненность отличает работы сценариста.
«Я пишу о любви, которая есть действительно любовь, а не партнерство, — говорил Эмиль Брагинский, — о любви, без которой жизнь теряет всяческий смысл. Я твердо верю, что такая любовь была, есть и будет во все времена и у всех народов. А людей, которые не умеют любить, мне жаль…»
10 цитат из фильмов по сценариям Эмиля Брагинского
Какое счастье, что со мной случилось такое несчастье («Нежданно-негаданно»).
Давно известно — деньги портят человека. Но отсутствие денег портит его еще больше («Зигзаг удачи»).
Пенсионером называется человек, которому платят за то, чтобы он не работал («Старики-разбойники»).
Какая гадость — эта ваша заливная рыба! («Ирония судьбы, или С легким паром!»).
Она любопытна, как все женщины, и женственна, как все секретарши («Служебный роман»).
Если бы не было статистики, мы бы даже не подозревали о том, как хорошо мы работаем («Служебный роман»).
Мало того что она у меня мужа увела, так она еще шифоньер хочет унести! («Артистка из Грибова»).
Знакомым помогать труднее, они могут к этому привыкнуть и сесть на шею («Почти смешная история»).
Здесь стояли не только часы! Здесь стояло время! («Забытая мелодия для флейты»).
Мужчины — такая редкость. Мужчин надо беречь («Суета сует»).
Давно известно — деньги портят человека. Но отсутствие денег портит его еще больше («Зигзаг удачи»).
Пенсионером называется человек, которому платят за то, чтобы он не работал («Старики-разбойники»).
Какая гадость — эта ваша заливная рыба! («Ирония судьбы, или С легким паром!»).
Она любопытна, как все женщины, и женственна, как все секретарши («Служебный роман»).
Если бы не было статистики, мы бы даже не подозревали о том, как хорошо мы работаем («Служебный роман»).
Мало того что она у меня мужа увела, так она еще шифоньер хочет унести! («Артистка из Грибова»).
Знакомым помогать труднее, они могут к этому привыкнуть и сесть на шею («Почти смешная история»).
Здесь стояли не только часы! Здесь стояло время! («Забытая мелодия для флейты»).
Мужчины — такая редкость. Мужчин надо беречь («Суета сует»).
В публикациях
Фильмы
Спектакли