Первый раз на сцене и в кино: 5 воспоминаний о дебюте
У всех известных артистов и режиссеров однажды были дебютные роли и постановки — удачные и неудачные. Мы собрали их воспоминания о первых съемках, фильмах и выступлениях на сцене. Читайте, в какой роли снялся Алексей Баталов, когда был школьником, с каким номером выступил Юрий Никулин в 1948 году и с чего начиналась карьера Нонны Мордюковой, Георгия Данелии и Эльдара Рязанова.
Эльдар Рязанов: «Приемный экзамен в художественный кинематограф»
До того как Эльдар Рязанов стал режиссером студии «Мосфильм», он несколько лет снимал документальные фильмы и сюжеты для киножурналов «Пионерия», «Новости дня», «Советский спорт»: «Я путешествовал по Сахалину, Камчатке, Курильским и Командорским островам, плавал на китобойной флотилии, снимал краболовов в Охотском море, прославлял нефтяников Кубани и путейцев Октябрьской железной дороги».
На студию «Мосфильм» Рязанов пришел в 1955 году. Свой первый художественный фильм — мюзикл «Весенние голоса» (другое название — «Счастливая юность») — он снял вместе с уже опытным на тот момент режиссером Сергеем Гуровым. Картина была посвящена Всесоюзному смотру художественной самодеятельности трудовых резервов республик СССР. Для «Весенних голосов» выбрали особый жанр — ревю. В фильме было много песен и танцев, но единый сюжет отсутствовал.
Ревю «Весенние голоса» оказалось идеальным вариантом для перехода от документального кино к художественному. В жанре этого фильма были заложены элементы того и другого видов кинематографа. Я мог работать, опираясь на свой опыт хроникера, и осваивать новое. Я не знал студии, производства, не понимал, как справиться с грудой неведомых доселе обязанностей. Но рядом со мной находился опытный и доброжелательный Сергей Николаевич Гуров. Он бережно ко мне относился, щадил мое самолюбие, старался выводить меня на первый план, помогал бескорыстно, по-отечески. <…> Картиной нельзя было гордиться, но и стыдиться ее тоже было нечего. «Весенние голоса» явились для меня как бы приемным экзаменом в художественный кинематограф.
Эльдар Рязанов. Мемуары «Неподведенные итоги»
Юрий Никулин: «Такой день запоминается на всю жизнь»
Юрий Никулин дебютировал как клоун на сцене Московского цирка на Цветном бульваре в 1948 году. Тогда он еще учился в школе-студии разговорных жанров. Вместе с однокурсником Борисом Романовым Никулин придумал небольшой этюд о художнике и натурщике. А отец артиста — драматург Владимир Никулин — создал на его основе клоунаду.
Репетировали клоунаду долго. Наконец, получили разрешение выступить с ней на манеже. <…> Первое самостоятельное выступление! В цирке! На манеже!!! Это произошло 25 октября 1948 года. Такой день запоминается на всю жизнь. Нас поставили седьмым номером в первом отделении. <…> И мы показывали «Халтурщика и натурщика». Работали как во сне. Публика кое-где смеялась. Но если говорить откровенно, прошли весьма средне. <…> На другой день нас сняли с программы. Почему и кто снял, мы выяснить никак не могли. <…> На память о первом самостоятельном выступлении Александр Александрович Федорович подарил мне и Романову по книге. В книги он вклеил программки Московского цирка с нашими фамилиями. Эта книга до сих пор стоит у меня на полке — «Хождение по мукам» Алексея Толстого.
Юрий Никулин. «Почти серьезно…»
Нонна Мордюкова: «Путевка в творческую жизнь»
В кино Нонна Мордюкова дебютировала, когда училась на втором курсе ВГИКа. В 1948 году режиссер Сергей Герасимов экранизировал роман Александра Фадеева «Молодая гвардия» об одноименной подпольной организации. Начинающей актрисе досталась одна из главных ролей — десятиклассницы Ульяны Громовой. Кроме нее, в фильме снялись и другие студенты ВГИКа — Владимир Иванов, Инна Макарова, Вячеслав Тихонов. Восемь человек, в том числе Нонна Мордюкова, получили Сталинские премии I степени.
Перешли мы на второй курс, и вдруг институт буквально охватила паника: будет сниматься фильм «Молодая гвардия», и не просто сниматься, а все роли там будут исполнять студенты. Как тревожно и ревниво забились наши сердца! Как нам всем хотелось попасть в этот фильм, ведь мы же сами были дети войны. Затаились, ждем: кому же выпадет такое счастье? И вот когда С.А. Герасимов, режиссер фильма, и А.А. Фадеев стали выбирать студентов на роли молодогвардейцев, то решили не игнорировать внешнее сходство с героями. Я тогда, говорят, была очень похожа на Ульяну Громову, и меня взяли. С тех пор прошло много лет. Было много картин, ролей, но «Молодая гвардия» осталась самой дорогой, как родная сестра, — это была наша путевка в творческую жизнь.
Нонна Мордюкова. Мемуары «Казачка»
Читайте также:
Алексей Баталов: «Все оказалось совсем не так плохо, как я предполагал»
Алексей Баталов впервые снялся в фильме, когда еще учился в школе. Он дебютировал в эпизодической роли школьника в картине Льва Арнштама «Зоя» в 1944 году. Ассистенты режиссера набирали массовку именно в классе Баталова. На съемки должны были позвать только отличников. А Баталов учился плохо и прогуливал уроки. Всего за неделю он поднял успеваемость: «За несколько дней я выучил больше, чем за всю жизнь. Я молчал на уроках до того, что на меня обижались мои постоянные собеседники. С перемены я входил в класс первым. Наверное, это выглядело смешно, но учителя дрогнули».
Баталов попал в массовку. А затем именно он получил небольшую роль со словами.
К моему лицу подъехала камера и осветительные приборы, оператор поставил кадр. Когда вчерне все было готово, режиссер попросил тишину. Мои друзья притихли, рабочие оставили свои занятия. Оператор спрятался за камерой. <…> И всё… Дальше начался позор. <…> Голос провалился, я почувствовал, какое идиотское у меня выражение лица. <…> Я все понимал и боролся с собой, как с чужим человеком, но, чем дальше, тем становилось хуже. <…> Вся школа с нетерпением ждала выхода картины на экран. Я же боялся этого дня больше, чем экзаменов. Я бы отдал все на свете, чтобы только никому никогда не показывали моей «игры». <…> Когда мелькнул мой кадр, я думал, что провалюсь от стыда, но произошло чудо. Право, все оказалось совсем не так плохо, как я предполагал.
Алексей Баталов. Мемуары «Судьба и ремесло»
Георгий Данелия: «В кино нам больше ничего не светит»
Свой первый полнометражный фильм Георгий Данелия снял вместе с другим начинающим режиссером, Игорем Таланкиным, в 1960 году. Они экранизировали повесть Веры Пановой «Сережа» о жизни пятилетнего мальчика в послевоенное время.
Сценарий для картины режиссеры написали в соавторстве. В своем дебютном фильме они уговорили сняться знаменитых актеров — Сергея Бондарчука и Ирину Скобцеву. Для ленты Данелия нарисовал раскадровку — почти из 500 рисунков.
Мамина подруга Катя Левина, которая работала в «Искусстве кино», сообщила, что директор прислал в журнал отчет, где написал, что «Мосфильм» снял столько-то выдающихся картин, столько хороших и одну серую и безликую — «Сережа». На худсовете объединения фильм тоже приняли кисло. И мы с Игорем поняли, что действительно сняли никудышный фильм и что в кино нам больше ничего не светит. <…> В Ленинграде мы впервые посмотрели картину со зрителями, и фильм нам очень понравился. В зале смеялись, аплодировали, в финале многие плакали. И мы смеялись и плакали. И Панова тоже прослезилась, обняла нас и поблагодарила. <…> А мамина подруга Катя Левина сообщила, что новый директор позвонил в «Искусство кино» и велел перенести фильм из самого плохого в посредственные.
Георгий Данелия. Мемуары «Безбилетный пассажир»
За «Сережу» Данелия и Таланкин получили сразу несколько наград — дипломы конкурсов в Стратфорде, Салониках, Акапулько. На Международном кинофестивале в Карловых Варах фильму присудили главный приз — «Хрустальный глобус». А читатели журнала «Советский экран» назвали дебютную работу режиссеров лучшей картиной 1960 года.
Автор: Анастасия Войко
Смотрите также