Коренной москвич с Цветного бульвара

Фокусники и дрессировщики, жонглеры и наездники, акробаты и клоуны. В 1880 году в Москве появился целый новый мир. Круг манежа и, словно лучи, ряды кресел в зрительном зале. На месте балаганов близ цветочного рынка открылся цирк. Не первый в Москве, но с самых своих первых представлений ставший любимым. Наталья Летникова собрала 10 фактов из истории первого государственного цирка СССР.
От балаганов — к цирковому искусству. У московского цирка на Цветном бульваре — итальянские корни. Открыл один из первых успешных стационарных цирков в Москве итальянец, потомственный цирковой артист Альберт Саламонский. Изначально как часть международного проекта. «Родные братья» цирка на Цветном были разбросаны по Европе: в Берлине, Одессе, Риге.
Знаменитое здание цирка — работа архитектора Августа Вебера. Выпускник Венской академии изобразительных искусств в Москве строил много — Дом актера, некогда Катковский лицей — ныне Дипломатическая академия МИД, Уголок дедушки Дурова. Цирк Саламонского Вебер строил на деньги купца Данилова. К слову, и первая публика новой зрелищной площадки состояла в основном из представителей купеческого сословия.
Цирковое место. На Цветочном рынке в Москве традиционно разворачивали цирковые балаганы. Место привычное. До начала строительства у Саламонского не было ни копейки — строил в кредит. После открытия предусмотрел партер и ложи и самые демократичные места — стоячую галерку, куда билет стоил копейки. Первый вырученный рубль Саламонский повесил у кассы в рамочку — на удачу, и цирковая фортуна не подвела.
Цирк стал миром детства. С легкой руки Саламонского на цирковой арене появились детские воскресные спектакли — утренники. Специальное ходатайство уверяло, что «программы будут приноравливаться к детскому пониманию». Специально для юного зрителя на Рождество устраивались цирковые новогодние елки с подарками, балеты и пантомимы. Одна из самых популярных, «Фея кукол», вышла в 1895 году.
Декрет… о цирке. В 1913 году цирковой блеск померк вместе со смертью Саламонского, спустя шесть лет цирк на Цветном стал первым государственным. Документ был подписан Лениным. Под крыло молодой республики труппа попала не в лучшем виде. В первые годы советской власти артисты голодали и даже выступали на улицах. Новый репертуар доказал: «советский цирк умеет делать чудеса». В создании реприз участвовал сам Маяковский.
«На манеже — Карандаш» — писала «Правда» в объявлениях о жизни театральной Москвы. Народный артист СССР Михаил Румянцев с неизменным спутником скотчтерьером Кляксой вышел на арену цирка на Цветном в 1936 году и проработал полвека. Вывел на манеж Юрия Никулина и Михаила Шуйдина, составивших знаменитый на всю страну клоунский дуэт. Помнит арена и «солнечного клоуна» Олега Попова, и клоуна с «осенью в сердце» Леонида Енгибарова.
Память поколений. В фойе цирка есть памятный знак — в 1941 году прямо с арены ушел на фронт ансамбль донских казаков. Артисты не только прошли всю войну, но и дошли до Берлина. В самом же цирке представления не прекращались. Знаменитая пантомима «Трое наших», бои мотоциклистов, акробатическая клоунада, и в финале — на манеже танк давил «вражеские доты». В цирке на Цветном как могли поднимали боевой дух.
Цирк Юрия Никулина. Любимый артист после войны окончил училище клоунады, на протяжении 30 лет работал в знаменитом дуэте с Михаилом Шуйдиным, а в 1982 году возглавил родной цирк. Цирковые гастроли не дали актеру сыграть многие роли — к примеру, Юрия Деточкина в картине «Берегись автомобиля». Зато с легкой руки клоуна Никулина появилась короткометражка «Самогонщики». Интермедию, разыгранную на арене, Юрий Владимирович предложил Гайдаю. Идея понравилась и попала на экран.
Новое здание старого цирка. Отслужив цирковому искусству один век и пять лет, здание Августа Вебера потребовало модернизации. Дом под номером 13 с 13-метровой ареной после представления 13 августа 1985 года был сломан. «Здравствуй, старый цирк» — новой программой сказали артисты на Цветном уже в 1989 году. Технический прогресс затронул начинку здания, внешний вид зрительного зала постарались сохранить в историческом виде.
Цирк — дело семейное. По крайней мере, в семье Никулиных. Нынешний директор цирка Максим Юрьевич Никулин — это уже третье поколение. Работал в журналистике, как и дед Владимир Никулин. Никулин-старший писал в «Известия», «Гудок» и для цирка. Увлечение цирковыми репризами отца стало первым окном в мир манежа для его сына — Юрия. Поддержал отец и в решении посвятить жизнь цирку.
Кино и цирк — на Цветном соединились в памятнике Юрию Никулину работы скульптора Александра Рукавишникова. Никулин в клоунских ботинках и шляпе канотье — у знаменитого кабриолета, блиставшего в кинокомедии «Кавказская пленница». Бронзовая машина «на вечной стоянке» у дверей цирка. Могла быть цирковая трапеция или опускающийся занавес, но в бронзе скульптор воплотил идею единения цирка и кино. Все как в жизни самого Юрия Никулина. Имя которого носит цирк на Цветном с 1996 года.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна