Юрий Никулин
Годы жизни: 18 декабря 1921 - 21 августа 1997
Страна: Россия
Сфера деятельности: Актер кино, Актер театра
Его знали и любили все. Фраза банальна, но иначе и не скажешь. Если мы когда-то (да и сейчас, пожалуй, тоже) были без ума от веселых комедий Леонида Гайдая, если мы наизусть знаем «Кавказскую пленницу» и «Бриллиантовую руку», если готовы в который раз смеяться над забавными приключениями Труса, Балбеса и Бывалого в «Самогонщиках» и «Псе Барбосе», то что это, как не всенародная любовь? О такой популярности другие могут только мечтать. А Юрий Никулин, имея ее, оставался человеком очень скромным и простым. Качества, присущие только настоящему таланту.
Он родился в 1921 году в городе Демидове Смоленской области. На долю Юрия Владимировича выпало немало испытаний. Он прошел войну, защищал Ленинград, пережил блокаду, освобождал Прибалтику. Был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией». И как ни странно, наверное, именно суровая школа войны воспитала в нем оптимизм и бесконечную любовь к жизни. «Вообще, я человек неприхотливый, мне очень мало нужно для счастья, — говорил Юрий Никулин. — Недавно на улице одна женщина кричала: «Какое счастье! Я купила копченой колбасы по десять рублей!» У нее на лице было настоящее счастье! И я был счастлив, глядя на нее. Вы знаете, у меня своя собственная концепция счастья. Если каждый из нас сумеет сделать счастливым другого человека, хотя бы одного, — на земле все будут счастливы».
Он был прекрасным актером. И не только комическим. Безусловно, он запомнился многим прежде всего ролью Балбеса из гайдаевских картин и образом Семен Семеныча Горбункова из «Бриллиантовой руки» того же Леонида Гайдая. Но есть в его фильмографии и трагические персонажи, которых он сыграл превосходно. Стоит вспомнить хотя бы его Кузьму Кузьмича из фильма Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими», или дедушку из «Чучела» Ролана Быкова, или же Лопатина из фильма Алексея Германа «Двадцать дней без войны».
Юрий Никулин был талантлив во всем. А в первую очередь, конечно, в клоунаде. Клоунада — это шутки, смех, но это еще и целая философия. «Я — клоун, — говорил о себе актер. — Я получаю радость, когда слышу, как смеется зал. Я получаю радость, когда вижу улыбки детей и взрослых».
А как органичен и просто незаменим он был в роли телеведущего! Когда в эфире была программа «Белый попугай», душой которой неизменно являлся Юрий Владимирович, бросались все дела — люди спешили к экранам. И что интересно, сразу же улучшалось настроение, забывались, хотя бы ненадолго, обиды и невзгоды. Стоило лишь услышать неизменные анекдоты в исполнении Юрия Никулина. Их он знал множество!
Юрий Никулин очень любил свой старый цирк. Эта любовь передавалась и нам, даже тем, кто не особенно жалует цирковое искусство. Цирк на Цветном бульваре был для него родным домом. Тут он начинал свою творческую деятельность на арене, тут он директорствовал до конца своей жизни. Здесь его боготворили. Да и как иначе можно было относиться к человеку, директору, начальнику, который, входя в столовую, желал всем приятного аппетита. А дверь его кабинета всегда была открыта для любого сотрудника. Сюда можно было прийти, поделиться проблемами. Уладить конфликт и, конечно же, услышать новый анекдот.
А как органичен и просто незаменим он был в роли телеведущего! Когда в эфире была программа «Белый попугай», душой которой неизменно являлся Юрий Владимирович, бросались все дела — люди спешили к экранам. И что интересно, сразу же улучшалось настроение, забывались, хотя бы ненадолго, обиды и невзгоды. Стоило лишь услышать неизменные анекдоты в исполнении Юрия Никулина. Их он знал множество!
Юрий Никулин очень любил свой старый цирк. Эта любовь передавалась и нам, даже тем, кто не особенно жалует цирковое искусство. Цирк на Цветном бульваре был для него родным домом. Тут он начинал свою творческую деятельность на арене, тут он директорствовал до конца своей жизни. Здесь его боготворили. Да и как иначе можно было относиться к человеку, директору, начальнику, который, входя в столовую, желал всем приятного аппетита. А дверь его кабинета всегда была открыта для любого сотрудника. Сюда можно было прийти, поделиться проблемами. Уладить конфликт и, конечно же, услышать новый анекдот.
«Про меня уже врут, пишут: «великий клоун», — сказал Юрий Никулин в одном из интервью. — Это про меня. Но какой «великий», когда клоуны были лучше меня. Леня Енгибаров вобрал в себя многое великое, что полагалось нашему веку. Да, мы были хорошими клоунами, добротными клоунами. Но популярным меня сделало кино. Публика видела во мне Балбеса, и я публике подыгрывал. Я не считал Балбеса отрицательным героем, я его любил: странного, неунывающего, добродушного. Когда предлагали играть предателей или шпионов, я отказывался…»
Юрия Никулина не стало 21 августа 1997 года. Рядом с его любимым цирком на Цветном бульваре стоит памятник — Никулин в своем клоунском образе. Проходя мимо него, невозможно сдержать добрую и светлую улыбку. Именно такие эмоции вызывал и вызывает этот замечательный артист.
В публикациях
Фильмы
Смотрите также