Дебютные роли советских актрис

Аудиоверсия: Дебютные роли советских актрис
00:00
Корнет Шурочка Азарова, бесприданница Лариса Огудалова, девушка мечты Остапа Бендера — все эти роли стали первыми в кинокарьерах знаменитых советских актрис. Лариса Голубкина на съемках научилась ездить верхом, Любовь Полищук несколько раз падала на пол во время танго с Андреем Мироновым, а Лариса Гузеева брала уроки сценической речи. Читайте на нашем портале о дебютных работах любимых артисток.

Лариса Голубкина — «кавалерист-девица» Шурочка Азарова

В 1962 году Эльдар Рязанов снял комедию «Гусарская баллада», в которой впервые обратился к исторической тематике. Благодаря этому фильму прославилась студентка ГИТИСа Лариса Голубкина. В «Гусарской балладе» она сыграла Шурочку Азарову, которая выдает себя за юного кавалериста.
На роль Шурочки пробовались многие актрисы, которые к тому времени уже были известными: Людмила Гурченко, Валентина Малявина, Светлана Немоляева. Режиссер остановил выбор на Алисе Фрейндлих, но затем передумал: «Ваша неистребимая женственность мне не годится. Мне нужен мальчик!»
Лариса Голубкина на роль «мальчика» подошла, но ей не хватало опыта работы в кино. Поэтому Рязанову пришлось на время стать педагогом и лично заниматься с юной актрисой. Специально для «Гусарской баллады» Голубкина научилась скакать верхом и фехтовать, сама исполняла многие сложные трюки.
Страшно боялась мышей и прыгать с высоты, но прыгнула со 2-го этажа дома с 8-го дубля. И до сих пор хромаю. И еще целоваться с опытным Яковлевым боялась. К тому же у него постоянно отклеивались усы.
Лариса Голубкина о съемках в фильме «Гусарская баллада»

Любовь Полищук — девушка мечты Остапа Бендера

Роль Любови Полищук в фильме Марка Захарова «12 стульев» была совсем небольшой. Она сыграла девушку из фантазий Остапа Бендера, в роли которого снимался Андрей Миронов, и исполнила с ним страстное танго. Однако этот эпизод Полищук вспоминала как один из самых сложных в своей актерской работе.
Мы пришли в восемь утра, и до двенадцати нам только поставили танец. Потом мы перекусили и вперед — сниматься. Танец был невероятно сложный: Андрей меня жутко закручивал. Мы были как два акробата. <…> Четырнадцать дублей. Я была вся в синяках, с ободранным телом и в разодранном платье. Ничего сложнее этого маленького эпизода у меня в жизни не было!
Любовь Полищук о съемках в картине «12 стульев»
По сюжету Остап Бендер во время танца подхватывал героиню Полищук на руки, а затем бросал на пол. Чтобы снять эту сцену, на то место, куда должна была упасть актриса, уложили пружинный матрас, а сверху на него постелили несколько мягких матов.
Именно после этой маленькой роли Любовь Полищук стала знаменитой. Ее узнавали на улицах: сначала прохожие просто восклицали «Смотрите, артистка идет!» — а вскоре стали называть ее по имени.

Нонна Мордюкова — Ульяна Громова из «Молодой гвардии»

Фильм «Молодая гвардия» по одноименному роману Александра Фадеева стал дебютом для многих советских актеров. Режиссер Сергей Герасимов пригласил на главные роли студентов ВГИКа — Вячеслава Тихонова, Георгия Юматова, Клару Лучко, Инну Макарову. А юную донскую казачку Ульяну Громову сыграла начинающая актриса Нонна Мордюкова.
«Молодая гвардия» осталась самой дорогой, как родная сестра, — это была наша путевка в творческую жизнь. Конечно, артисты мы были еще «зеленые», профессионализма у нас было маловато, но живая история войны, увиденная собственными глазами, атмосфера Краснодона, куда мы приехали на четыре месяца и где нас приняли со всей душой, — все это создало вокруг нас такую обстановку, которая исключала всякую фальшь.
Из воспоминаний Нонны Мордюковой
За роль Ульяны Громовой Нонна Мордюкова получила одну из высших советских наград — Государственную премию СССР. Кроме того, на съемках «Молодой гвардии» актриса познакомилась со своим будущим мужем — Вячеславом Тихоновым.

Лариса Гузеева — «бесприданница» Лариса Огудалова

В 1977 году Эльдар Рязанов экранизировал пьесу Александра Островского «Бесприданница». Фильм вышел под названием «Жестокий романс»: режиссер не стал использовать заголовок пьесы, потому что хотел избежать сравнений с картиной «Бесприданница» 1936 года.
Красавицу-бесприданницу Ларису Огудалову сыграла 24-летняя Лариса Гузеева. На пробы она пришла в коротких джинсах и с разноцветными ногтями: на первый взгляд, ничего общего с утонченной барышней из XIX века в ее облике не было. Однако из всех кандидаток режиссер выбрал именно Гузееву.
Лариса Гузеева — очень нервная, легко возбудимая натура. У Ларисы привлекательное лицо, огромные глаза, стройная фигура, и в ней существует какая-то экзотичность. Не все в ней, конечно, устраивало, не во всем я был уверен, когда утверждал Гузееву на роль, но все актеры-партнеры проявили великолепную солидарность, доброе отношение к молодой артистке, поддерживали ее, ободряли, делились своим опытом…
Из книги Эльдара Рязанова «Неподведенные итоги»
Для этой роли Ларисе Гузеевой пришлось много работать над речью. Она родилась в Оренбургской области и никак не могла избавиться от характерного говора. Эльдар Рязанов вспоминал, что эту особенность можно было бы оставить, но тогда всем актерам пришлось бы изображать такую же речь. Романсы в фильме исполняла за Гузееву джазовая певица Валентина Пономарева.

Лия Ахеджакова — сын старшины в фильме «Возвращение»

Лия Ахеджакова дебютировала в кино в 30 лет. Первой ее работой стала эпизодическая роль подростка Петрушки в картине Виктора Рыжкова «Возвращение». Невысокая стройная актриса со звонким голосом играла в амплуа травести и на театральной сцене: она легко перевоплощалась в мальчиков.
Ахеджакова любит людей. Ее огромные глазищи излучают свет, притягательность, боль, нежность, и все это проникает в сердца зрителей. Природа редко сотворяет чудо. Но в случае с Ахеджаковой ей это удалось.
Из книги Эльдара Рязанова «Неподведенные итоги»
Благодаря роли Петрушки Ахеджакову заметили другие режиссеры. В 1973 году Михаил Богин пригласил ее на одну из главных ролей в фильме «Ищу человека». За эту работу актриса получила несколько призов на международных кинофестивалях в Варне и Локарно. А еще через несколько лет Ахеджакова прославилась комическими ролями в фильмах Эльдара Рязанова — «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж».

Автор: Ирина Кирилина
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна