5 известных портретов из Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Владимиро-Суздальский музей-заповедник — один из крупнейших культурных центров России. В него входят 64 экспозиции из Владимира, Суздаля и Гусь-Хрустального, а это 10 выставочных залов и 73 памятника архитектуры. В их числе — коллекция классической живописи, предметы древнерусского искусства, а также нумизматика и археологические находки.
Мы выбрали пять портретов из постоянной экспозиции «Русское искусство XVIII — начала XX века», которые можно рассмотреть в приложении дополненной реальности Artefact. Узнайте, сколько вариантов картины «За прошивками» создал Василий Тропинин, какой новаторский способ использовал Петр Кончаловский в портрете брата и работа какого западного мастера послужила прототипом к парсуне, на которой изображен царевич Алексей Петрович.
Петр Кончаловский. Портрет Д.П. Кончаловского
Полотно «Портрет Д.П. Кончаловского» относится к раннему периоду творчества художника Петра Кончаловского. Он написал его в 1909 году еще до открытия первой выставки авангардистов «Бубновый валет». На картине Кончаловский изобразил своего младшего брата Дмитрия.
Дмитрий Кончаловский — выпускник историко-филологического факультета Московского университета. Он стажировался в Берлине, а потом преподавал историю в альма-матер и на Московских высших женских курсах. Во время Первой мировой войны Кончаловский-младший участвовал в боевых действиях. После революции он переводил работы Карла Маркса и Фридриха Энгельса, а также вел уроки немецкого языка и латыни во многих вузах Центральной России. Накануне Великой Отечественной войны Дмитрий Кончаловский эмигрировал в Германию, а в конце 1940-х годов перебрался в Париж к сестре.
При работе над портретом брата Петр Кончаловский обращался к приемам, по которым позже отличали живопись авангарда. Художник использовал неестественные оттенки, а также нарочно изображал разные части тела крупными или непропорционально маленькими.
Владимир Маковский. Портрет академика И.И. Янжула
Нестандартное решение для портрета выбрал и художник Владимир Маковский. Он изобразил на картине академика Ивана Янжула во время чтения. Часто людей такого статуса на рубеже XIX–XX веков писали в парадных костюмах и в официальной обстановке. Но профессор, можно сказать, не позировал художнику: он был одет в обычную одежду, читал свою книгу в любимом кресле и даже не обращал внимания на то, что пишут его портрет. Маковский специально сохранил естественную для ученого обстановку, чтобы показать его таким, каким он был в жизни.
Иван Янжул происходил из малороссийского дворянского рода. Он рано лишился родителей и во время учебы в университете ему пришлось заботиться о сестрах. Янжул быстро добился успехов в науке: его экономические труды до сих пор актуальны. Сначала он читал лекции в Московском университете, но, когда его удостоили звания академика Петербургской Академии наук, отправился в Санкт-Петербург.
В столице Иван Янжул и познакомился с Владимиром Маковским. Художник в это время работал ректором Академии художеств. У них были одинаковые убеждения, и они быстро нашли общий язык.
Читайте также:
Василий Тропинин. «За прошивками»
Художник Василий Тропинин создал портрет «За прошивками» в 1830 году. На нем изображена молодая женщина, которая на мгновение отвлеклась от рукоделия. У работы существует еще два варианта, они находятся в музее Новгорода и Ханты-Мансийска. На всех трех картинах вышивальщица одета в разные наряды. На портрете из экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника она позирует в простом платье.
В том же 1830 году Тропинин продемонстрировал портрет публике. На счету художника уже были две работы на схожую тему: «Кружевница», которая сегодня хранится в Музее В.А. Тропинина, и «Золотошвейка» — ее можно увидеть в Национальной галерее Республики Коми. В картине «За прошивками» зрители и критики отметили, что внутри портрета находится и самостоятельный натюрморт, настолько искусно Василий Тропинин прописал предметы для вышивания. Однако он также точно изобразил и остальные детали: блеск платья, нитки на красном платке, булавки и наперстки. Для достижения переливчатых оттенков мастер использовал плотную фактуру красочного слоя и лессировки — техники нанесения полупрозрачных красок на основной цвет.
Неизвестный художник. Портрет царевича Алексея Петровича
Портрет царевича Алексея Петровича создал неизвестный художник первой половины XVIII века. Еще до Октябрьской революции полотно привез купец Русаков из Сибири и передал его музею Владимирской ученой архивной комиссии.
Портрет относится к парсунному виду, то есть произведение написано в переходном периоде от иконописи к светской портретной живописи. Исследователи увидели в этой работе сходство с картиной немецкого придворного художника Иоганна Готфрида Таннауэра, который написал портрет Алексея Петровича в 1710-х годах.
Наследник престола родился в первом браке Петра I с Евдокией Лопухиной. Он учился в Дрездене, много ездил по Европе. По настоянию отца женился на немецкой принцессе Шарлотте Кристине Софии Брауншвейг-Вольфенбюттельской, которая родила ему двоих детей. Однако вскоре между Алексеем Петровичем и императором возникло недопонимание. В 1716 году царевич тайно эмигрировал в Вену, но вскоре Петр I потребовал, чтобы сын вернулся в Россию. На родине наследника взяли под стражу и обвинили в государственной измене, она каралась смертной казнью. В 1718 году царевич умер в Петропавловской крепости.
Евгений Соколов. «Балерина»
В 1907 году театральный художник Евгений Соколов написал портрет балерины. На холсте он запечатлел веселую танцовщицу, которая позировала ему перед выступлением. Соколов работал в технике a la prima, что в переводе означает «в один присест». Всего один сеанс понадобился автору — он даже не ждал, пока высохнет краска. Художник намеренно наносил объемные мазки друг на друга, чтобы добиться объема и декоративности полотна. Современные специалисты до сих пор не знают, как картина попала в музей. На обороте холста осталась лишь подпись: «Евген. Соколовъ 1907 год».
Евгений Соколов начинал как художник декораций и эскизов костюмов для театра. Позже он присоединился к участникам кружка московского мецената Владимира Шмаровина. Со временем Соколов проявил себя как яркий иллюстратор: его рисунки публиковали сатирические журналы «Будильник» и «Волынка». Иллюстрации к сказке «Конек-горбунок» Петра Ершова стали одной из самых известных работ Соколова. Незадолго до смерти он обновил цикл рисунков, но его так и не опубликовали, сегодня 42 листа можно увидеть в Государственном литературном музее.
Автор: Ирина Малахова
Смотрите также