5 известных картин из собрания Самарского художественного музея

Самарский художественный музей
ведет свою историю с 1897 года. Сегодня здесь хранится более 35 тысяч произведений искусства, в том числе работы русских художников XVIII–XX веков. С помощью приложения дополненной реальности Artefact можно прочитать и послушать истории создания экспонатов, а если нажать на «точки интереса» — узнать интересные факты о них и рассмотреть детали произведений.
Портал «Культура.РФ» отобрал пять жанровых полотен из собрания музея. Узнайте, какую картину Константин Коровин
посвятил радости жизни и на основе какой реальной истории Владимир Маковский
написал полотно «Две матери».

Константин Маковский. «Бретонки (Рыбачки)»

Константин Маковский
родился в 1839 году в Москве в семье художника. Его отец, Егор Маковский, основал натурный класс на Большой Никитской, в будущем — Московское училище живописи, ваяния и зодчества. И Константин Маковский стал первым студентом этого учебного заведения. Позже художник писал: «Тем, что из меня вышло, я считаю себя обязанным не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу». В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств
в Петербурге. Художник участвовал в «бунте четырнадцати» и был одним из первых членов Товарищества передвижников
.
Полотна Константина Маковского ценились очень высоко — покупали их в основном зарубежные коллекционеры. Картину «Бретонки (Рыбачки)» из коллекции Самарского художественного музея
Константин Маковский написал в 1904 году во время путешествия по Франции.
Художник изобразил двух жительниц французской области — Бретани. Они сидят в кирпичном сарае и челноками вяжут и чинят снасти. Рыбачки одеты в типичные наряды бретонок — цветастые юбки до пола и однотонные блузки с рукавами-фонариками. Свет проникает в помещение через распахнутое окно, солнечные лучи придают предметам на картине теплый оттенок.

Владимир Маковский. «Перед объяснением (Свидание)»

В коллекции Самарского художественного музея
хранятся также работы младшего брата Константина Маковского — известного живописца рубежа XIX–XX веков Владимира Маковского
. Он обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и закончил его с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение».
Владимир Маковский присоединился к художникам-передвижникам
, которые выступали за реалистичное изображение жизни «маленького человека». На своих полотнах живописец часто изображал сцены из повседневной жизни. Ему удавалось так точно написать персонажей, их мимику и положение рук, что критики называли сюжеты литературными.
Одну из таких картин — «Перед объяснением (Свидание)» — художник написал в 1898–1900 годах. В музей она попала из частной коллекции самарского купца Лаврентия Аржанова.
Герои полотна — влюбленная пара. Студент и молодая барышня стоят в лесу, среди высоких елей и валунов. Художник передал ощущение неловкости: молодой человек разглядывает трость, а девушка обрывает лепестки ромашки, ожидая затянувшегося признания. Мотив объяснения Владимир Маковский здесь использовал не впервые: в 1881 году он написал картину «Объяснение. У рояля».

Владимир Маковский. «Две матери»

Еще одна картина Владимира Маковского
в Самарском художественном музее
 — «Две матери». Полное ее название — «Две матери. Мать родная и приемная». Маковский написал полотно в 1905–1906 годах. До революции 1917 года оно хранилось у друзей семьи Маковских — самарских купцов и меценатов Шихобаловых.
По признанию Маковского в основу сюжета картины лег случай, который произошел в семье его знакомого. Родная мать отдала ребенка в приют, откуда мальчика забрала состоятельная пара. Но однажды мать пришла к ним в дом и стала требовать ребенка обратно. Маковский изобразил именно этот момент. Художник говорил: «Картина — не слово, она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет — нет картины».
Незваную гостью художник написал в темных одеждах, чтобы подчеркнуть ее социальное положение и крестьянское происхождение. Приемная же мать одета в светлое платье популярного в те годы фасона. Маковский точно передал эмоциональное состояние мальчика — он в смятении и напуган. Беспокойство также читается на лице приемной матери и ее домработницы. Невозмутимым остается глава семейства: он уверен, что гостья уйдет ни с чем.

Николай Ярошенко. «Слепцы»

Полотно «Слепцы» из коллекции Самарского художественного музея
принадлежит кисти художника Николая Ярошенко. Он родился в 1846 году в Полтаве на территории современной Украины. В девять лет мальчика отдали на обучение в кадетский корпус, после чего он поступил в Павловскую пехотную академию. Рисовал Ярошенко с самого детства, но профессионально заниматься живописью стал значительно позже: в 21 год он поступил в Императорскую Академию художеств
. В 1878 году Николай Ярошенко вступил в Товарищество передвижников
, дебютировал на передвижнической выставке с картиной «Кочегар». Впервые в истории русского искусства героем стал заводской рабочий. Картина прославила художника, а его работы стали отражением революционно-освободительного движения в России.
Полотно «Слепцы» Ярошенко написал в 1879 году и представил публике на VII Художественной выставке передвижников. Об этой картине критик Владимир Стасов
писал: «На нынешний раз г. Ярошенко является совершенно иным, чем на прошлой выставке… Ныне, из города, из душной и сырой тюрьмы он перенесся в широкие поля, на золотой солнечный свет».
Художник изобразил группу слепых нищих, которые возвращаются из Киево-Печерской лавры
 — ее купола
виднеются за холмами. Ярошенко прославился как портретист, однако в этой работе интересны не только образы нищих, но и пейзаж, на фоне которого происходит действие. Живописец прорисовал высокий берег Днепра, поросший травой, а саму реку и противоположный берег изобразил в голубоватой дымке.
Картина «Слепцы» до революции хранилась у зажиточных самарских купцов Шихобаловых, которые занимались благотворительностью и помогали молодым художникам.

Константин Коровин. «Хозяйка. Женщина с вином»

Константина Коровина
называют первым русским импрессионистом. Свои нежные пейзажи и лиричные портреты, заполненные светом, художник выполнял дробным мазком, красками насыщенных оттенков. В такой же манере он написал картину «Хозяйка. Женщина с вином». Художник работал над полотном в 1897 году. Героиня портрета — жизнерадостная южанка.
С помощью теплой гаммы и множества цветовых оттенков Коровин передал ощущение праздника. В письме Борису Красину автор писал: «Красота и радость жизни. Передача этой радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я. Разгадывая это и увлекаясь этой стороной моей лиры, и пошли и идут за мной многие художники… Это я, это мое пение за жизнь, за радость».
Кроме этой работы в Самарском художественном музее
хранятся еще две картины Константина Коровина — этюд «Парники» и портрет Надежды Ивановны Комаровской.

Автор: Лидия Туляганова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна