5 известных портретов из Краснодарского музея им. Ф.А. Коваленко
В Краснодарском краевом художественном музее им. Коваленко — одном из старейших на Северном Кавказе — хранится около 13 тысяч экспонатов. Среди них — живопись, графика скульптура и декоративно-прикладное искусство. Здесь можно увидеть иконы новгородской, московской и северной школ, полотна авангардистов начала XX века и японскую цветную ксилографию.
Мы выбрали пять портретов из экспозиции «Русское искусство XVI — начала XX века», которые можно рассмотреть в приложении дополненной реальности Artefact. Узнайте, что привнес в живопись Дмитрий Левицкий, кто первым стал изображать крестьян на полотнах и как написал свою жену авангардист Роберт Фальк.
Портрет барона Александра Строганова
Портрет барона Александра Строганова в 1782 году выполнил один из самых известных портретистов своего времени — Дмитрий Левицкий. Ему позировали императрица Екатерина II, французский философ Дени Дидро, журналист и издатель Николай Новиков. Живописец прославился своим умением подмечать на полотнах характер и чувства своих героев. Художник и реставратор Игорь Грабарь писал о Левицком: «В передаче интимного, неуловимого очарования лица, не блещущего красотой, не выделяющегося оригинальностью, в изображении простого, среднего, незаметного лица — соперников он не знал».
Дмитрий Левицкий изобразил барона по пояс, на груди у него висят польские ордена Белого Орла и Станислава. Художник сделал акцент на взгляде Строганова: до Левицкого портретисты уделяли больше внимания нарядам своих моделей. Таких же принципов позже придерживались и его последователи, известные художники XIX века Петр Соколов и Владимир Боровиковский.
Портрет Елизаветы Алексеевны
Портрет супруги императора Александра I Елизаветы Алексеевны написала француженка Мари-Луиз-Элизабет Виже-Лебрён. Точный год создания полотна не указан, однако известно, что художница работала в Санкт-Петербурге и Москве с 1795 по 1801 год. В это же время она написала несколько портретов и других членов императорской семьи и их приближенных: Екатерины Меньшиковой, Анны Строгановой, Варвары Головиной, Екатерины Скавронской и многих других.
Мари-Луиз-Элизабет Виже-Лебрён — мастер светского портрета, в своих картинах она подчеркивала настроение и переживания тех, кого изображала. На портрете Елизавета Алексеевна выглядит нежной и романтичной. Она позировала стоя в платье, на котором прикреплена бриллиантовая звезда и лента ордена Святой Великомученицы Екатерины. Великая княгиня была известна тем, что жертвовала деньги на пособия нуждающимся художникам и музыкантам, а также занималась благотворительностью.
Читайте также:
Девушка с крынкой молока
Портрет крестьянской девушки с крынкой молока в 1824 году создал живописец, рисовальщик, гравер и литограф Алексей Венецианов. Его считают основателем «бытового реализма». Стиль этот начал формироваться в картинах художника в 1830-х годах. В это время он работал в собственной подмосковной усадьбе, где написал известные композиции о крестьянах и их быте «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето».
Картина «Девушка с крынкой молока» относится к циклу крестьянских портретов Венецианова. В ней живописец точно передал характер девушки, ее внутреннюю поэтичность и темперамент. Художественный критик Павел Свиньин писал о работах этого периода: «Эти лица, это небо, эти вещи — это все русское. Невымышленное, все взято с самой природы».
Портрет Федора Коваленко
Федор Коваленко родился в крестьянской семье, он прошел путь от рассыльного в купеческой бакалейной лавке до создателя первой на Северном Кавказе картинной галереи. С 1905 года он ежегодно устраивал там «Периодические выставки картин художников Академии художеств и других русских школ». С 1909 года в них начал участвовать живописец, ученик Ильи Репина Николай Харитонов. Со временем коллекционер подружился с художником и купил для своей коллекции 18 его работ.
Портрет 52-летнего галериста Харитонов написал в 1918 году. Это последнее прижизненное изображение Коваленко — через несколько месяцев он умер от тифа. В этой работе художник отказался от своего фирменного композиционного приема — неожиданного ракурса, и сосредоточил внимание на личности коллекционера.
Девушка у окна
В 1926 году представитель искусства русского авангарда и модерна Роберт Фальк написал портрет своей третьей жены, художницы и поэтессы Раисы Идельсон. Он познакомился с ней в начале 1920-х годов в Витебске. На этот период пришелся творческий взлет Фалька. Он работал в отделе ИЗО Наркомпроса, организовывал Государственные свободные художественные мастерские и преподавал в Высшем художественно-техническом институте. Роберт Фальк участвовал в выставках творческого объединения «Бубновый валет»: сначала с картинами, в которых он подражал французскому постимпрессионисту Полю Сезанну, а затем уже с полотнами, которые создал в собственном живописном стиле.
В этом портрете Роберт Фальк отошел от идей кубизма, в картине «Девушка у окна» нет ярких цветовых пятен и четких форм, художник добился монохромности полотна и насытил его светом — он обволакивает фигуру жены и предметы вокруг нее.
Автор: Ирина Малахова
Смотрите также