Отличники за рубежом: как русские художники путешествовали по Европе
До 21 мая в Музее русского импрессионизма проходит выставка «Отличники» — она посвящена заграничным путешествиям лучших выпускников Академии художеств. В экспозиции представлены работы, которые создали во время поездок Илья Репин, Василий Поленов, Иван Айвазовский, Николай Ге и другие. На третьем этаже музея можно увидеть картины европейских мастеров из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, чьи имена встречаются в письмах и академических отчетах живописцев — Камиля Коро, Гюстава Курбе, Эжена Каррьера и других. Какой купальный костюм Репин посоветовал купить Поленову, за что Генрих Семирадский получил орден от итальянского короля и что советовал Максим Горький Исааку Бродскому? «Культура.РФ» рассказывает истории художников, которые хранят их заграничные полотна.
Что такое пенсионерские поездки?
В 1757 году по инициативе Ивана Шувалова и при поддержке императрицы Елизаветы Петровны в Петербурге была основана Академия художеств. А уже с 1760 года талантливых живописцев, скульпторов и архитекторов начали отправлять учиться за границу — «для усовершенствования в искусстве». Со временем менялись критерии отбора и условия отчетности, неизменным оставалось одно: право на пенсионерскую поездку получали только лучшие из лучших.
Пенсионеры рубежа XIX–XX веков не только изучали древние и классические шедевры — они становились свидетелями формирования нового европейского искусства и привносили увиденные приемы в отечественную живопись. Во многом благодаря «отличникам», командированным за границу, русское искусство постепенно начало отходить от академической традиции. От мифологических и библейских сюжетов и фигуративных полотен художники перешли к попыткам передать на холстах личные впечатления и наблюдения, изменчивость мира. В их работах появились контрасты, цветные тени, раздельные мазки. Формальным рубежом между классической и «новой» живописью стала первая выставка импрессионистов, которая прошла в 1874 году в Париже — и в это время во Франции находились Илья Репин, Василий Поленов. Через мастерские этих художников позже прошли практически все известные русские живописцы конца XIX — начала XX столетий.
Отечественные авторы по-разному относились к новым тенденциям европейской школы, однако избежать ее влияния не смог ни один из них.
Генрих Семирадский, этюд «Дорога из Рима в Альбано», около 1873 года
Генрих Семирадский получил высшее образование на естественном отделении физико-математического факультета в Харькове, в 1864 году стал вольнослушателем Академии художеств в Петербурге, а через два года перевелся в ученики. В 1870 году он представил на конкурс картину «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу», за которую получил Большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку.
Поработав в Мюнхене, Семирадский поселился в Риме. В Италии он определился с основной темой работ — его выбор пал на античную историю. Художник много писал, не переставал совершенствовать технику. За время работы в Италии колорит его полотен стал светлее, цвета — ярче, компоновка многофигурных композиций — четче. Семирадский создавал множество набросков. Один из таких этюдов — «Дорога из Рима в Альбано» — представлен на выставке. Художник изобразил яркий солнечный день, передал чередование пятен света и тени, много внимания уделил фактуре стволов олив, ажурности листвы. Исследователи отмечают в этой работе влияние новой французской живописи — цветные тени, дробный мазок, попытку передать сиюминутное состояние природы и освещения, — что было нехарактерно для академиста Семирадского.
Уже во время поездки художник получил звание академика за написанную в Риме картину «Грешница», а через три года — звание профессора за масштабное полотно «Светочи христианства (Факелы Нерона)». Работу еще до академической выставки показали в Риме, Мюнхене и Вене, где она имела большой успех: король Италии Виктор Эммануил II даже наградил Семирадского орденом. В Россию, однако, полотно не попало — Семирадский запросил за него 40 тысяч рублей, тогда как общий годовой бюджет Академии на приобретение работ составлял около 30 тысяч. Картину художник подарил только открывшемуся музею в Кракове.
Читайте также:
Владимир Орловский, «Город Поццуоли близ Неаполя», 1876 год
Владимир Орловский, сын богатого помещика, в Академии художеств занимался в пейзажной мастерской Алексея Боголюбова. Большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку живописец получил за серию видов крымской природы. В путешествие по Европе Орловский отправился в 1869 году. Сначала побывал в Германии, оттуда приехал в Париж, где осматривал собрания Лувра, Люксембургского музея и частных галерей. Самое сильное впечатление на художника произвели работы мастеров барбизонской школы, особенно Камиля Коро. Работа на пленэре и внимание к изменениям погоды и освещения, письмо раздельным мазком, естественные тона в колорите — эти особенности манеры барбизонцев повлияли на живопись Орловского. Он даже сам ездил на этюды в Барбизон.
Если живописцам исторического жанра полагалось шестилетнее путешествие, то пейзажистов в Европу отправляли только на три года — еще три они должны были работать в России с сохранением содержания. Орловский пытался оспорить это решение, просил отправить его за границу на дополнительный срок и в итоге добился своего. Академия пошла навстречу, поскольку Орловский согласился агитировать русских художников, живущих в Италии, не принимать участия в выставках передвижников. На тот момент Академия создала конкурирующую организацию — Общество выставок художественных произведений, и призывала выставляться под его эгидой.
В марте 1875 года Орловский приехал в Италию, где успешно работал до конца года. Пейзаж «Город Поццуоли близ Неаполя» абсолютно нехарактерен для академической традиции — он написан в свободной, эскизной манере. Кроме того, на фоне пейзажа появился герой — и не библейский или античный, а обычный человек, уснувший в тени на набережной.
Илья Репин, «Лошадь для сбора камней в Вёле», 1874 год
Илья Репин учился рисованию в Школе военных топографов и в иконописной мастерской города Чугуева. В 1863 году он решил поступать в Академию художеств, однако работы юного автора не вызвали восторга. Репин стал посещать Рисовальную школу Общества поощрения художеств, и в 1864-м его зачислили в Академию как вольнослушателя и очень быстро перевели в ученики. Вместе с ним в мастерской исторической живописи занимался Василий Поленов. Золотую медаль и право на поездку Репин получил за конкурсную картину «Воскрешение дочери Иаира», написанную в 1871 году.
Начиная с 1871 года свод академических правил гласил, что «учеников женатых, удостоенных первой золотой медали, лишать права на заграничное путешествие». Предписание это, впрочем, не имело обратного действия. Этим и воспользовался Репин: художник схитрил и женился уже после получения золотой медали, а затем, дождавшись рождения ребенка, уехал в Европу с семьей. После этого случая правила ужесточили.
Побывав в Варшаве, Вене, где на Всемирной выставке экспонировались «Бурлаки на Волге», и Италии, осенью 1873 года Репин приехал в Париж, где работал над картинами «Садко» и «Парижское кафе». Лето 1874 года художник с женой и дочерью провел в Нормандии. Небольшое живописное местечко Вёль-ле-Роз открыл для русских художников Алексей Боголюбов. Сюда приезжали работать Константин Савицкий, Василий Поленов, Александр Беггров. Репин писал Крамскому: «…все упрекают меня, что я не работаю в такой чудесный день, и все строчат кто где, кто в поле, кто в огороде, кто на море, кто под мельницей, кто на дороге, к соблазну христиан».
Несмотря на то что главной целью поездки Репина были отчетные картины на исторические сюжеты, он писал и много других работ, например «Лошадь для сбора камней в Вёле». Художник уже успел увидеть в Париже работы импрессионистов, однако больше вдохновлялся менее смелыми полотнами французской барбизонской школы: он так же много работал на пленэре, писал с натуры этюды, похожие на законченные произведения, старался передать сиюминутное состояние природы, добавить в свои работы больше света и воздуха.
Василий Поленов, «Старые ворота в Вёле», 1874 год
Писать пейзажи Поленов начал еще в детстве — в семейной усадьбе Имоченцы, которая располагалась на территории современной Ленинградской области. Он происходил из дворянской семьи, его родители были знакомы со многими знаменитыми живописцами. Поленов брал уроки у Павла Чистякова, затем поступил на физико-математический факультет Императорского университета и стал вольнослушателем Академии художеств. Однако университет он вскоре оставил ради занятий в натурном классе Академии. В 1871 году вместе с Репиным Поленов получил золотую медаль за работу на ту же тему — «Воскрешение дочери Иаира».
Свое пенсионерское путешествие Поленов начал с Германии, затем был в Италии и Франции. Рим художника не впечатлил, а вот Париж, напротив, ему понравился: в отличие от замершего во времени искусства Италии, во Франции художественная жизнь активно развивалась. В Париже Иван Тургенев ввел Поленова в салон Полины Виардо, у которой художник даже взял несколько уроков музыки. В отличие от Репина, Поленов только в Европе сформировал собственный стиль: под влиянием все тех же барбизонцев он научился работать на пленэре, отработал приемы письма на открытом воздухе, часто использовал характерный для этой школы серо-серебристый колорит.
Летом 1874 года Репин уговорил «дона Базилио» — так он называл Поленова — приехать работать в Вёль. «Купи себе купальный костюм, чёрный, шерстяной, на плечи и штаны вместе, и попробуй, чтобы он не чернил платье; здесь не принято купаться с неприкрытым телом, как в Италии», — писал художник другу.
Сам Поленов писал родным, вернувшись из поездки: «…Вёль — прелестное местечко, иностранцев нет, а кое-где художники и немного, зато на небольшом пространстве много разнообразия; море, фалеза, то есть берег в виде скалы, ручей, вроде маленькой речки, две мельницы, пруды, на которых растет кресон… Мне удалось сделать большой запас этюдов». В Вёле Поленов сделал сразу несколько работ с видом старых ворот, меняя на картинах ракурс, время суток и даже времена года. Такие серии были характерны как для барбизонцев, так и для импрессионистов.
Исаак Бродский, «Сказка», 1911 год
Исаак Бродский окончил Художественное училище Одесского общества изящных искусств и в 1902 году приехал в Петербург — поступать в училище при Академии художеств. Успешно завершив первый курс, Бродский начал заниматься в мастерской Ильи Репина. Звание художника и право на пенсионерскую поездку художник получил в 1907 году за работы «Теплый день» и «Портрет жены художника Л.М. Бродской».
В 1909 году Бродский отправился в Европу, посещал музеи и частные галереи в Париже, Вене, Берлине. Он не только знакомился с зарубежной живописью, но и предоставил свои работы на Осенний салон. Из девяти предложенных работ отобрали сразу пять.
В отчете за первый год Бродский писал: «Из французской школы я назову имена следующих художников, которыми я увлекался: Коро, Милле, Мейсонье, Добиньи, Делакруа, Ватто, Курбе и друг. Люксембургский музей не дал мне настоящих представлений о современных французских художниках, позднее я ознакомился с ними в частных галереях и в лучшей из них галерее Дюран-Рюэля, особенно хороши Симон, Дега, Клод Моне, Рафаэлли, Каррьер и много других превосходных художников».
Из путешествия Бродский привез очень удачные работы, поэтому получил право на повторную поездку — и снова отправился в Италию в 1910 году. Здесь на Капри он написал большое полотно «Сказка».
О названии картины «Сказка» Бродский писал: «Вечная сказка» — так сначала я назвал свою картину, но Максим Горький посоветовал мне изменить это название. — Почему «Вечная сказка»? — спрашивал Алексей Максимович в письме ко мне. — Сказки, они все вечные. Назовите просто: «Сказка», и это будет всем понятно».
За «Сказку» на одной из выставок Бродский получил премию 2000 рублей, что позволило ему в 1911 году третий раз поехать в Италию — уже за свой счет.
«Культура.РФ» благодарит за помощь в подготовке материала куратора выставки «Отличники» в Музее русского импрессионизма Ольгу Юркину.
Автор: Полина Пендина
Смотрите также