В парсунах все еще прослеживались иконописные традиции: идеализация героев, каноничность образов, статичность поз, плоскостное письмо. Как и иконы, такие протопортреты часто писали на дереве
темперными красками. Но в то же время парсуна приобретала черты будущего светского портрета: авторы писали с натуры, стремились к реалистичному и объемному изображению и уже начинали использовать холст и масляные краски.
Потому и в парсунном наследии выделяются два направления творчества. Одно, с преобладанием иконописных черт, представляют темперные портреты князя Михаила Скопина-Шуйского, царей
Ивана Грозного, Федора Ивановича, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Другое — приближающееся к европейскому портрету — составляют парсуны с изображением царя Ивана Алексеевича, патриарха Никона, князя Ивана Репнина, стольника Григория Годунова, воеводы Афанасия Ордина-Нащокина.
Авторы большей части парсун оставались неизвестными, однако среди них ярко выделялись последователи крупной школы живописцев
Оружейной палаты Московского Кремля —
Симон Ушаков, Федор Зубов, Богдан Салтанов, Карп Золотарев, Иван Рефусицкий, Иван Безмин, Михаил Чоглоков.