«Сокровища музеев России» в Манеже
В ноябре 2018 года в выставочном зале «Манеж» прошла выставка «Сокровища музеев России». 50 региональных музеев привезли в Москву самые интересные экспонаты из своих коллекций. «Культура.РФ» рассказала о редких и необычных произведениях: о старинной иконе и картинах Аполлинария Васнецова, Михаила Нестерова, Ивана Макарова, Ивана Айвазовского и других художников.
Аполлинарий Васнецов, «Старорусский город», 1899 год
Аполлинария Васнецова считают создателем жанра исторического пейзажа. Он изображал древние русские города на основе археологических находок и исторических документов: работая над полотнами, художник изучал литературные источники, исследовал старинные городские планы, знакомился с летописями, участвовал в археологических раскопках, общался с учеными-историками Иваном Забелиным и Василием Ключевским. Художник Александр Бенуа вспоминал о Васнецове: «Мне нравились его довольно наивные и все же убедительные затеи «возрождения» прошлого обожаемой им Москвы и его попытки представить грандиозность и ширь сибирской природы».
Большинство произведений Васнецов посвящал историческому облику Москвы. Картина «Старорусский город» изображает заснеженную крепостную стену Москвы и подъемный мостик у ворот. За ними видны купола храмов и звонница. В музей картина попала из частной коллекции под названием «Гонцы у ворот». После исследования полотну вернули авторское название, которое было указано в каталоге XXVII выставки Товарищества передвижников 1899 года.
Михаил Нестеров, «За Волгой», 1905 год
В 1890-х годах художник Михаил Нестеров задумал написать «красками роман, роман в картинах». На сюжет его вдохновили книги «В лесах» и «На горах» публициста Павла Мельникова-Печерского. Так появились три картины «На горах», «Великий постриг» и «За Волгой».
Нестеров говорил, что писал «не по Мельникову, не иллюстрации к нему», а свой живописный роман, но «так и отстал от своей затеи». Художник считал неудавшейся «главу-картину» «За Волгой», поэтому летом того же 1905 года начал другую работу под тем же названием. Он задумал ее в путешествии по Волге, где выполнил несколько этюдов. Моделью стала Юлия Урусман, с которой он познакомился в декабре 1898 года в Киеве.
О мужчине на картине Нестеров написал в письме астраханскому коллекционеру Павлу Догадину: «…мужская фигура на картине «За Волгой» написана мной с одного астраханца-коммерсанта, ехавшего со мной по Волге, он тогда любезно согласился позировать мне для этюда. Было это лет 10–12 тому назад, и фамилии его теперь я не припомню» (Москва, 20 февраля 1916 года). В том же году Догадин приобрел полотно у автора. После этого картину выставляли в Санкт-Петербурге, Москве, а также в музеях Китая.
«Преподобный Сергий Радонежский с 20 клеймами жития», XVII век
Икона «Преподобный Сергий Радонежский с 20 клеймами жития» впервые экспонируется после почти 20-летней реставрации.
Икону относят к памятникам XVII века, времени расцвета ярославской иконописной школы. Композиция и цветовое решение свидетельствуют об авторстве выдающегося ярославского мастера. Исследователи предполагают, что автором этой иконы был Федор Федоров, внук настоятеля церкви Космы и Дамиана, семья которого жила в приходе храма.
Сюжет этой иконы — настоящая редкость. Она подробно иллюстрирует истории детства Сергия Радонежского, заключенные в 20 клеймах, — от рождения и крещения до явления Сергию Богоматери и успения преподобного.
Иван Макаров, «Портрет великой княгини Марии Александровны», 1-я половина XIX века
В собрание ДМИИ имени П.С. Гамзатовой «Портрет великой княгини Марии Александровны» поступил в 1960 году из Краеведческого музея Дагестана (Национальный музей Республики Дагестан имени А. Тахо-Годи).
Парадный портрет написал художник-график Иван Макаров в середине XIX века. Его отец был основателем рисовальной и иконописной школы в Саранске, поэтому первые уроки живописи художник получил от него. Затем Макаров учился в Пензе, а после в Императорской Академии художеств.
Читайте также:
На портрете императрица Мария Александровна изображена в русском придворном дамском платье, эталон которого утвердил император Николай I в 1834 году. Платье состояло из бархатного «верхнего платья» с откидными рукавами и со шлейфом, у которого был «разрез спереди, к низу от талии». По «хвосту и борту» платья шло золотное шитье. Головной убор тоже был строго регламентирован: замужние дамы носили «повойник или кокошник произвольного цвета, с белым вуалем, а девицам повязку произвольного цвета с вуалем». На голове у Марии Александровны — кокошник, близкий по форме кокошникам Архангельской губернии. А ниспадающий по обеим сторонам лица жемчуг характерен для русских великокняжьих уборов.
Алексей Боголюбов, «Иллюминация Кремля», 1883 год
Полотно художника-мариниста Алексея Боголюбова «Иллюминация Кремля» попало в Омск в 1925 году из Государственного Русского музея. До этого оно находилось в собрании Государственного Эрмитажа.
Боголюбов изобразил историческое событие, связанное с коронацией Александра III. Проект праздничного освещения готовили за три месяца до церемонии. На Красной площади установили леса для иллюминации, подсветили памятники Минину и Пожарскому и храм Василия Блаженного. Исторический музей украсили гербом Москвы и звездами с короной наверху и вензелями Их Величеств. В Александровском саду по деревьям развесили десятки тысяч огней. Также украсили Тверскую и Театральную площади вместе с фасадами театров.
«Портрет Петра I», 1-я половина XVIII века
С картины «Портрет Петра I» в Пермской художественной галерее начинается экспозиция отдела отечественного искусства XVIII века. Полотно поступило в музей в 1955 году из Дирекции художественного фонда и проектирования памятников («Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»).
Автором портрета считали художника Андрея Матвеева. Когда Матвееву было 15, Петр I отправил его в Голландию учиться живописи. Больше 10 лет он жил в Европе, прошел хорошую школу и портрет императора написал с «манеру европейского». Однако после тщательной рентгенограммы авторство Матвеева поставили под сомнение.
Реставратор Русского музея Светлана Римская-Корсакова провела множество экспертиз картины и обнаружила авторский почерк придворного живописца Луи Каравака. С ним Петр I познакомился в 1716 году в Германии, после чего и пригласил талантливого художника в Россию. Осталось неизвестным, создал ли Каравак этот портрет с натуры или использовал прежние работы: до этого он дважды писал императора — в 1716 и 1722 году. Но исследователь доказала, что портрет был написан еще при жизни императора, что подтверждает его историческую ценность.
Григорий Сорока, «Вид на усадьбу Островки с Большого острова», 1846 год
Творчество крепостного живописца Григория Сороки очень скромно представлено в российских музеях. Большая часть работ мастера хранится в Тверской картинной галерее, в том числе и картина «Вид на усадьбу Островки с Большого острова».
С 18 лет Григорий Сорока жил в доме помещика Милюкова в имении Островки. Юноша неплохо рисовал, посещал уроки художника Алексея Венецианова в соседнем имении Сафонково. Но карьера Сороки-живописца длилась всего 10 лет, за которые он создал около 20 работ. Так и не добившись вольной, он уехал в родное село Покровское. Сорока не занимался тяжелым трудом, а чтобы заработать, писал иконы, пытался преподавать рисование крестьянским детям. Участие художника в крестьянских волнениях закончилось трагически — Сорока покончил с собой.
Пейзаж «Вид на усадьбу Островки с Большого острова» долго числился в списке пропавших картин. В 1916 году внук помещика Милюкова смог подробно описать работу: «По озеру плывет лодка, в которой сидит мой дед, на той стороне озера в красной рубашке стоит мой отец, на переднем плане крестьянский мальчик, сняв рубашку, собирается купаться». Это описание совпало с картиной, которую приобрела галерея в 1998 году. Во время реставрации полотна обнаружили подписи Сороки и дату создания — 1846 год.
Иван Айвазовский, «Море. Коктебель», 1853 год
Картина «Море. Коктебель» считается одной из лучших работ мариниста Ивана Айвазовского 1850-х годов. В Феодосийскую картинную галерею полотно поступило из Русского музея в 1930-е.
У Ивана Айвазовского был особый художественный метод: он справлялся со сложными живописными задачами, используя цветовые и световые эффекты и моделируя пространство холста. Художник работал как бы «без натуры», опираясь на прекрасную зрительную память и богатую творческую фантазию. Поэтому многие произведения художника не имеют истории создания как таковой.
Летом 1853 года Айвазовский отправился на археологические раскопки древних курганов в окрестностях Феодосии. Расположенное рядом в бухте болгарское поселение Коктебель показалось ему невероятно живописным, и он много раз возвращался туда.
В работе «Море. Коктебель» Айвазовский развил основные элементы его художественной манеры: тонкость выполнения отдельных деталей и передачу воздушного пространства за кораблями.
У Ивана Айвазовского был особый художественный метод: он справлялся со сложными живописными задачами, используя цветовые и световые эффекты и моделируя пространство холста. Художник работал как бы «без натуры», опираясь на прекрасную зрительную память и богатую творческую фантазию. Поэтому многие произведения художника не имеют истории создания как таковой.
Летом 1853 года Айвазовский отправился на археологические раскопки древних курганов в окрестностях Феодосии. Расположенное рядом в бухте болгарское поселение Коктебель показалось ему невероятно живописным, и он много раз возвращался туда.
В работе «Море. Коктебель» Айвазовский развил основные элементы его художественной манеры: тонкость выполнения отдельных деталей и передачу воздушного пространства за кораблями.
Фотографии предоставлены сотрудниками музеев
Беседовала Ирина Малахова
Смотрите также