Петр Соколов

Годы жизни: 1787 - 15 августа 1848
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Петра Соколова называют основателем русской акварельной живописи. Его кисти принадлежат три прижизненных портрета Александра Пушкина
и более 400 картин, на которых он изображал современников. Художник был настолько популярным, что заказчики ждали его месяцами. А портреты его работы заказывали декабристы
, культурные деятели и члены императорской семьи
.

В погоне за казенным образованием: студент Академии художеств

Петр Соколов родился в обеспеченной московской семье. Однако финансовое благополучие продолжалось недолго: отец будущего живописца, Федор Соколов, был азартным игроком
и дом со всем имуществом проиграл в карты. Глава семейства умер, когда будущему художнику не было и года. Мать растила сына в одиночку. Денег не хватало, и в 1800 году они переехали в Санкт-Петербург: там было больше шансов получить образование за казенный счет. С помощью знакомого чиновника, действительного тайного советника Алексея Пещурова Петра Соколова определили в Воспитательное училище при Академии художеств
, а вскоре — и в саму Академию. Туда брали мальчиков 8-9 лет из бедных семей. Соколову на тот момент было 13. Тогда мать решила уменьшить его возраст и при приеме в Академию записала в графе другой год рождения — 1791.
Петр Соколов обучался в самом престижном на тот момент классе исторической живописи. Его учителями стали знаменитые художники Алексей Егоров
и Василий Шебуев. В 1805 году Соколов получил свою первую награду — малую серебряную медаль за один из ученических рисунков. В Академии Соколов познакомился и подружился сначала с Федором Брюлловым, а потом и с его младшими братьями Александром и Карлом
.
«Из некоторых, часто юмористических рассказов отца, уцелевших в моей памяти, можно заключить, что пребывание в академии не могло оставить в нем сладких воспоминаний: пища была грубая, форменная одежда делалась новая только для выпускных студентов; все же рваное и истасканное донашивалось низшими классами, приходя в совершенно бесформенное состояние»
Александр Соколов, сын художника
В 1809 году студент закончил дипломную картину «Плач Андромахи над телом Гектора». За работу молодого живописца наградили малой золотой медалью. Этой оценки было недостаточно, чтобы претендовать на дальнейшее обучение в Италии: Академия художеств спонсировала поездки только обладателям большой золотой медали. Петр Соколов решил остаться еще на год, однако получить медаль ему не удалось и во второй раз. В 1810 году он выпустился из Академии со званием «свободного художника».

«Благословение» кистью: первые акварельные картины

Петр Соколов. Портрет Никиты Муравьева (фрагмент). 1824. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Петр Соколов. Портрет Алексея Пещурова. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Петр Соколов. Портрет Сергея Волконского (фрагмент). Конец 1816–начало 1817. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
После окончания Академии Соколов начал искать работу: брался за любые картины, давал частные уроки. Вскоре ему удалось устроиться учителем рисования в состоятельную семью Левашовых. Они стали его первыми знатными заказчиками. Петр Соколов рисовал портреты карандашом и мелом на темно-коричневой бумаге: мелом наносил свет, тени дорабатывал карандашом, а цвет бумаги создавал полутона.
О проблеме с деньгами узнал друг семьи, статский советник Алексей Пещуров. Он устроил художника в свой департамент: живописец числился на службе и получал ежемесячное жалование. Соколов был частым гостем в доме чиновника, написал портреты Пещурова, его жены и сестры. Статский советник порекомендовал юношу знакомым. В те годы были очень популярны небольшие портреты: их можно было взять в дорогу и для работы не требовалось изнурительных сеансов позирования. Работы Соколова дарили друзьям, отправляли родственникам в другие города. Он рисовал посетителей салонов
и представителей высшего света, с которыми художника знакомил Пещуров. Постепенно Соколов сменил карандаш на акварель. Чаще всего заказывали свадебные портреты. Однажды Соколову сказали: «Мы теперь без вас, Петр Федорович, не можем обойтись, как без попа, если вы не благословите вашей талантливой рукой, то и брак считается недействительным».
После сеансов Соколов старался поддерживать с заказчиками хорошие отношения — его начали звать на приемы, рекомендовать знакомым. Сын живописца, тоже Пётр, позже писал: «…Так как он был очень недурен собою и всегда изысканно одевался, то охотно приглашался на вечера и в частные дома».
Во время сеанса Петр Соколов рисовал только лицо модели, иногда штрихами очерчивал фигуру, а заканчивал портрет уже в домашней мастерской. Туда привозили платья или мундиры, художник одевал манекен, поправлял одежду, чтобы красиво смотрелись застежки и складки, и потом брался за кисть. Сын Соколова, Александр, позже писал: «В передаче аксессуаров Петр Федорович достиг полного совершенства: перепутанность кружевного рисунка в бесконечном разнообразии складок передавалась им с фотографическою верностью, но, конечно, не так безжизненно и сухо; передавалась, казалось, так просто и с такой легкостью…».
Как только портреты стали приносить стабильный доход, Петр Соколов уволился со службы в департаменте и покинул дом Левашовых, у которых прожил четыре года.

«Влюбленный до обожания»: женитьба на сестре Брюллова

Петр Соколов. Портрет Идалии Полетики. 1820-е. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Петр Соколов. Портрет Юлии Соколовой. Около 1827. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Петр Соколов. Портрет неизвестной в темно-красной шляпе (фрагмент). 1828. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Петр Соколов часто бывал в гостях у Брюлловых. В доме художник познакомился с Юлией Брюлловой — младшей сестрой его друзей по Академии: Федора, Александра и Карла Брюлловых. Соколов сразу же влюбился в девушку, она ответила ему взаимностью. В 1820 году молодые люди поженились.
«Живая, кокетливая, почти ребёнок (она вышла замуж шестнадцати лет), она с ним никогда не скучала. Она любила светскую жизнь, и муж, влюбленный в неё до обожания, по-видимому, вполне разделял её вкусы. К тому же род его живописи, изящный, портретный, по преимуществу подходящий для изображения нежных женских лиц и нарядов, естественно вводил его в круг великосветских людей и интересов, был он великодушен и предан «женщине» в собирательном смысле этого слова»
Александра Исакова, внучка художника
На свадьбе были именитые гости. Посаженным отцом на празднике был смоленский военный губернатор, граф Степан Апраксин.

Портреты императорской семьи и русской знати

Петр Соколов. Портрет Василия Жуковского. 1820-е. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва
Петр Соколов. Портрет великого князя Александра Николаевича. 1828. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Петр Соколов. Портрет Прасковьи Анненковой. 1825. Частное собрание
Художник был знаком со многими знатными людьми: фрейлиной Натальей Строгановой, князем Сергеем Волконским, княгиней Екатериной Долгорукой — все они позировали портретисту. Соколов оценивал свой успех так: «Мои способности приняты публикою благосклонно».
В 1820 году живописец нарисовал Александра Витберга, архитектора храма Христа Спасителя
в Москве, и поэта Василия Жуковского
. Жуковский подарил свой портрет Александру Пушкину, который недавно закончил поэму «Руслан и Людмила»
.
В 1821 году Петра Соколова пригласили в Аничков дворец. Художнику предстояло создать портрет трехлетнего великого князя Александра Николаевича
 — будущего императора Александра II. Императрица Александра Федоровна похвалила работу, и Соколов нарисовал трех маленьких дочерей Николая I
. С тех пор живописец стал часто получать заказы от императорской фамилии.
«Все великосветское общество охотно ездило провести приятный час времени в мастерской художника и, притом, настолько же из уважения к артисту, как и расположения к человеку, в высшей степени общительному, веселому и хотя не обладавшему салонным лоском и иностранными жаргонами, прикрывающими часто полнейшую бессодержательность, но зато, по своей нравственной порядочности и уму сходившемуся со всяким, кто обладал этими качествами»
Александр Соколов, журнал «Русская старина»
В 1824 году Петр Соколов нарисовал Марию Волконскую и Прасковью Анненкову, жен будущих декабристов. У художника заказывала свой портрет и Екатерина Муравьёва, мать двоих участников восстания, для того, чтобы отправить сыновьям в Сибирь
. Одна из невесток писала в ответ: «Никита поручил мне особенно поблагодарить Вас за Ваш портрет, он находит его изумительным; что до меня, то я в жизни ничего не видела более похожего».
С доходов от портретов Соколов снимал большую квартиру с собственным въездом в центре Петербурга. А в конце 1830-х годов семья переехала в отдельный двухэтажный особняк на Грязной (сегодня — Николаевской) улице. В их доме также жили отец жены и ее младший брат Иван.

Последние годы жизни: портреты Пушкина и звание академика

Петр Соколов. Портрет Прасковьи Рюминой. 1847. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Петр Соколов. Портрет Александра Пушкина. 1836. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Петр Соколов. Портрет Александры Смирновой (фрагмент). Начало 1830-х. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Художник работал не только в Петербурге, но и в Москве. Во время поездок Петр Соколов обычно останавливался у князя Ивана Голицына или у Павла Нащокина, близкого друга Пушкина.
«Как истинно русский человек, отец очень любил Москву <…> Здесь он отдыхал от усиленных трудов и с любовью осматривал и изучал памятники древности <…> Здесь же в нем зародилась мысль покинуть Петербург»
Александр Соколов, сын художника
В 1836 году художник встречал в Москве Карла Брюллова из итальянской поездки. В это время в городе гостил Александр Пушкин. Узнав о приезде Соколова, поэт тут же отправился к нему и заказал три портрета разного размера: художник рисовал Пушкина сидящим на кресле со скрещенными на груди руками. Картины поэт подарил своим друзьям: фрейлине императорского дворца Александре Смирновой, князю Петру Мещерскому и поэту Константину Батюшкову.
В 1839 году Петр Соколов получил звание академика портретной живописи. Он собирался перебраться в Москву, и даже продал особняк, но из-за проблем со здоровьем переезд пришлось отложить. В 1842 году Соколов выехал за границу — в здравницы Баден-Бадена. После вместе с женой они отправились в Париж. Отсюда художнику предлагали поехать в Лондон, но он отказался и в 1843 году вернулся в Россию. В 1846 году семья стала жить в Москве, в доме на Мясницкой улице.
Заказов по-прежнему было много, но у Соколова ухудшалось зрение. В поздних работах художник стал рисовать модель в интерьере. Сад, кабинет, парадная гостиная — он изображал на всех картинах предметы, так или иначе связанные с характером заказчика.
В 1848 году графиня Наталья Орлова-Денисова пригласила портретиста провести лето в усадьбе недалеко от Харькова. Там он заразился холерой и скоропостижно умер. Петра Соколова похоронили недалеко от усадебного дома.

Интересные факты о Петре Соколове

1. У Петра Соколова был неудачный сеанс с Николаем I. Через 20 минут после начала император встал, взял кисть с краской, нарисовал усы на начатом портрете и вышел из комнаты. Произведение он приказал оставить художнику «на память». Дело в том, что Николай I в последний момент изменил комнату, и Соколов не успел настроить свет и подготовить палитру. Сын художника, Александр Соколов писал: «…Комната, предназначенная для работы ему почему-то не понравилась; он повелел отцу перенестись в смежную и сел, прежде чем отец успел подготовиться, на первый попавшийся стул при таком невозможном освещении, что художник, собравшись с духом, решился в крайне осторожных выражениях сделать замечание».
2. Все сыновья Петра Соколова, Петр, Павел и Александр, обучались в Академии художеств в классе своего дяди, Карла Брюллова, и стали живописцами. Они так же, как и отец, рисовали акварелью. Старший сын, Петр Соколов, иллюстрировал цикл рассказов Ивана Тургенева
«Записки охотника»
. Павел Соколов создал картину «Тройка», которую выкупил император Александр III
. А младший, Александр Соколов, несколько раз писал портреты императрицы Марии Федоровны.
3. Когда Петр Соколов гостил у друзей и родственников в Москве, он просил их держать это в тайне. Если о его приезде узнавали, то художнику сразу же заказывали много портретов, и он все дни проводил у мольберта.
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна