Петр Соколов
Годы жизни: 1787 - 15 августа 1848
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Петра Соколова называют основателем русской акварельной живописи. Его кисти принадлежат три прижизненных портрета Александра Пушкина и более 400 картин, на которых он изображал современников. Художник был настолько популярным, что заказчики ждали его месяцами. А портреты его работы заказывали декабристы, культурные деятели и члены императорской семьи.
В погоне за казенным образованием: студент Академии художеств
Петр Соколов родился в обеспеченной московской семье. Однако финансовое благополучие продолжалось недолго: отец будущего живописца, Федор Соколов, был азартным игроком и дом со всем имуществом проиграл в карты. Глава семейства умер, когда будущему художнику не было и года. Мать растила сына в одиночку. Денег не хватало, и в 1800 году они переехали в Санкт-Петербург: там было больше шансов получить образование за казенный счет. С помощью знакомого чиновника, действительного тайного советника Алексея Пещурова Петра Соколова определили в Воспитательное училище при Академии художеств, а вскоре — и в саму Академию. Туда брали мальчиков 8-9 лет из бедных семей. Соколову на тот момент было 13. Тогда мать решила уменьшить его возраст и при приеме в Академию записала в графе другой год рождения — 1791.
Петр Соколов обучался в самом престижном на тот момент классе исторической живописи. Его учителями стали знаменитые художники Алексей Егоров и Василий Шебуев. В 1805 году Соколов получил свою первую награду — малую серебряную медаль за один из ученических рисунков. В Академии Соколов познакомился и подружился сначала с Федором Брюлловым, а потом и с его младшими братьями Александром и Карлом.
«Из некоторых, часто юмористических рассказов отца, уцелевших в моей памяти, можно заключить, что пребывание в академии не могло оставить в нем сладких воспоминаний: пища была грубая, форменная одежда делалась новая только для выпускных студентов; все же рваное и истасканное донашивалось низшими классами, приходя в совершенно бесформенное состояние»
Александр Соколов, сын художника
В 1809 году студент закончил дипломную картину «Плач Андромахи над телом Гектора». За работу молодого живописца наградили малой золотой медалью. Этой оценки было недостаточно, чтобы претендовать на дальнейшее обучение в Италии: Академия художеств спонсировала поездки только обладателям большой золотой медали. Петр Соколов решил остаться еще на год, однако получить медаль ему не удалось и во второй раз. В 1810 году он выпустился из Академии со званием «свободного художника».
«Благословение» кистью: первые акварельные картины
После окончания Академии Соколов начал искать работу: брался за любые картины, давал частные уроки. Вскоре ему удалось устроиться учителем рисования в состоятельную семью Левашовых. Они стали его первыми знатными заказчиками. Петр Соколов рисовал портреты карандашом и мелом на темно-коричневой бумаге: мелом наносил свет, тени дорабатывал карандашом, а цвет бумаги создавал полутона.
О проблеме с деньгами узнал друг семьи, статский советник Алексей Пещуров. Он устроил художника в свой департамент: живописец числился на службе и получал ежемесячное жалование. Соколов был частым гостем в доме чиновника, написал портреты Пещурова, его жены и сестры. Статский советник порекомендовал юношу знакомым. В те годы были очень популярны небольшие портреты: их можно было взять в дорогу и для работы не требовалось изнурительных сеансов позирования. Работы Соколова дарили друзьям, отправляли родственникам в другие города. Он рисовал посетителей салонов и представителей высшего света, с которыми художника знакомил Пещуров. Постепенно Соколов сменил карандаш на акварель. Чаще всего заказывали свадебные портреты. Однажды Соколову сказали: «Мы теперь без вас, Петр Федорович, не можем обойтись, как без попа, если вы не благословите вашей талантливой рукой, то и брак считается недействительным».
После сеансов Соколов старался поддерживать с заказчиками хорошие отношения — его начали звать на приемы, рекомендовать знакомым. Сын живописца, тоже Пётр, позже писал: «…Так как он был очень недурен собою и всегда изысканно одевался, то охотно приглашался на вечера и в частные дома».
Во время сеанса Петр Соколов рисовал только лицо модели, иногда штрихами очерчивал фигуру, а заканчивал портрет уже в домашней мастерской. Туда привозили платья или мундиры, художник одевал манекен, поправлял одежду, чтобы красиво смотрелись застежки и складки, и потом брался за кисть. Сын Соколова, Александр, позже писал: «В передаче аксессуаров Петр Федорович достиг полного совершенства: перепутанность кружевного рисунка в бесконечном разнообразии складок передавалась им с фотографическою верностью, но, конечно, не так безжизненно и сухо; передавалась, казалось, так просто и с такой легкостью…».
Как только портреты стали приносить стабильный доход, Петр Соколов уволился со службы в департаменте и покинул дом Левашовых, у которых прожил четыре года.
«Влюбленный до обожания»: женитьба на сестре Брюллова
Петр Соколов часто бывал в гостях у Брюлловых. В доме художник познакомился с Юлией Брюлловой — младшей сестрой его друзей по Академии: Федора, Александра и Карла Брюлловых. Соколов сразу же влюбился в девушку, она ответила ему взаимностью. В 1820 году молодые люди поженились.
«Живая, кокетливая, почти ребёнок (она вышла замуж шестнадцати лет), она с ним никогда не скучала. Она любила светскую жизнь, и муж, влюбленный в неё до обожания, по-видимому, вполне разделял её вкусы. К тому же род его живописи, изящный, портретный, по преимуществу подходящий для изображения нежных женских лиц и нарядов, естественно вводил его в круг великосветских людей и интересов, был он великодушен и предан «женщине» в собирательном смысле этого слова»
Александра Исакова, внучка художника
На свадьбе были именитые гости. Посаженным отцом на празднике был смоленский военный губернатор, граф Степан Апраксин.
Портреты императорской семьи и русской знати
Художник был знаком со многими знатными людьми: фрейлиной Натальей Строгановой, князем Сергеем Волконским, княгиней Екатериной Долгорукой — все они позировали портретисту. Соколов оценивал свой успех так: «Мои способности приняты публикою благосклонно».
В 1820 году живописец нарисовал Александра Витберга, архитектора храма Христа Спасителя в Москве, и поэта Василия Жуковского. Жуковский подарил свой портрет Александру Пушкину, который недавно закончил поэму «Руслан и Людмила».
В 1821 году Петра Соколова пригласили в Аничков дворец. Художнику предстояло создать портрет трехлетнего великого князя Александра Николаевича — будущего императора Александра II. Императрица Александра Федоровна похвалила работу, и Соколов нарисовал трех маленьких дочерей Николая I. С тех пор живописец стал часто получать заказы от императорской фамилии.
«Все великосветское общество охотно ездило провести приятный час времени в мастерской художника и, притом, настолько же из уважения к артисту, как и расположения к человеку, в высшей степени общительному, веселому и хотя не обладавшему салонным лоском и иностранными жаргонами, прикрывающими часто полнейшую бессодержательность, но зато, по своей нравственной порядочности и уму сходившемуся со всяким, кто обладал этими качествами»
Александр Соколов, журнал «Русская старина»
В 1824 году Петр Соколов нарисовал Марию Волконскую и Прасковью Анненкову, жен будущих декабристов. У художника заказывала свой портрет и Екатерина Муравьёва, мать двоих участников восстания, для того, чтобы отправить сыновьям в Сибирь. Одна из невесток писала в ответ: «Никита поручил мне особенно поблагодарить Вас за Ваш портрет, он находит его изумительным; что до меня, то я в жизни ничего не видела более похожего».
С доходов от портретов Соколов снимал большую квартиру с собственным въездом в центре Петербурга. А в конце 1830-х годов семья переехала в отдельный двухэтажный особняк на Грязной (сегодня — Николаевской) улице. В их доме также жили отец жены и ее младший брат Иван.
Последние годы жизни: портреты Пушкина и звание академика
Художник работал не только в Петербурге, но и в Москве. Во время поездок Петр Соколов обычно останавливался у князя Ивана Голицына или у Павла Нащокина, близкого друга Пушкина.
«Как истинно русский человек, отец очень любил Москву <…> Здесь он отдыхал от усиленных трудов и с любовью осматривал и изучал памятники древности <…> Здесь же в нем зародилась мысль покинуть Петербург»
Александр Соколов, сын художника
В 1836 году художник встречал в Москве Карла Брюллова из итальянской поездки. В это время в городе гостил Александр Пушкин. Узнав о приезде Соколова, поэт тут же отправился к нему и заказал три портрета разного размера: художник рисовал Пушкина сидящим на кресле со скрещенными на груди руками. Картины поэт подарил своим друзьям: фрейлине императорского дворца Александре Смирновой, князю Петру Мещерскому и поэту Константину Батюшкову.
В 1839 году Петр Соколов получил звание академика портретной живописи. Он собирался перебраться в Москву, и даже продал особняк, но из-за проблем со здоровьем переезд пришлось отложить. В 1842 году Соколов выехал за границу — в здравницы Баден-Бадена. После вместе с женой они отправились в Париж. Отсюда художнику предлагали поехать в Лондон, но он отказался и в 1843 году вернулся в Россию. В 1846 году семья стала жить в Москве, в доме на Мясницкой улице.
Заказов по-прежнему было много, но у Соколова ухудшалось зрение. В поздних работах художник стал рисовать модель в интерьере. Сад, кабинет, парадная гостиная — он изображал на всех картинах предметы, так или иначе связанные с характером заказчика.
В 1848 году графиня Наталья Орлова-Денисова пригласила портретиста провести лето в усадьбе недалеко от Харькова. Там он заразился холерой и скоропостижно умер. Петра Соколова похоронили недалеко от усадебного дома.
Интересные факты о Петре Соколове
1. У Петра Соколова был неудачный сеанс с Николаем I. Через 20 минут после начала император встал, взял кисть с краской, нарисовал усы на начатом портрете и вышел из комнаты. Произведение он приказал оставить художнику «на память». Дело в том, что Николай I в последний момент изменил комнату, и Соколов не успел настроить свет и подготовить палитру. Сын художника, Александр Соколов писал: «…Комната, предназначенная для работы ему почему-то не понравилась; он повелел отцу перенестись в смежную и сел, прежде чем отец успел подготовиться, на первый попавшийся стул при таком невозможном освещении, что художник, собравшись с духом, решился в крайне осторожных выражениях сделать замечание».
2. Все сыновья Петра Соколова, Петр, Павел и Александр, обучались в Академии художеств в классе своего дяди, Карла Брюллова, и стали живописцами. Они так же, как и отец, рисовали акварелью. Старший сын, Петр Соколов, иллюстрировал цикл рассказов Ивана Тургенева «Записки охотника». Павел Соколов создал картину «Тройка», которую выкупил император Александр III. А младший, Александр Соколов, несколько раз писал портреты императрицы Марии Федоровны.
3. Когда Петр Соколов гостил у друзей и родственников в Москве, он просил их держать это в тайне. Если о его приезде узнавали, то художнику сразу же заказывали много портретов, и он все дни проводил у мольберта.
В публикациях
Смотрите также