Русский музей: детский путеводитель
Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — крупнейшее в мире собрание российских картин. Под этим названием объединились два основных музейных корпуса, три дворца, три городских сада и домик императора. Портал «Культура.РФ» рассказывает, какие полотна стоит увидеть, если вы хотите познакомить детей с отечественной живописью, как проложить маршрут между зданиями комплекса и какие занятия можно посетить, чтобы погрузиться в искусство.
Город искусств: от замка до сада
Русский музей — один из крупнейших в мире музейных комплексов общей площадью около 30 гектаров. Основную экспозицию можно увидеть в двух зданиях на площади Искусств: в Михайловском дворце и Корпусе Бенуа. Они находятся в самом центре Петербурга, недалеко от метро «Гостиный Двор», Казанского собора, канала Грибоедова и храма Спаса на Крови.
В пешей доступности располагаются еще три музейных здания. Михайловский замок, бывшая резиденция императора Павла I, выходит к набережной Фонтанки. Если прогуляться оттуда через Марсово поле, то можно оказаться в Мраморном дворце — здесь часто проходят временные выставки. А еще одно здание находится прямо на Невском проспекте, ближе к набережной реки Мойки, — Строгановский дворец в стиле барокко. Его построил знаменитый архитектор Бартоломео Франческо Растрелли.
Любители прогулок могут изучить два больших городских сада, которые входят в комплекс Русского музея. Сразу за основным корпусом находится тенистый Михайловский сад. Его главный вход — прямо напротив храма Спаса на Крови. Отсюда можно отправиться в небольшое речное путешествие: в саду есть причал.
Также Русскому музею принадлежит Летний сад — один из символов Петербурга, место, где, по свидетельствам классиков, в XIX веке гуляли дворянские дети. Сад находится на небольшом острове между Лебяжьей канавкой, реками Мойкой, Фонтанкой и Невой. Его основали по приказу Петра I в начале XVIII столетия. Сад окружает знаменитая ограда, которую минералог Дмитрий Соколов назвал одним из чудес мира. В Летнем саду установлены менажереи — старинные жилища для птиц, а в теплый сезон здесь можно увидеть 92 скульптуры — копии с мраморных работ XVIII века. Рассмотрите вместе с ребенком бюсты исторических деятелей от Александра Македонского до польского короля Яна Собеского, найдите изображения античных богов и угадайте, что скрывается за фигурами-аллегориями — Правосудие, Архитектура или Мореплавание. Здесь же, в саду, расположился Летний дворец Петра I. А еще Русскому музею принадлежит Домик Петра I — здание, где первый российский император жил в 1703–1708 годах. Его можно найти на Петровской набережной, недалеко от крейсера «Аврора».
Маленькие взрослые: портреты детей в коллекции музея
Обойти все владения Русского музея за день сложно, поэтому часто для первого визита выбирают Михайловский дворец и Корпус Бенуа: здесь собраны главные сокровища коллекции.
Чтобы ребенок не устал во время путешествия по 39 залам и трем парадным покоям, заранее составьте маршрут и найдите на карте музея нужные вам работы. Например, можно остановиться на картинах, авторы которых изображали детей, и изучить полотна со сказочными сюжетами.
С портретами детей XVIII века знакомят работы художника Ивана Вишнякова. В 1749–1750 годах живописец изобразил в стиле рококо юных дворян Сарру-Элеонору и Вильгельма-Георга Фермор. Героиня портрета в богато украшенном парадном платье выглядит как маленькая дама: в XVIII веке детство как отдельный период жизни было очень коротким, а детей считали маленькими взрослыми. Младший брат Сарры, Вильгельм, тоже изображен как мужчина. Его мундир символизировал принадлежность семьи к военной элите: отец детей, граф Виллим Фермор, приехал в Российскую империю из Шотландии, стал генерал-аншефом и управлял Смоленском.
В 1770-х годах живописец Дмитрий Левицкий создал серию из семи работ — портретов выпускниц Смольного института. Это престижное образовательное заведение открыли по указу Екатерины II. Девочек из благородных, но не всегда богатых семей учили всему, что должна знать благовоспитанная светская дама. Портрет Екатерины Нелидовой, которая стала камер-фрейлиной при дворе, — одна из самых известных картин этой серии. Нелидова играла в любительском театре и была настолько хороша, что получила от императрицы особый подарок — тысячу рублей и бриллиантовый перстень. Левицкий изобразил ее в возрасте 15 лет в сценическом костюме. Исследователи предполагают, что живописец зафиксировал образ Серпины — героини оперы «Служанка-госпожа», которую написал итальянский композитор Джованни Баттиста Перголези. Эту героиню Екатерина Нелидова играла в юности.
Карл Брюллов, живописец XIX века, создал портрет великой княгини Елены Павловны, которая владела Михайловским дворцом, с ее маленькой дочерью Марией. Княгиня занималась благотворительностью и помогала деятелям искусств, а Брюллов был одним из ее протеже. Он написал меценатку и ее дочь в бальных нарядах — будто они собрались на прием или вернулись с него. Маленькая Мария изображена в светлом платье, которое копирует силуэт взрослого наряда и дополнено кружевными панталончиками.
Читайте также:
Народное волшебство: сказочные полотна
Отечественные мастера часто воссоздавали в работах сказочные и фольклорные мотивы — и в Русском музее хранится много таких произведений. Больше всего их в залах XIX века, там, где выставляют передвижников. Один из них, Илья Репин, известен портретами, историческими произведениями вроде «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» и социальными картинами, такими как «Бурлаки на Волге». Однако Репин писал и сказочные сюжеты. В Русском музее выставляют его работу, посвященную былине о купце Садко. Герой полотна отправился в подводное царство, чтобы выбрать себе там невесту. О картине подробно рассказывает гид, который предлагает пройтись по залам музея с героями мультфильма о трех богатырях.
Один из самых известных авторов сказочных полотен — Виктор Васнецов. В начале XX века он создал большой цикл «Поэма семи сказок», в который вошли «Царевна-лягушка», «Кощей Бессмертный», «Ковер-самолет» и другие работы. А его «богатырские» картины изображали мифических русских воинов. Над «Витязем на распутье» Васнецов трудился более 10 лет: он детально выписал броню и оружие и уделил особое внимание пейзажу.
Витязей писал и художник-философ Николай Рерих, известный работами со славянскими мотивами. В 1910 году он создал серию декоративных панно «Богатырский фриз» для промышленника Филадельфа Бажанова. В нее вошли изображения Ильи Муромца, Вольги Святославича и Микулы Селяниновича. Всех их Рерих изобразил посреди степных просторов на летящих конях, устремленных вдаль. Этот цикл, по мнению исследовательницы творчества художника Валентины Князевой, стал «кульминацией его обращения к теме былин».
Витязей писал и художник-философ Николай Рерих, известный работами со славянскими мотивами. В 1910 году он создал серию декоративных панно «Богатырский фриз» для промышленника Филадельфа Бажанова. В нее вошли изображения Ильи Муромца, Вольги Святославича и Микулы Селяниновича. Всех их Рерих изобразил посреди степных просторов на летящих конях, устремленных вдаль. Этот цикл, по мнению исследовательницы творчества художника Валентины Князевой, стал «кульминацией его обращения к теме былин».
Помимо живописных работ, в Русском музее можно найти множество предметов народного искусства — от украшений до деталей интерьера. Чтобы узнать больше о старинном русском быте, изучите коллекцию вместе с героями анимационного фильма «Три кота».
Юным искусствоведам и творцам: развивающие программы
После посещения музеев, дворцов и садов можно продолжить знакомство с искусством на мастер-классах или поучаствовать в образовательных программах. Российский центр музейной педагогики и творческих инициатив проводит здесь авторские уроки, конкурсы, выставки-лаборатории. На них дети и родители могут больше узнать о живописи и заняться творчеством. Есть и программы для подростков и молодежи — знакомства с современными художниками, лекции, перформансы.
На встречах Клуба юных любителей искусства специалисты-искусствоведы помогают разобраться с основами живописи, ее видами, жанрами, техниками, рассказывают интересные факты о коллекции Русского музея и дворцах, которые принадлежат собранию. В Секторе эстетического развития проходят беседы и обсуждения разных работ и авторов, чтобы дети могли выработать собственное мнение и научиться рассуждать о культуре.
Применять знания на практике детей учат в студии творческого развития. Здесь юные художники постигают технические тонкости искусства, учатся различать материалы и методы творчества.
Автор: Тата Боева
Смотрите также