5 картин из коллекции Ярославского художественного музея

Коллекция западноевропейского искусства — одна из частей постоянной экспозиции Ярославского художественного музея
. Здесь собраны картины голландских, немецких, итальянских и французских художников, старинные скульптуры, предметы мебели и интерьера.
Портал «Культура.РФ» выбрал для вас пять интересных экспонатов. Читайте историю их создания и нажимайте на «точки интереса», чтобы узнать больше интересных фактов о каждом полотне.

Пьер-Александр Вилль. «Дама с письмом»

Французский художник Пьер-Александр Вилль написал картину «Дама с письмом» в 1776 году. Кто позировал живописцу для этого полотна — неизвестно: Вилль мог изобразить как реально существовавшую женщину, так и некий собирательный образ.
«Дама с письмом», как и многие другие работы Вилля, относится к направлению сентиментализма. Этот стиль живописи был популярен в XVIII столетии. Персонажей на таких полотнах изображали в минуты глубоких эмоциональных переживаний, а колорит строили на ярких цветовых пятнах, игре света и тени. На картине Вилля светлая накидка героини контрастирует с темным фоном: дама выглядит так, словно на нее падает луч солнца.
Первым учителем живописи для Пьер-Александра Вилля стал его отец — известный парижский гравер Жан-Георг Вилль. Он часто копировал картины голландских художников, а сын, наблюдая за работой отца, перенимал особенности композиции этих произведений. Еще одним преподавателем Вилля был художник-сентименталист Жан-Батист Грёз. От него живописец перенял манеру изображения персонажей: драматичные жесты и подчеркнуто эмоциональные выражения лиц.

Адольфо Баччи. «Капуцин, кормящий кошку»

Итальянский живописец Адольфо Баччи часто изображал на своих картинах монахов-капуцинов. Этот орден был основан в Италии в XVI веке. Его название произошло от итальянского слова capuccio: так называли остроконечный капюшон, который был обязательной частью монашеского одеяния. Капуцины проповедовали отказ от земных благ ради благочестия, а потому вели крайне аскетичный образ жизни.
Полотно «Капуцин, кормящий кошку» написано между 1880 и 1890 годами. К этому времени орден капуцинов уже пережил упадок, но монахов в коричневых одеяниях — хабитах — еще можно было встретить на улицах Тосканы.
Картина относится к жанровой живописи — направлению, в котором художники создавали сюжетные произведения, изображали сцены из повседневной жизни. Адольфо Баччи часто использовал для таких работ зарисовки, сделанные с натуры.
Несмотря на темную цветовую гамму, картина «Капуцин, кормящий кошку» не выглядит мрачной. На главного персонажа падают лучи солнца, монах выглядит не суровым аскетом, а вполне жизнерадостным человеком.

Александр ван Бредал. «Уличный шарлатан на римской площади»

Художник Александр ван Бредал родился в Голландии, однако часто изображал на своих картинах виды Италии. На полотне «Уличный шарлатан на римской площади» он объединил сразу несколько исторических мест Рима, которые в действительности располагаются на разных площадях и не могут быть видны с одной точки. В центре картины — фонтан, напоминающий сооружение на площади Барберини: на хвостах четырех дельфинов покоится огромная раковина, а на ней установлена скульптура. Вместо морского бога Тритона, как на реальном фонтане, мастер изобразил женщину. Вдалеке видна церковь, похожая на храм Тринита-деи-Монти, но в реальности он находится в другой части Рима, на площади Испании.
Внимание многочисленных персонажей полотна сосредоточено на бродячем торговце лекарствами. В XVII веке таких людей называли шарлатанами, от итальянского chiarlare — «говорить убедительно и с пафосом». Позже у этого слова появился негативный оттенок: так стали называть обманщиков и мошенников.

Неизвестный художник. «Суд Соломона»

Суд Соломона — один из самых популярных библейских сюжетов, к которому часто обращались художники разных эпох. Согласно ветхозаветным преданиям, иудейский царь Соломон был мудрым и справедливым правителем, часто разрешал споры своих подданных. Однажды к нему обратились две женщины, которые жили в одном доме. Обе они родили сыновей с разницей в три дня, но ребенок одной из них умер, и она подменила младенцев. Каждая из женщин уверяла царя, что именно она настоящая мать. Тогда Соломон приказал одному из своих стражников разрубить ребенка пополам, чтобы разделить между женщинами. Одна из женщин осталась спокойна. Вторая же стала умолять царя оставить младенца в живых и отдать другой. Ее Соломон и признал настоящей матерью. Из этой притчи родилось крылатое выражение «соломоново решение», которым называют мудрый и разумный выход из трудной ситуации.
Неизвестный живописец изобразил на картине тот момент, когда стражник заносит меч над ребенком. Эмоции персонажей автор передал больше через жесты и позы, чем через выражения лиц. Рука Соломона повелительно вытянута, стражник повернулся к нему, словно ожидает приказа. Мужчины по обе стороны от трона испуганно воздели руки к небу. Настоящая мать прижимает руку к сердцу, и ее фигура обращена к ребенку, а не к царю. А ее соперница полностью сосредоточена на Соломоне, на младенца она даже не смотрит.

Герхардт фон Кюгельген. Портрет императрицы Марии Федоровны

Немецкий художник Герхардт фон Кюгельген написал портрет императрицы Марии Федоровны — жены Павла I
 — в 1801 году. В то время произошел дворцовый переворот, который завершился гибелью императора. Поэтому Мария Федоровна изображена в траурном наряде: ее голова покрыта черной накидкой из легкой ткани, платье почти лишено отделки — только полупрозрачные оборки прикрывают декольте и руки. Украшений в ушах и на шее императрицы нет: в XVIII–XIX веках их не принято было носить с траурными платьями. Однако художник написал на ее корсаже статусные знаки отличия. К плечу императрицы приколот Мальтийский крест, который во времена Павла I был одной из высших наград. С ним соединена тонкой цепочкой брошь-камея с резным изображением покойного императора. Возможно, Мария Федоровна изготовила ее сама: она увлекалась токарным делом и резьбой по кости.
Портрет работы Герхардта фон Кюгельгена стал настолько популярным, что его копировали многие другие художники. Сам автор тоже создал несколько версий этой работы. Одна из них хранится в Музее имени Михаила Врубеля
в Омске
.

Автор: Ирина Кирилина
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна