Картина в деталях: «К венцу. Прощание» Владимира Маковского

Владимир Маковский
родился в творческой семье и с детства мечтал быть художником. Он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и стал одним из основателей и членов правления Товарищества передвижных выставок. Маковский прославился благодаря своим жанровым сценкам, картинам на революционные сюжеты, портретам украинских крестьян. В нашем материале рассказываем, на какие детали обратить внимание в картине «К венцу. Прощание», чтобы понять творческий метод художника.

Мастер жанровой живописи

Сюжеты из повседневной жизни были излюбленными в творчестве Владимира Маковского
. Его кисти принадлежит множество небольших жанровых картин, чаще всего художник изображал двух персонажей. «К венцу. Прощание» — одна из таких работ. Эту картину Владимир Маковский написал в 1894 году.
Художник говорил: «Картина — не слово, она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть всё, а нет — нет картины».

Внимание к деталям

Сюжетами для картин Владимира Маковского часто становились ситуации из жизни простых людей. Большое внимание художник уделял внутреннему миру своих персонажей, переживаниям и чувствам. Правдоподобности он добавил за счет тщательной проработки лиц героев, деталей интерьера.
На картине «К венцу» художник изобразил сцену прощания невесты с ее старым и больным отцом. В глазах девушки видны слезы — героиня картины идет под венец с нелюбимым человеком. Пожилого отца Маковский написал в поношенном сюртуке и среди скромной обстановки.
Для старика художнику позировал его друг, 60-летний художник-акварелист Федор Ясновский. Его же можно увидеть на картине «Две сестры». А невесту Маковский рисовал со своей дочери Елены, на момент написания картины ей был 21 год.
Владимир Маковский. Перед объяснением. Свидание (фрагмент). 1898–1900. Самарский областной художественный музей, Самара
Владимир Маковский. Две сестры (фрагмент). 1893. Самарский областной художественный музей, Самара
Владимир Маковский. Выбор приданого. 1898. Харьковский художественный музей, Харьков, Украина

В коллекции купцов Шихобаловых

Картину «К венцу. Прощание» приобрели самарские купцы Шихобаловы. Павел Шихобалов и его жена Вера объехали почти весь мир, интересовались литературой и искусством. С начала 1900-х годов начали собирать собственную коллекцию картин. Они были знакомы со многими известными художниками — Ильей Репиным
, Василием Суриковым
и в том числе с Маковскими, Владимиром и Константином
.
В частной коллекции Шихобаловых было три работы Владимира Маковского: «К венцу», «Две сестры» и «Перед объяснением (Свидание)». После революции картины передали в Самарский областной художественный музей
.

«Семь раз умереть»: Маковский — социальный художник

Вместе с братьями и сестрами Владимир Маковский с детства учился рисовать и мечтал стать художником. Он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и стал одним из основателей и членов правления Товарищества передвижных выставок. Художники-передвижники часто использовали в своем творчестве тему неравного брака, обращали внимание зрителей на социальные проблемы. У Владимира Маковского было множество картин, посвященных крестьянам, нищим, беднякам. Художник часто гулял по улицам Москвы и делал наброски. Маковский вспоминал: «Репин говорит, что нужно семь раз умереть, прежде чем написать картину. Это, конечно, так… А я семь раз умираю после того, как напишу картину… Ведь картина по России ездит, что Россия скажет, вот что главное: вот где суд!»

Автор: Евгения Ряднова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна