Бунтари от живописи
От легенд и мифов — к повседневным образам, будь то крестьяне, среднерусский пейзаж или выдающиеся люди страны. Реализм против академизма. Вдохновленные идеями народничества и уставшие от рамок Академии художеств, живописцы в конце ХIХ века объединились в творческое сообщество и поехали со своими картинами по стране. Вспомним историю художников-передвижников вместе с Натальей Летниковой.
Живописный бунт. Четырнадцать лучших выпускников Императорской Академии художеств предпочли Большой золотой медали свободу творчества. Отказались писать картину на германо-скандинавский сюжет про пир в Валгалле, посчитав предложенную тему слишком далекой от реальности. Бунтари попросили свободную тему. Получив отказ, покинули аудиторию, чем сорвали конкурс к 100-летию Академии. Художники направили прошение выдать дипломы, соответствующие уже полученным медалям.
«Артель художников». В 1863 году молодые живописцы под предводительством Ивана Крамского создали первое в истории русского искусства творческое объединение. Главной идеей провозгласили реализм и социальную направленность. Вместо театральности и мифологии. Вела общее хозяйство в доме на Васильевском острове супруга Крамского Софья Прохорова. Артельщики принимали заказы, давали уроки рисования, по четвергам обсуждали проблемы современного искусства. Подорвал идею «коммуны» финансовый вопрос и возобновление некоторых артельщиков сотрудничества с Академией. Возмущенный Крамской покинул Артель, и сообщество пришло в упадок.
Художники-передвижники. Через семь лет после образования Артели на смену пришло «Товарищество передвижных художественных выставок». Вдохновленные идеей народничества, объединились московские и петербургские живописцы и взялись за просветительскую работу и организацию выставок. Передвижники противопоставляли свое творчество академизму. Горячо приветствовал вольное содружество в русском искусстве знаменитый критик Владимир Стасов. «Очень замечательным для русского искусства явлением» назвал начинание передвижников Михаил Салтыков-Щедрин.
Крамской и лучшие из лучших. Василий Перов, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Илья Репин, Николай Ге, Василий Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий Суриков, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Владимир и Константин Маковские, Валентин Серов… Портретисты, представители бытового и классического жанра, мастера тихих пейзажей и историки от живописи, театральные художники и художники-монументалисты. Передвижники — цвет русского изобразительного искусства конца ХIХ века.
Художники-передвижники. Через семь лет после образования Артели на смену пришло «Товарищество передвижных художественных выставок». Вдохновленные идеей народничества, объединились московские и петербургские живописцы и взялись за просветительскую работу и организацию выставок. Передвижники противопоставляли свое творчество академизму. Горячо приветствовал вольное содружество в русском искусстве знаменитый критик Владимир Стасов. «Очень замечательным для русского искусства явлением» назвал начинание передвижников Михаил Салтыков-Щедрин.
Крамской и лучшие из лучших. Василий Перов, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Илья Репин, Николай Ге, Василий Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий Суриков, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Владимир и Константин Маковские, Валентин Серов… Портретисты, представители бытового и классического жанра, мастера тихих пейзажей и историки от живописи, театральные художники и художники-монументалисты. Передвижники — цвет русского изобразительного искусства конца ХIХ века.
Устав — на благо народа. Организация передвижных художественных выставок во всех городах империи стала главной задачей сообщества. Устав сообщества был утвержден в 1870 году. Передвижники отправились со своими работами и представлениями о живописи «в народ». Художники хотели познакомить жителей провинции с современным русским искусством, а заодно и продать свои картины. Таким образом картины покинули Петербург, стены Академии художеств и вышли за рамки галерей.
Первая выставка. «Выставка поразительна не по одному только прекрасному своему намерению — она тоже поразительна и по прекрасному осуществлению его… Это люди с таким же талантом, как и прежде, но только голова у них другая», — писал Владимир Стасов. В 1871 году выставка открылась в Петербурге и за два месяца побывала в Москве, Киеве и Харькове. Уже до начала работы экспозиции была куплена половина из 46 картин и рисунков. Вернисаж имел не только общественный резонанс, но и финансовый успех.
Первая выставка. «Выставка поразительна не по одному только прекрасному своему намерению — она тоже поразительна и по прекрасному осуществлению его… Это люди с таким же талантом, как и прежде, но только голова у них другая», — писал Владимир Стасов. В 1871 году выставка открылась в Петербурге и за два месяца побывала в Москве, Киеве и Харькове. Уже до начала работы экспозиции была куплена половина из 46 картин и рисунков. Вернисаж имел не только общественный резонанс, но и финансовый успех.
Читайте также:
Художественный кооператив. Демократическое решение насущных вопросов голосованием и общий бюджет — главные организаторские принципы передвижников. Уже после первой выставки четыре тысячи рублей поделили между участниками товарищества. Неслыханное дело. До этого доходы от выставок Академии художеств, которые в год едва достигали пяти тысяч рублей, шли в госказну. Сами же художники вознаграждения не получали. А по уставу передвижников лишь 5% от стоимости картины и деньги за билеты шли в общую кассу. Остальное — гонорары.
Выставочные круизы. «Народные выставки» объехали немало городов. «Для развития любви к искусству в обществе». Ярославль, Тула, Саратов, Воронеж, Рига, Кишинев, Казань, Одесса, Киев… Всего за время существования сообщества передвижников художники организовали около полусотни выставок. Не проданные на основных вернисажах картины отправлялись далее — в поездку по стране. Лишь первая параллельная выставка побывала в 12 городах России. Так художники обретали известность в отдаленных уголках и финансовое благополучие.
Конфликт поколений. Члены товарищества — маститые, заслуженные отцы-основатели и начинающие художники — экспоненты. К примеру, в числе последних был и автор знаменитой картины «Апофеоз войны» Василий Верещагин. Больше половины участников передвижных выставок приходилось именно на экспонентов. Но права голоса они не имели, и стать кандидатом в члены Товарищества было непросто. Также им разрешалось выставляться только с сообществом. Строгие правила лишали объединение «свежей крови», и к 1923 году Товарищество передвижников прекратило свое существование.
Выставочные круизы. «Народные выставки» объехали немало городов. «Для развития любви к искусству в обществе». Ярославль, Тула, Саратов, Воронеж, Рига, Кишинев, Казань, Одесса, Киев… Всего за время существования сообщества передвижников художники организовали около полусотни выставок. Не проданные на основных вернисажах картины отправлялись далее — в поездку по стране. Лишь первая параллельная выставка побывала в 12 городах России. Так художники обретали известность в отдаленных уголках и финансовое благополучие.
Конфликт поколений. Члены товарищества — маститые, заслуженные отцы-основатели и начинающие художники — экспоненты. К примеру, в числе последних был и автор знаменитой картины «Апофеоз войны» Василий Верещагин. Больше половины участников передвижных выставок приходилось именно на экспонентов. Но права голоса они не имели, и стать кандидатом в члены Товарищества было непросто. Также им разрешалось выставляться только с сообществом. Строгие правила лишали объединение «свежей крови», и к 1923 году Товарищество передвижников прекратило свое существование.
Картины с выставки. «Тесный кружок лучших художников и хороших людей, трудолюбие да полнейшая свобода и независимость — вот это благодать!» — писал Павел Третьяков Крамскому. Павел Михайлович поддерживал творческое объединение, и тому подтверждение — полотна художников-передвижников в коллекции знаменитого мецената. К примеру, открытие первой выставки — картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели» — коллекционер купил здесь же. «Продано» значилось и на картине Николая Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», и на множестве других полотен, которые теперь составляют значительную часть коллекции Третьяковки.
Смотрите также