Artefact: узнать об экспонате всё
Мы подготовили для вас материал, который знакомит с возможностями платформы Artefact на примере известных произведений искусства. Листайте изображения и нажимайте на «точки интереса», чтобы узнать любопытные факты. Слушайте аудиогиды, которые рассказывают об истории экспоната. Читайте материалы на сайте проекта. Или скачивайте мобильное приложение, чтобы карманный гид по музеям всегда был с вами.
Что такое Artefact?
Artefact — это платформа для создания интерактивных гидов с технологией дополненной реальности. Ее разработало Министерство культуры РФ, чтобы популяризировать музейную деятельность по всей стране.
С помощью мобильного приложения Artefact можно узнать интересные факты о произведениях искусства и исторических памятниках не выходя из дома: на платформе собраны тысячи экспонатов из разных музеев России. Среди них — полотна знаменитых художников, археологические находки, старинная одежда, домашняя утварь, оружие, книги и многое другое. Экспонаты объединяются в коллекции в зависимости от музея, в котором хранятся, или в тематические подборки — по направлению искусства, авторам и другим критериям.
На сайте платформы кроме информации об экспонатах можно найти биографии знаменитых деятелей искусства. А тесты и викторины помогут не только проверить собственную эрудицию, но и узнать что-то новое.
Пригодится мобильное приложение Artefact и во время похода в музей. Достаточно навести камеру смартфона на экспонат, чтобы прослушать аудиогид, прочесть статью о нем или посмотреть «точки интереса» — самые важные детали, на которые стоит обратить внимание.
Подать заявку на присоединение к платформе может любой российский музей: для этого нужно перейти на сайт по ссылке для регистрации. Экспонаты для своих коллекций учреждения отбирают сами, а затем специалисты Artefact адаптируют информацию под формат платформы, переводят описания и аудиогиды на английский язык, проводят фотосъемку для создания дополненной реальности.
«Жертвоприношение Ифигении»
«Жертвоприношение Ифигении» из коллекции Государственного музея-усадьбы «Архангельское» — единственная картина Жана Тасселя, которая хранится в России. Изначально считалось, что полотно принадлежит кисти Шарля Лебрена — известного парижского художника XVII века, руководителя Королевской академии живописи и скульптуры. Жана Тасселя признали автором картины в 1978 году после долгих исследований.
В 2010 году работа была практически уничтожена: она находилась во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря, где случился пожар. Однако картину удалось спасти и реставрировать: специалисты центра укрепили ее красочный слой и восстановили все утраченные фрагменты и потертости на полотне.
Читайте также:
Иконостас Покровской церкви
Покровскую церковь Кижского погоста построили в конце XVII века. И храм, и весь архитектурный ансамбль погоста входят в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В советские годы церковь не работала — богослужения здесь прекратились в 1937 году. Однако в 1949–1959 годах храм отреставрировали.
Тогда же реконструировали и иконостас. Его воссозданием занимался архитектор Александр Ополовников, а проект реставрации разработала в 1948 году Вера Брюсова — исследователь древнерусской живописи. Она предложила план четырехрядного тяблового иконостаса: именно такие часто встречались в деревянных церквях Севера до XVIII века. Образа крепились на тябло — деревянные поперечные расписанные брусья. Иконы для него выбрали из музейного собрания «Кижская коллекция». Большая их часть находилась в самом храме, а часть привезли из церквей и часовен Заонежья.
«Разбитие Наполеона при переправе через Березину 16 и 17 ноября 1812 года»
Гравюру «Разбитие Наполеона при переправе через Березину 16 и 17 ноября 1812 года» создал художник Сергей Федоров в 1814 году. Этот лист относится к серии «Коллекция двенадцати гравированных картин, представляющих следствие достопамятнейших побед, одержанных над неприятелем в 1812 году» — над ней Федоров работал совместно с Иваном Беггровым.
На медной гравюре изображен бой между войсками Наполеона и российской армией. Сражение состоялось 26–29 ноября 1812 года на берегах реки Березины. Во время переправы через реку лишь треть наполеоновской армии смогла прорваться на запад — остальные солдаты погибли. После сражения на Березине во французском языке появилось выражение «c'est la Bérézina» (буквально «это Березина»), которое обозначает крах и полный провал.
«Новый год» Юрия Пименова
Художник Юрий Пименов родился в 1903 году, учился в Высших художественно-технических мастерских и множество своих живописных произведений посвятил столице Советского Союза. Любитель, как он говорил, «лирического и нарядного искусства», писал Москву молодой и шумной — с большими стройками, генеральными уборками, веселыми праздниками и проливными летними дождями.
Картину «Новый год», которая сегодня хранится в коллекции Белгородского государственного художественного музея, Пименов создал в 1949 году. Еще свежа память о минувшей войне: в центре композиции — офицер с боевыми наградами на груди. Однако картина полна и атрибутов мирной праздничной суеты: в прихожей брошены шубки и пальто, которые пришли на смену тяжелым бушлатам, на комоде лежат забытые мандарины, а в бокалы уже разлито шампанское.
Статуэтка «Балерина Карсавина»
Фарфоровую статуэтку «Балерина Карсавина» в 1914 году создал Серафим Судьбинин. В серии портретов скульптор воссоздал театральных артистов в разных образах. Среди статуэток была фигура Леонида Собянина в роли Ромео, Анны Павловой, танцующей партию Жизели, и Сильфида — Тамара Карсавина. Фигурки Карсавиной и Павловой поступили в Острогожский историко-художественный музей имени И.Н. Крамского в 1967 году, когда коллекционер Михаил Милютин передал сюда свое собрание фарфора, старинной мебели из ценных пород дерева, венецианского стекла и бисерного шитья.
Статуэтка «Балерина Карсавина» ранее была разбита и склеена — с грубыми швами, следами клея и даже утерянными фрагментами. Ее отреставрировали специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря. Фигурку вновь разобрали, зачистили швы, дополнили недостающими деталями, склеили заново и затонировали.
Авторы: Диана Тесленко, Евгения Ряднова
Смотрите также