Живописец Александра II. 5 картин Константина Маковского
Во второй половине XIX века Константин Маковский был одним из самых модных и дорогих портретистов России. Впрочем, в других жанрах он не менее успешен. Современники называли Константина Маковского «блестящий Костя», а император Александр II — «мой живописец». О том, какие темы больше всего вдохновляли Маковского и где он искал сюжеты для своих полотен мы расскажем, исследуя пять ключевых работ художника.
Портрет пейзажиста Александра Попова
За свою жизнь Константин Маковский, как он говорил, написал «несметное количество портретов». Живописцу позировали его знаменитые современники — писатель Николай Некрасов, художник Иван Айвазовский, оперный певец Осип Петров. «Маковский имеет пропасть работ — портреты, но слишком шикарит, впрочем, у него такая публика — все князья да бароны», — писал художник Павел Джогин.
В 1863 году Константин Маковский написал портрет пейзажиста Александра Попова. В этой работе он использовал художественные приемы, которые потом станут его визитной карточкой. Он создает размытый фон и умышленно не прорабатывает детали — так глаза Александра Попова становятся композиционным центром картины. Неравномерная живописная фактура и приглушенная цветовая гамма делают портрет очень личным: кажется, что Маковский писал Попова в небольшой комнате при свете камина.
«Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге»
В 1860-е годы художник обратился к жанровой живописи. На полотнах он изображал бытовые сюжеты («Разговоры по хозяйству»), сцены из жизни петербургской бедноты («Маленькие шарманщики у забора зимой», «Петербургский двор», «Селедочница»). Одной из самых известных картин этого периода стало полотно «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». В этой работе Константин Маковский сделал своеобразный социальный срез и показал, как петербуржцы проводят праздничный день. Здесь можно увидеть и продрогшего от холода артиста с кружкой горячего сбитня в руках, и малыша, закутанного поверх шубы и шапки в материнский платок, и богатую купеческую семью.
Работа выделялась своими внушительными размерами: ширина картины — более двух метров, а длина — более трех. Другие живописцы выбирали для бытовых изображений совсем небольшие форматы. За «Народное гулянье» Константин Маковский получил звание профессора Академии художеств.
«Весь Петербург гуляет и улыбается на морозе при розовых отблесках зимнего солнца. Тут и франт в pince-nez, и оборванные мальчишки; упаренные в своих салопах купчихи и балаганные актеры в плохих трико, дующие на морозе в дымящийся стакан чая чиновники, любующиеся на паяцев, и молодцы в поддевках, ловко достающие гривну из кармана; мастеровые, толсто хохочущее мужичье и дамочки в шикарных шляпах, солдаты и продавцы орехов и стручков».
Владимир Стасов, русский художественный и музыкальный критик
Читайте также:
«Дети, бегущие от грозы»
В 1870 году Константин Маковский стал одним из основателей Товарищества передвижников. Ключевым постулатом передвижников было «стремление к реальному и повседневному». Путешествуя по России и Украине, живописец наблюдал жизнь крестьян, собирал сюжеты для своих будущих полотен, делал наброски и этюды.
По легенде, с убегающей от грозы «Аленушкой» живописец познакомился в Тамбовской губернии. Она была в толпе крестьянских детей, которые наблюдали за работой художника. Маковский хотел написать ее портрет, но на следующий день девочка «на этюды» не пришла. Позже Маковскому рассказали, что малышка попала вместе со своим младшим братом под дождь и простудилась. Так у Маковского родилась идея полотна. Цветовые переходы от золотистой ржи к свинцовым тучам на горизонте Маковский создавал не только кистями, но и пальцами, вновь используя живописную фактуру как выразительное средство. «Дети, бегущие от грозы» попали в собрание картин семейства Нарышкиных, а сейчас картина хранится в Третьяковской галерее.
«Перенесение священного ковра из Мекки в Каир»
В 1872 году Константин Маковский впервые побывал в Каире. Оттуда живописец привез множество этюдов, а позже написал целую галерею восточных полотен. Художник изображал жителей Каира, писал пейзажи и жанровые картины («Дервиши в Каире», «Ковровая лавка в Каире», «Араб в чалме»). Его восточные сюжеты положили начало ориентализму — новому направлению в русской живописи, которое уже было популярно в Европе. После второго путешествия в Египет Константин Маковский написал полотно «Перенесение священного ковра в Каире».
В основу сюжета легла древняя мусульманская традиция. Каждый год лучшие мастера Египта ткали священный ковер, который в специальных носилках — махмале — торжественно доставляли в Мекку. Возвращаясь из паломничества, верующие получали фрагменты ткани, которые увозили домой как святыню.
Картина выставлялась в Париже, а позже ее приобрел наследник престола — будущий император Александр III. Сегодня она хранится в фондах Русского музея в Санкт-Петербурге.
В основу сюжета легла древняя мусульманская традиция. Каждый год лучшие мастера Египта ткали священный ковер, который в специальных носилках — махмале — торжественно доставляли в Мекку. Возвращаясь из паломничества, верующие получали фрагменты ткани, которые увозили домой как святыню.
Картина выставлялась в Париже, а позже ее приобрел наследник престола — будущий император Александр III. Сегодня она хранится в фондах Русского музея в Санкт-Петербурге.
«Русалки»
Начиная с середины 1870-х годов у Константина Маковского появляются новые художественные интересы. На смену психологическим и социальным картинам приходят другие сюжеты. Так, в 1879 году появляется полотно «Русалки». Вдохновение художник нашел в славянском фольклоре — на картине изображен один из дней Русальной недели, которая, по поверью, длится с 19 по 24 июня.
В русских сказаниях обнаженные русалки с распущенными волосами по ночам выходят из воды, раскачиваются на деревьях или водят хороводы. Героини Маковского, освещенные тусклым светом луны, больше похожи на ведьм, которые в мистической пляске растворяются в небе. Критики не обратили внимания на фольклорный сюжет картины и обсуждали в основном «эффектную пластику обнаженных женских тел с использованием салонно-академических приемов». Говорят, что именно из-за «Русалок» Александр II впервые посетил выставку передвижников.
«Если кто из художников был популярен на Руси — то это именно он. На него, быть может, не молились, его не называли богом, но его все любили, и любили самые его недостатки — то самое, что сближало художника со своим временем».
Александр Бенуа, русский художник, историк искусства, художественный критик
Смотрите также