Шедевры Пушкинского в приложении Artefact

Попробуйте использовать Artefact на портале «Культура.РФ». Установите приложение, скачайте коллекцию «Галерея искусства стран Европы и Америки», наведите камеру на любую из картин — прямо на экран — и узнавайте интересные факты о творчестве художника. А в нашем материале — немного об истории создания легендарных полотен.

Василий Кандинский. «Импровизация № 20»

Василий Кандинский считается основателем абстрактного искусства, а его «Картина с кругом» 1911 года — первым беспредметным полотном в мире. В том же году художник написал и «Импровизацию № 20 (Две лошади)». В это время он вместе с немецким живописцем Францем Марком создал в Мюнхене объединение экспрессионистов «Синий всадник». Художники пытались уйти от академических традиций в живописи, обсуждали идеи синтеза искусств и выражения на полотне собственных ощущений.
Свои абстракции Кандинский делил на три вида: импрессии, импровизации и композиции. Первые — прямые впечатления от созерцания; вторые — поток бессознательного; третьи, напротив, сознательно выстроенные. «Импровизация № 20» стала одной из последних работ художника, на которой еще сохранялись очертания реальных предметов.

Пабло Пикассо. «Девочка на шаре»

Картину «Девочка на шаре» Пикассо написал в 1905 году. Она относится к «розовому» периоду в творчестве художника: в цветовой гамме его полотен преобладали жемчужные, золотистые и розово-красные оттенки. Выделялись и основные персонажи: акробаты, эквилибристы, жонглеры, клоуны. В это время Пикассо с друзьями часто посещал цирк.
Цирковых артистов Пикассо никогда не изображал на арене — всегда на фоне условного пустынного ландшафта. Исследователи предполагают, что, работая над фигурой девочки, Пикассо, скорее всего, ориентировался на скульптуру Йоханнеса Гётца «Мальчик, балансирующий на шаре». Хрупкую героиню уравновесили монументальная фигура атлета и фигуры людей на заднем фоне. А лошадь с этой картины позже появилась также в «Мальчике, ведущем лошадь» и на эскизах «Арлекин на лошади» и «Семья комедиантов».

Марк Шагал. «Ноктюрн (Ночная сцена)»

Марк Шагал создал свой собственный неповторимый стиль на стыке кубизма и футуризма. Он сочетал обыденное с возвышенным, а реальное — с иррациональным. Поэтому на его картинах герои часто парят в воздухе и игнорируют законы физики. На многих картинах также присутствует родной город художника — Витебск.
«Ноктюрн» относится к циклу произведений Шагала, написанных после неожиданной смерти в 1944 году первой жены — Беллы Розенфельд. Эта картина стала своеобразным прощанием с ней. Шагал изобразил возлюбленную в белом погребальном саване, а в его подоле написал собственный профиль. Беллу Розенфельд уносит огненный конь — символ дикой стихии. Фигуры парят над Покровской улицей в Витебске: художник написал дом, в котором он с женой жил сразу после свадьбы.

Винсент Ван Гог. «Красные виноградники в Арле»

Картину с виноградником, «красным, как красное вино», как описывал его Винсент Ван Гог, художник написал в ноябре 1888 года. В это время он жил в небольшом городке Арль. Ван Гог увлекался японской гравюрой, и на Юг Франции приехал, потому что здесь ему все напоминало о Стране восходящего солнца.
«На Юге следует оставаться, даже если жизнь здесь дороже, и следует вот почему: кто любит японское искусство, кто ощутил на себе его влияние — а это общее явление для всех импрессионистов, — тому есть смысл отправиться в Японию, вернее сказать, в места, равноценные Японии.
Я считаю, что в конечном счете будущее нового искусства — на Юге».
Винсент Ван Гог, «Письма к брату Тео»
Яркий пейзаж с «зеленым небом» и «фиолетовой землей» Ван Гог увидел во время прогулки с Полем Гогеном. «Красные виноградники в Арле» были одной из нескольких работ, которые художнику удалось продать при жизни: ее купила в 1890 году художница Анна Бох. Позже полотно приобрел коллекционер Иван Морозов, а после революции оно попало в музейные собрания.

Поль Гоген. «Королева (Жена короля)»

Поль Гоген стал одним из первых художников Европы, в полотнах которого появились черты наивного искусства: чистые, но не естественные цвета, лишенные объема фигуры, упрощенные формы предметов. Гоген называл свой стиль «синтетизмом» — в его картинах сливались реальный и вымышленный миры.
Когда Гогену было 43 года, он впервые приехал на острова Океании. А спустя два года вернулся на Таити и остался здесь жить. Тогда художник и написал «Жену короля» — картину со множеством персонажей, которые существуют в разных композиционных плоскостях. А на переднем плане в центре композиции — юная обнаженная таитянка с красным веером, знаком королевского рода.
«…Обнаженная царица лежит на зеленом ковре, служанка срывает плоды, два старика подле большого дерева рассуждают о древе познания; в глубине морское побережье… Мне кажется, что по цвету я еще никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной созвучностью».
Поль Гоген, из письма Даниэлю де Монфрейду

Михаил Ларионов. «Шампанское и розы»

Михаил Ларионов — один из основоположников русского авангарда начала ХХ века. Он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Валентина Серова и Исаака Левитана, а позже увлекался фовизмом, наивным искусством, французским импрессионизмом.
Полотно «Натюрморт. Шампанское и розы» Михаил Ларионов написал в Париже. Картина создана в 1927 или 1928 году, когда художник оформлял балетные спектакли Сергея Дягилева и иллюстрировал книги. Упрощенная техника и нарочито грубоватые мазки отсылают к наследию художников-наивистов, а нежные и изысканные серо-розовые оттенки полотна — к традициям импрессионистов, которые улавливали на полотнах мимолетные эмоции.

Эдгар Дега. «Голубые танцовщицы»

Французский импрессионист Эдгар Дега изображал балерин не на сцене, а за кулисами, в танцевальных классах во время репетиций, фойе и артистической уборной.
«Люди называют меня живописцем танцовщиц. Но им не приходит в голову, что мой интерес к танцовщицам продиктован интересом к движению и красивой одежде».
Эдгар Дега
«Голубые танцовщицы» относятся к позднему периоду творчества художника, когда он стал хуже видеть и писал крупными цветовыми пятнами. Есть версия, что на картине изображены не четыре девушки, а одна — в разных движениях: она завязывает пуанты, поправляет платье и осматривает его, держась за край декорации.
Дега писал «Голубых танцовщиц» пастелью. Он по-особому работал с этим материалом: обрабатывал рисунок паром, чтобы размягчить карандаши и лучше растушевать их на бумаге. Такой прием делал рисунок более мерцающим. А чтобы придать краскам блеск, художник растворял пастель в горячей воде и наносил на холст кистью.

Авторы: Диана Тесленко, Евгения Ряднова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна