История одного здания: Кикины палаты
Кикины палаты в Санкт-Петербурге — одно из первых каменных зданий в городе. Его строил для себя сподвижник Петра I — адмирал Александр Кикин. Однако владельца осудили за измену, дом передали государству и много раз перестраивали: тут располагалась первая Кунсткамера, военная больница и полковая церковь. «Культура.РФ» рассказывает о памятнике петровского барокко и его метаморфозах.
Александр Кикин — друг императора и опальный адмирал
Палаты получили имя в честь владельца — Александра Кикина, первого начальника Петербургского Адмиралтейства, приближенного Петра I. Он родился в родовитом семействе. Его отец, Василий Кикин, служил воеводой у царя Алексея Михайловича, отца Петра I, и был его стольником — помогал за столом во время пиров. В XVII веке эта должность подразумевала высокое доверие государя, на нее назначали самых близких. Александр Кикин провел детство при царском дворе. В юности он присоединился к потешным войскам — собственным отрядам наследника — и числился в них артиллерийским бомбардиром.
Когда Петр I стал царем и военачальником, Кикин остался одним из его приближенных. Дворянин участвовал в Азовском походе, который инициировал молодой государь против Османской империи. Тогда Александр Кикин служил денщиком Петра — так звали солдат, которые постоянно находились при офицере высшего чина. Позже он отправился с царем в Великое посольство — частную поездку, в которой Петр I знакомился с европейскими странами и учился разным ремеслам. Кикин тоже получал новые знания. Он изучал кораблестроительство, начал продвигаться в этой области и в 1707 году возглавил недавно созданное Петербургское Адмиралтейство. Состояние дворянина позволяло ему владеть землей недалеко от современного Зимнего дворца и несколькими домами в Москве. В 1714 году он решил возвести еще одну петербургскую резиденцию — будущие Кикины палаты.
Однако вскоре после того, как началось строительство, Александра Кикина арестовали за казнокрадство и отправили в ссылку в Москву. Его отношения с Петром I испортились, и адмирал начал поддерживать сына императора Алексея, который хотел занять престол. В 1718 году наследник выдал Кикина, того снова арестовали и казнили.
Копия императорской резиденции: как выглядели палаты в XVIII веке
Кикины палаты — единственный дом петровского адмирала, который сохранился до наших дней. Историки архитектуры не установили точно, кто стал автором проекта. Самое частое предположение — это был немецкий зодчий Андреас Шлютер, которого прозвали «Микеланджело Севера». Он приехал в Российскую империю в 1713 году и работал над Летним дворцом Петра I. Однако служил Шлютер недолго: в июне следующего же года он умер. Исследователи полагают, что по его чертежам создали проекты нескольких зданий: дворцов Александра Меншикова на Васильевском острове и в Ораниенбауме и дома Александра Кикина.
О первом варианте Кикиных палат известно немного. Они были выдержаны в духе петровского барокко — архитектурного стиля, который сложился под влиянием европейских веяний в России начала XVIII века и сочетал в себе симметрию и строгость форм с пышным барочным декором. Вероятно, Кикины палаты были одноэтажными, но в центральной части возвели второй ярус — как было принято в XVIII веке, поскольку хозяйские комнаты ниже второго этажа не располагали. Входили в дом через высокое крыльцо. В центре здания и боковых частях южного и северного фасадов установили ризалиты — конструкции, которые выступают за основную линию стены. Со стороны Невы их украсили фигурными наличниками и выступами-карнизами. На центральном фасаде расположили пилястры — выступы, похожие на колонны. Историки архитектуры предполагали, что Кикины палаты в XVIII веке походили на Большой Петергофский дворец, который тоже начали строить в 1714 году.
Работы над домом Кикина завершили спустя шесть лет. К этому времени здание отошло государству, все имущество опального адмирала Кикина конфисковали.
Читайте также:
От собрания редкостей до музыкальной школы
Из-за того что строительство завершили после казни заказчика и семья не имела прав на дом, Кикины палаты не использовали как жилые помещения. В 1720 году здесь разместили императорскую коллекцию редкостей и курьезов, будущую Кунсткамеру. Также в дом переехала личная библиотека Петра I.
Чтобы здание больше отвечало своему новому назначению, его перестроили. Добавили еще один ярус: так центр стал трехэтажным, а боковые части — двухэтажными. Коллекция Кунсткамеры находилась тут до 1730-х годов, пока для нее не возвели специальное строение на Васильевском острове.
В 1733 году Кикины палаты снова ожидала перепланировка. Рядом с ними разместили казармы полка Конной гвардии. А в доме — больницу, канцелярию и церковь для военных. В этот период над зданием работал один из главных зодчих Петербурга — Франческо Бартоломео Растрелли. В центральном сегменте палат, у Большого зала, он надстроил купольную колокольню.
Следующая большая реконструкция произошла в XIX веке. Колокольню работы Растрелли и фальшивые колонны-пилястры разобрали, стены покрыли гладкой штукатуркой. В 1829–1830 годах архитектор Александр Штауберт снес парадное крыльцо, избавился от отделки на фасаде и изменил форму третьего этажа: добавил классицистские фронтоны, имитацию треугольной крыши. В 1874 году пристроили два боковых крыла, внутри которых разместили лестницы. Так здание приобрело вид обычного жилого дома XIX столетия. Реставратор Александр Кедринский называл его «унылым, сухим, казарменным». Здесь продолжали работать военные канцелярии.
Во время Великой Отечественной войны Кикины палаты сильно пострадали. В них несколько раз попадали артиллерийские снаряды, начинались пожары. Часть штукатурки обвалилась, и обнажился первоначальный декор.
В 1952 году группа специалистов под руководством архитектора Ирины Бенуа начала восстанавливать палаты, чтобы вернуть им убранство в стиле петровского барокко. Реставраторы опирались на вид, который строение приобрело в 1720-е годы. Они снесли более поздние пристройки, вернули на фасады пилястры, а на крышу — деревянную балюстраду. Кроме сведений о самом здании использовали планы современных ему построек, например Меншиковского дворца. Фасад покрасили в красный и белый цвета.
Работы закончили в 1956 году. Тогда же в Кикиных палатах открыли музыкальную школу. В 1980-е здесь на какое-то время разместили музей — первую в СССР постоянную выставку современной живописи. Сегодня в здании находится Санкт-Петербургский музыкальный лицей.
Автор: Тата Боева