5 шедевров Русского музея
Гости Русского музея могут прямо в выставочных залах узнавать интересные детали из истории создания полотен. Для этого достаточно установить на телефон приложение дополненной реальности Artefact и навести камеру гаджета на экспонат. Сейчас в приложении доступно 40 шедевров Русского музея — любопытные факты о пяти из них рассказывает портал «Культура.РФ».
«Гумно» Алексея Венецианова, 1822
Алексей Венецианов считается одним из основателей жанра русской бытовой живописи. Он первым начал описывать крестьянский быт и житейский уклад. Картину «Гумно» живописец создавал в 1822–1823 годах в имении Сафонково: Венецианов переехал туда тремя годами ранее.
Работая над полотном, художник тщательно выстраивал перспективу — в то время его интересовали, как он говорил, идеи «оживотворения» натуры. Венецианов писал в настоящем гумне — строении, где молотили хлеб. Чтобы передать оттенки освещения и выстроить перспективу, он велел спилить переднюю стену.
В апреле 1824 года живописец представил свою работу императору Александру I, и вскоре ее включили в каталог Императорского Эрмитажа.
«Последний день Помпеи» Карла Брюллова, 1833
Карл Брюллов — один из главных живописцев русского романтизма. Его полотно «Последний день Помпеи», которое Брюллов создавал с 1827 по 1833 год, стало ярким образцом романтического направления.
«Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом».
Карл Брюллов.
Художник написал картину в Италии, куда отправился в пенсионерскую поездку от Императорской Академии художеств. На четвертом году своего пребывания в Италии Брюллов посетил Неаполь и Везувий — там велись раскопки древнего города Помпеи.
Живописец изучал археологические и литературные источники, в том числе письма очевидца трагедии историка Плиния Младшего. Фигуры Карл Брюллов писал с итальянцев и гипсовых слепков погибших — их делали во время раскопок. Изобразил художник и себя — на втором плане с ящиком красок на голове.
Картина выставлялась в Милане и в Париже, где французская Академия художеств вручила Брюллову золотую медаль В 1834 году полотно отправили в Петербург. Заказчик и владелец картины Анатолий Демидов подарил ее Николаю I. После открытия в 1895 году Русского музея, полотно переехало туда.
«Взятие снежного городка» Василия Сурикова, 1891
Полотно «Взятие снежного городка» Василий Суриков написал в Красноярске в 1891 году. Это единственная большая картина художника, на которой не отражены исторические события.
Сюжет картины Сурикову навеяли воспоминания. В годы его детства снежный городок брали в последний день Масленицы. Стены крепости заливали водой, игроки делились на команды, и начинался штурм. Всадники атаковали, «осажденные» оборонялись подручными средствами — метлами и ветками. Игра заканчивалась, когда снежный городок был полностью разрушен.
«Помню, как «городок» брали. Городок снежный. И конь черный прямо на меня… Я его потом в картину вставил».
Василий Суриков
На картине художник тщательно прописал детали традиционной крестьянской одежды. Здесь и расшитые валенки, и расписные платки, и тулупы с кушаками, и высокие шапки, опушенные мехом. В глубоких санях, украшенных ковром, едут мимо городка горожане — девочка в горностаевой пелерине, мужчина в шубе и дама в пуховом платке и с муфтой. Их прототипами стали реальные люди: племянница Сурикова Таня Доможилова, брат художника Александр Суриков и Екатерина Рачковская — жена известного красноярского доктора.
Картину «Взятие снежного городка» выставляли в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Полотно получило именную медаль.
«Христос и грешница» Василия Поленова, 1887
Идея «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа» возникла у Василия Поленова еще в юности. Первые эскизы к будущей картине на евангельский сюжет появились в начале 1870-х годов. Однако работа над полотном застопорилась, и Поленов вернулся к нему лишь в 1881 году.
Вместе с искусствоведом Адрианом Праховым и археологом Семеном Лазаревым художник отправился на Ближний Восток. Путешественники побывали в Турции, Египте, Палестине, Сирии и Греции. Поленов вдохновлялся яркими восточными пейзажами и архитектурой, обликом и обычаями местных жителей. Он привез из поездки множество зарисовок.
Однако на его набросках совсем не было людей, и в 1883 году Василий Поленов отправился на поиски натуры в Италию. В Риме художник дорабатывал эскизы, писал портреты итальянских евреев. Вернувшись в Россию, он создал полноформатный эскиз «Христа и грешницы». Окончательную версию картины Поленов писал в 1886–1887 годах в кабинете мецената Саввы Мамонтова.
Впервые картину показали на XV выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1887 году. Там ее приобрел император Александр III. Какое-то время полотно находилось в Зимнем дворце, но в 1897 году переехало в недавно образованный Русский музей.
«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» Ильи Репина, 1903
Заказ на картину поступил Илье Репину в апреле 1901 года от российского императора. Живописцу помогали Борис Кустодиев и Иван Куликов.
«Хозяином, командиром и истинным творцом оставался сам мастер, ученики были только его послушными руками».
Игорь Грабарь
Еще до юбилея художники создали наброски интерьера в Круглом зале Мариинского дворца. А в день торжественного заседания Илья Репин делал здесь фотоснимки и эскизы — все материалы живописцы использовали во время работы над картиной. Полотно писали три года.
В центре сюжета картины — Николай II и представители императорского дома: младший брат царя Михаил, великие князья Михаил Николаевич и Владимир Николаевич, который тогда был президентом Императорской академии художеств. Рядом с ними — лица, занимавшие важнейшие посты в государстве. Всего на картине изображен 81 человек.
Авторы: Диана Тесленко, Евгения Ряднова