Выставка «Щукин. Биография коллекции» в приложении Artefact

В ГМИИ им. Пушкина
проходит выставка «Щукин. Биография коллекции»
, которая объедяет 450 произведений из собрания семьи Щукиных. Около 150 картин принадлежали Сергею Щукину, коллекция мецената стала началом собрания французской модернистской живописи в Пушкинском музее и Эрмитаже
.
Многие шедевры доступны в приложении дополненной реальности Artefact. Чтобы воспользоваться им, скачайте Artefact для iOS или Android в магазинах App Store или Google Play, а затем загрузите выставку «Щукин. Биография коллекции». Наведите камеру телефона на картину, нажимайте на «точки интереса» и узнавайте интересные факты о полотнах и их создателях, слушайте аудиогиды и читайте статьи. А в нашем материале рассказываем об истории создания известных полотен Гогена, Матисса, Пикассо, Руссо и Дерена.

Поль Гоген. «Aha oe feii? (А, ты ревнуешь?)»

В 43 года Поль Гоген кардинально поменял свою жизнь и переехал в Полинезию. На острове Таити художник написал почти сотню полотен, в том числе картину «А, ты ревнуешь?».
Сюжет для полотна Гоген подсмотрел в жизни, он описывал случай в автобиографической книге «Ноа-Ноа»: «На берегу две сестры, они только что искупались, и теперь их тела раскинулись на траве в непринужденных сладострастных позах. Беседуют о любви вчерашней и о той, что придет завтра. Одно воспоминание вызывает раздоры: «Как? Ты ревнуешь?»
Картину художник написал в 1892 году. Он признавался в письме к другу, что это лучшее из всего, что он когда-либо делал. В коллекцию к Сергею Щукину
полотно попало в 1908 году. Оно стало частью «гогеновского иконостаса» в особняке Щукина — композиции из плотно развешанных картин французского художника.

Анри Руссо. «Вид моста Севр и холмов Кламара»

Анри Руссо был художником-самоучкой — живописью он стал заниматься уже в зрелом возрасте. Картину «Вид моста Севр и холмов Кламара» художник написал в 1908 году, за два года до смерти.
На пейзаже Руссо изобразил реальную местность Парижа, хотя писал он картину не с натуры, а по фотографии. Сюжет для нее художник тоже взял из реальной жизни: 14 июля 1907 года Руссо наблюдал испытания дирижабля «Родина». Летательные аппараты появились и на полотнах «Рыболовы» (1908), «Пейзаж с дирижаблем» (1910).
К Щукину картина попала в 1910 году, он приобрел ее в галерее Воллара.

Пабло Пикассо. «Скрипка»

В 1912 году Пабло Пикассо
начал отходить от «аналитического» кубизма, родоначальником которого он был. Художник создавал картины в новом, «синтетическом» кубизме, как называют его исследователи. На полотнах стал появляться цвет, буквы и целые слова, как, например, на картине «Столик в кафе (Бутылка перно)».
Картина «Скрипка» стала одной из первых, написанных в обновленном стиле. Художник создал ее летом 1912 года, когда остановился в коммуне Сорг вместе с возлюбленной Евой Гуэль. В этот период он написал целую серию картин, посвященных музыкальным инструментам: «Скрипка и виноград», «Гитара и скрипка», «Гитара (Я люблю Еву)» и другие.
Сергей Щукин купил картину в 1912 году.

Анри Матисс. «Красные рыбы (Золотые рыбки)»

С 1911 по 1912 год Анри Матисс
дважды побывал в Марокко. Художник говорил: «Путешествия в Марокко помогли мне осуществить необходимый переход и позволили вновь обрести более тесную связь с природой, чего нельзя было бы достигнуть с помощью живой, но все же несколько ограниченной теории, какой стал фовизм». После этих путешествий в его работах появились яркие, контрастирующие друг с другом цвета, экзотические мотивы.
Картину «Красные рыбы (Золотые рыбки)» Матисс написал после первого путешествия в Северную Африку. Ему запомнилось, как марокканцы часами наблюдали за аквариумами. Позже этот мотив появлялся в картинах художника «Натюрморт с золотыми рыбками» (1911), «Золотые рыбки» (1912), «Золотые рыбки и палитра» (1915) и в других работах.
Сергей Щукин приобрел картину в свою коллекцию в 1912 году, когда в июле приехал в Париж и побывал в мастерской Матисса.

Андре Дерен. «Суббота»

В 1912 году в творчестве Дерена наступил период, который ученые назвали «готическим». Художник увлекся средневековым искусством. Масштабное панно «Суббота» — 181 на 228 сантиметров — Дерен писал в 1912–1913 годах. С искусством Средневековья картину связывают удлиненные фигуры женщин, напоминающие статуи. Не прошло мимо Дерена и увлечение африканской культурой: в конце XIX — начале XX века художники стали знакомиться с неевропейским искусством. Лица на панно похожи на экспрессивные маски африканского племени фанг.
Современники рассказывали, что Дерен долго работал над картиной, переписывая целые участки. Андре Сальмон вспоминал слова Дерена: «Я заново переписал всю картину; натюрморт (в первоначальном значении «пища») съел людей». И действительно, в 2017 году реставраторы Пушкинского музея обнаружили под картиной Дерена перевернутую композицию другого полотна.

В коллекцию к Сергею Щукину картина попала в 1914 году, он приобрел ее в галерее у Канвайлера.
Автор: Евгения Ряднова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна