От Энгра до Мунка: 5 экспонатов Пушкинского музея и их история

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков располагается в бывшей московской усадьбе князей Голицыных, которая сейчас стала одним из корпусов Пушкинского музея. Здесь выставлены работы знаменитых европейских и американских художников: Пабло Пикассо, Анри Руссо, Эдгара Дега, Эжена Делакруа и многих других.
Мы выбрали для вас картины Марка Шагала, Клода Моне, Жана Огюста Доминика Энгра, Пабло Пикассо и Эдварда Мунка. Читайте о них, нажимайте на точки интереса в приложении Artefact и узнавайте, почему Шагал часто писал свою жену парящей в воздухе, какое событие повлияло на живопись Пикассо и какая картина Мунка стала самой дорогой после его «Крика».

Марк Шагал. «Ноктюрн (Ночная сцена)»

Марк Шагал написал картину «Ноктюрн (Ночная сцена)» в 1947 году, вскоре после смерти горячо любимой жены Беллы Розенфельд. Они прожили вместе почти 30 лет. Художник писал о жене: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Без ее одобрения он не заканчивал ни одну свою работу. Белла стала моделью для большинства женских образов в творчестве Шагала: именно ее он изобразил на картинах «Голубые любовники», «Акробатка», «Свадьба», «Белла в белых перчатках». На знаменитых полотнах «Прогулка», «День рождения» и «Над городом» Марк Шагал выразил свои чувства к жене: он изобразил себя и ее парящими в воздухе.
Ты закружил меня в вихре красок. И вдруг оторвал от земли и сам оттолкнулся ногой, как будто тебе стало тесно в маленькой комнатушке… Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком. Вот запрокинул голову и повернул к себе мою. Вот коснулся губами моего уха и шепчешь… И вот мы оба, в унисон, медленно воспаряем в разукрашенной комнате, взлетаем вверх. Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. Там синее небо, облака зовут нас.
Из книги Беллы Шагал «Горящие огни»
На картине «Ноктюрн» Шагал тоже изобразил Беллу в полете: огненно-красный конь несет ее по ночному небу. Ряд домов внизу — это Покровская улица в Витебске, родном городе художника. Именно здесь Шагал жил с Беллой после свадьбы.

Пабло Пикассо. «Старый еврей с мальчиком»

Картина «Старый еврей с мальчиком» — одна из главных работ так называемого «синего», или «голубого», периода в творчестве Пабло Пикассо. В то время, в 1903–1904 годах, Пикассо тяжело переживал смерть близкого друга и создавал меланхоличные монохромные полотна в сине-зеленых оттенках, с редкими вкраплениями более теплых цветов. Их героями становились нищие, пьяницы, бродячие музыканты, женщины из публичных домов. Сегодня эти картины считаются одними из самых популярных работ Пикассо, хотя во время жизни художник с трудом продавал их: цветовая гамма и сюжеты казались покупателям чересчур мрачными.
Героев картины — слепого старика и мальчика — Пикассо писал с реальных нищих, которых видел на улицах Барселоны. В 1904 году картину «Старый еврей с мальчиком» приобрел для своего частного собрания российский меценат Сергей Щукин. После революции его коллекция стала национальной собственностью, и полотно Пикассо вместе с другими полотнами попало в Пушкинский музей.

Жан Огюст Доминик Энгр. «Мадонна перед чашей с причастием»

Картина «Мадонна перед чашей с причастием» относится к позднему периоду творчества Жана Огюста Доминика Энгра — французского живописца, представителя классицизма и академизма. Это полотно Энгр создал по заказу наследника российского престола — будущего императора Александра II. По его просьбе художник, помимо Мадонны, изобразил на картине святых Александра Невского и Николая Угодника, которые считались покровителями самого цесаревича и его отца Николая I.
На образ Мадонны живописца вдохновили работы его любимого художника Рафаэля Санти. В своих картинах он придерживался рафаэлевских принципов композиции, освещения, пропорций и цветовой гаммы.
На полотне «Мадонна перед чашей с причастием» расположение предметов на столе совпадает с положением персонажей. Марии соответствует чаша с просфорой — хлебом, который используется в церковных таинствах. Справа и слева от нее расположены два подсвечника с горящими свечами — они олицетворяют святых.

Клод Моне. «Сирень на солнце»

Знаменитый французский импрессионист Клод Моне начал работать над картиной «Сирень на солнце» весной 1872 года. Он писал это небольшое полотно с натуры в саду своего дома, в предместье Парижа Аржантей. Под цветущим кустом на картине видны две женские фигуры: для одной из них художнику позировала его жена Камилла.
Моне намеренно не стал прописывать на картине мелкие детали: соцветия сирени, черты лиц, складки одежды. Для него, как и для большинства импрессионистов, гораздо важнее было запечатлеть игру света и тени, блики, сочетания цветов, которые передали бы общее настроение пейзажа.
Картину дважды выставляли в галерее французского коллекционера Поля Дюран-Рюэля. В 1899 году ее купил Сергей Щукин. «Сирень на солнце» стала первой импрессионистской картиной, которая попала в Россию.

Эдвард Мунк. «Белая ночь»

Полотно Эдварда Мунка «Белая ночь» известно и под другим названием — «Девушки на мосту». Художник написал его в небольшом норвежском городке Осгардстран, куда часто приезжал на лето. Именно в это время года в Норвегии начинается сезон белых ночей, когда солнце почти круглые сутки не заходит.
Картина написана в духе модерна — самого популярного стиля начала ХХ века, который охватывал не только живопись, но и литературу, архитектуру и другие сферы искусства. В отличие от многих других работ Мунка, например его самого знаменитого полотна «Крик», в «Белой ночи» нет напряженных и мрачных мотивов, которые художник постоянно воплощал на холсте после разрыва с возлюбленной Туллой Ларсен.
Один из вариантов полотна «Белая ночь» был продан на аукционе Sotheby’s за 54 миллиона долларов и стал самой дорогой работой Мунка после «Крика».

Автор: Ирина Кирилина
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна