7 картин Александра Савинова
До 22 января в Музее русского импрессионизма проходит выставка «Александр Савинов. Миражи». «Культура.РФ» рассказывает о семи полотнах «академика новой формации» и «блестящего виртуоза», педагога и мастера саратовской школы живописи. О гимне итальянской земле, конфликте с Исааком Бродским и спасении картин Рембрандта — читайте в нашем материале.
Автопортрет
Александр Савинов родился в 1881 году в Саратове, учился в Боголюбовском рисовальном училище при Радищевском музее. Из родного города он отправился в Петербург, где поступил в Императорскую Академию художеств. Художника приняли в мастерскую Ильи Репина. Главными учителями Савинова стали Дмитрий Кардовский и Ян Ционглинский.
В Петербурге Савинов снимал комнату на 4-й линии Васильевского острова вместе с товарищем по Академии Борисом Анисфельдом. Здесь в 1902 году он написал свой автопортрет. Работать приходилось в основном по ночам, при слабом освещении — этим объясняется сумрачный колорит картины.
Эту работу Савинов подарил матери на день ангела. В 1903 году он писал родителям в Саратов: «Вам и папочке в подарок вышлю свой портрет. Немного вышел рыжий, так как писал ночью, и выражение взято то, какое у меня было за работой. Раму сделайте пошире или, как я писал, золотую, или черную с золотым ободком в середине. Можно сделать и темно-зеленую так, чтобы рама гармонировала со всем тоном портрета. Мамочка, повесьте портрет подальше от света и так, чтобы свет был слева».
В революционном 1905 году Савинов участвовал в студенческих волнениях. Художник Дмитрий Кардовский вспоминал: «Революционно настроенные ученики заперли мастерские и не дали совету училища возможности произвести обычный обход и осмотр работ учеников мастерских». Благодаря защите Ильи Репина Савинов избежал исключения из Академии, однако, по воспоминаниям сына, получил неофициальное предложение на время уехать из России. В Париже он знакомился с новыми тенденциями французской живописи и занимался в Академии Коларосси — частной школе, основанной итальянским скульптором Филиппо Коларосси. Вернувшись в Петербург, Савинов продолжил обучение в Академии художеств и в 1907 году приступил к работе над конкурсной картиной «Купание лошадей на Волге». За это масштабное полотно художник получил право на пенсионерскую поездку и два года провел в Италии.
Дачные места под Саратовом
Родной город стал для Александра Савинова одним из главных источников вдохновения. В Саратов он регулярно возвращался на протяжении всей жизни. Во время учебы, уже живя в Петербурге, весну и лето Савинов стремился проводить на родине. В письме сестре Антонине художник писал: «Май я думаю провести уже на Волге. Меня манят к себе эти цветущие фруктовые сады, что спускаются, как стадо мифических баранов, в самую реку, покойно раскинувшуюся навзничь под весенним небом, томно слушающую свои собственные всплески и традиционного вечно дорогого соловушку…»
Пейзаж «Дачные места под Саратовом» Савинов, скорее всего, написал на пленэре. Об этом говорит быстрая манера письма: объемы строятся крупными мазками, пятнами без детализации.
Савинов одним из первых заговорил о таком явлении, как саратовская школа — группе художников, сформировавшейся вокруг Радищевского музея и открытого при нем Боголюбовского рисовального училища. К этому неофициальному кружку принадлежали Павел Кузнецов, Алексей Карёв, Кузьма Петров-Водкин, Петр Уткин, Александр Матвеев. Главным вдохновителем саратовцев стал Виктор Борисов-Мусатов, к тому моменту он уже начал работать в импрессионистической манере — использовать дробные мазки, цветные тени. Документальных свидетельств того, что Савинов был лично знаком с Борисовым-Мусатовым, нет, однако сам художник говорил, что в начале своего творчества, как и его друзья, прошел «период мусатовского импрессионизма».
Стиль живописи саратовских мастеров формировался под влиянием как европейских модернистских течений, так и древнерусской монументальной живописи. Савинов, Петров-Водкин, Кузнецов и Уткин занимались фресковой росписью. Характерными чертами живописи саратовской школы стали полупрозрачная серебристая гамма, внимание к растительным деталям, любовь к эффектам размытости и неясности очертаний.
Читайте также:
Окно
Картину «Окно» Савинов написал в 1909 году во время короткого визита в Саратов между двумя этапами пенсионерской поездки в Италию. В архиве Радищевского музея исследователи обнаружили письмо художника его невесте Лие Цитовской: «…затем начал этюд окна, видно небо, старые здания отживающего свой век былого Саратова, церковка с зелеными куполами, верхушки деревьев с вороньими гнездами, каменные и деревянные постройки, полуразвалившаяся старая заплесневевшая стена. Туманно все, сыро».
С Лией Цитовской, студенткой медицинского факультета Неаполитанского университета, Савинов познакомился в Неаполе. В Италии высшее образование для женщин стало доступно раньше, чем в царской России, — с 1876 года. Лия происходила из еврейской семьи, и ее родители были против брака с Савиновым, но свадьба все-таки состоялась вопреки их воле. Ради любимой Савинов был готов перейти из православия в протестантизм, поскольку эта церковь одобряла межконфессиональные браки с иудеями, но в итоге Лия решила принять православие. Из-за этого девушку отлучили от дома, но ей продолжал помогать брат, известный врач-офтальмолог Моисей Цитовский.
Проведя вместе с молодой женой конец 1909 и начало 1910 года в Саратове, а затем в Санкт-Петербурге, Савинов подал в совет Академии художеств прошение о продлении его заграничной командировки. Просьбу одобрили, и уже весной художник снова отправился работать в Италию.
Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице
В Италии большое впечатление на Савинова произвели античные росписи древних городов — Помпей и Геркуланума. Об этом он даже написал в отчете о поездке. В 1909 году на острове Капри художник начал работу над масштабной картиной-панно «Купальщицы в апельсиновой и оливковой роще». Он наметил общую композицию полотна, выполнил этюды лимонных и апельсиновых деревьев и карандашные рисунки женских фигур. Сделав перерыв в путешествии, Савинов снова вернулся в Италию весной следующего, 1910 года и возобновил работу над картиной. Своему учителю Дмитрию Кардовскому он писал: «Я сижу себе посиживаю в своей мастерской, точу своих «Купальщиц» — это я задумал запеть свой маленький гимн итальянской земле, древней, кудрявой земле и ее ласковым и беззлобно-жестоким зверушкам».
Полотно наполнено многочисленными деталями. Такая насыщенность не характерна для помпейских фресок, но исследователи находят в отдельных фигурах, например в образе девушки, ведущей ослика, прямые переклички с античными росписями.
Во время поездки Савинов посетил Рим, Сиену, Флоренцию, Венецию и другие известные города. «Я, хоть и бегло, видел страну, вырастившую нежную кроткую молитву — песенку Сандро Боттичелли, мистическую драму Джотто, мрачные предвидения Луки Синьорелли, махровый алый цвет Челлини, — страну, питавшую отчаянием страстную, буйную душу согбенного Буонаротти и лиру, подарившую многоликого язычника и изысканного эстета, великого красотой своей и мыслью — Леонардо да Винчи», — писал художник.
Портрет Павла Харитоненко
Павел Харитоненко был предпринимателем и коллекционером. За заслуги перед искусством в 1914 году ему присвоили звание почетного академика Императорской Академии художеств. Харитоненко не только приобретал произведения знаменитых мастеров прошлого, но и активно поддерживал художников-современников: заказывал портреты и виды имений, проекты усадеб и храмов.
Заказ от него получил и Александр Савинов. Харитоненко поручил художнику роспись храма Спаса Всемилостивейшего в имении Натальевка. Работа продолжалась около трех с половиной лет. Сам заказчик до окончания работ не дожил. Посмертный портрет Харитоненко Савинову заказала вдова промышленника Вера. Писать его Савинову пришлось по фотографии. Предполагалось, что рядом с героем портрета будет изображена модель того самого храма в Натальевке. Сфотографировать этот макет Савинов просил художника Петра Нерадовского, который тогда работал хранителем в Музее императора Александра III: «Фотографии с модели нужны именно мне для порученного мне портрета покойного Павла Ивановича, в композиции которого модель церкви занимает видное место». Однако вскоре концепция изменилась: вместо модели храма Савинов изобразил разложенный на столе план имения. Также на картине можно увидеть фотографию Веры Харитоненко.
Портрет скульптора Василия Симонова
Со скульптором Василием Симоновым Савинов познакомился в Академии художеств. Они не раз встречались во время пенсионерских поездок в Риме и на Капри и после сохранили дружеские отношения. На момент создания портрета, в 1924 году, Симонов был ректором Вхутеина — высшего художественного учебного заведения в Ленинграде. Своего друга Савинов изобразил на ярком красном фоне, на котором можно прочитать цитату из статьи скульптора: «Великая русская революция возвратит искусству глубину содержания, выведет его на дорогу гениальных достижений, созвучных всему человечеству».
О работе над портретом вспоминал ученик мастерской Савинова и Петрова-Водкина — художник Владимир Малагис: «У Александра Ивановича был замечательный портрет скульптора Симонова. Он висел потом в Доме искусств. Симонов — очень интересная натура, его трудно было писать потому, что тот с каждым сеансом менялся. И вот однажды он сломал руку, ходил на перевязки, и Александр Иванович именно в этот момент написал с него портрет. Как видите, не было бы счастья, да несчастье помогло. Портрет очень здорово был написан». Своего героя Савинов изобразил в белой блузе, небрежно повязанном галстуке, свободном плаще, накинутом на плечи.
В парке культуры
После революции Савинов мало писал: большую часть времени он посвящал преподаванию. Художник возглавлял класс монументальной живописи, а также вместе с Петровым-Водкиным вел мастерскую в Академии художеств.
Директором Академии в 1934 году стал Исаак Бродский, который на тот момент не признавал никаких стилей, кроме соцреализма. В 1937 году по его инициативе началось давление на мастерскую Савинова — «за политически вредный формализм», «мрачность и темноту живописи». Художнику пришлось оставить преподавательскую деятельность. Он тяжело переживал уход из Академии, однако нашел силы вернуться к живописи. Так он начал работу «В парке культуры».
Встроиться в советскую действительность стало для Савинова сложной задачей. Часть новых работ того периода он уничтожил, так как искал стилистику, которая бы соответствовала наступившему времени. В 1910-х годах художник еще позволял себе свободу в манере письма и эксперименты, например часто делал штриховки обратным концом кисти по еще сырому красочному слою, дублировал линии. Любил работать в большом формате, создавать масштабные панно.
Картина «В парке культуры» стала исключением в ряду сухих, темных и сдержанных работ послереволюционного периода. Савинов написал ее свободными динамичными мазками, в ней есть и свойственный художнику яркий теплый колорит, и многослойность. Над большими картинами Савинов работал подолгу, создавал множество подготовительных набросков, эскизов, прорабатывал мизансцены. Поэтому многоплановая композиция картины состоит из отдельных маленьких сцен и образов: мама с ребенком, пионер-горнист, физкультурники, читающие девочки.
Полотно «В парке культуры» художник завершил в 1942 году. С начала Великой Отечественной войны Савинов работал над подготовкой произведений искусства из фондов Эрмитажа к эвакуации. Во многом именно благодаря ему в первозданном виде сохранились многие картины Рембрандта: художник настоял на том, чтобы холсты не срезали с подрамников. Он лично гвоздь за гвоздем аккуратно снял холсты. Однако о сохранности собственных работ позаботиться не успел — и часть произведений была утрачена после его смерти 25 февраля 1942 года в блокадном Ленинграде.
«Культура.РФ» благодарит за помощь в подготовке материала куратора выставки «Александр Савинов. Миражи» Анастасию Винокурову.
Автор: Полина Пендина
Смотрите также