История волонтерства в России: от ритуалов помочи до субботников

Термин волонтерство в значении «добровольная помощь» начали употреблять только в конце XVII века. Однако филантропы существовали в России с древности. Портал «Культура.РФ» рассказывает об истории волонтерского движения в нашей стране — от крестьянских ритуалов помочи до тимуровцев и сестер милосердия.

Кто такие волонтеры

Заури Дейсадзе. Добровольцы (фрагмент). Из серии «40 лет победы». 1984. Тульский музей изобразительных искусств, Тула
Заури Дейсадзе. Проводы. Из серии «40 лет победы». 1984. Тульский музей изобразительных искусств, Тула
Термины «волонтер» и «волонтерство» произошли от латинского слова voluntarius — «добровольный». Эти понятия появились в XVII веке во французском, итальянском, немецком, английском и других языках одновременно. Первоначально они были связаны с воинской службой. В большинстве европейских стран в то время не существовало постоянной армии, поэтому в войнах участвовали солдаты-добровольцы, которых и называли волонтерами. Такая система вербовки
действовала и в России.
К концу XVII века значение термина «волонтерство» постепенно начало меняться. В Англии его стали употреблять и в другом смысле — добровольчество, благотворительность, помощь нуждающимся. Однако чаще всего в то время волонтерами все же называли военных. В английском языке второе значение этого термина закрепилось в конце XIX века. Тогда появилось много добровольческих организаций — Армия спасения, Общество Красного Креста, Христианская ассоциация молодых людей, — которые занимались благотворительностью. Поэтому уже во время Первой мировой войны
термин «волонтер» ассоциировался именно с филантропами, а не с солдатами.
В России участников благотворительных организаций долгое время называли просто добровольцами. Понятие «волонтерство» в значении «добровольная помощь» в русском языке закрепилось, как и в английском, только к концу XIX века. Однако разные виды бескорыстной поддержки существовали с древности.

Первые сиротские приюты и ритуалы помочи

Семен Виноградов. Веме (помочи) (фрагмент). 2014. Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск
Аникита Хотулев. Деревенская помощь (фрагмент). 1907. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко, Краснодар
Добровольческое движение появилось на Руси после принятия христианства
в 988 году. По указу князя Владимира
малоимущим выдавали рядом с княжескими резиденциями еду и деньги. Тем, кто не мог дойти за помощью, привозили на телегах. Еще при Владимире на Руси появились первые больницы и сиротские приюты. Их работники трудились безвозмездно. А при Ярославе Мудром открылись училища, в которые принимали сирот. Обучали их за счет пожертвований, которые собирали с жителей ближайших сел и городов.
В деревнях с древности существовали особые ритуалы помощи, которые называли «помочи», «толока» или «кануны». Крестьяне строили дома погорельцам, распахивали поля соседям, у которых не осталось лошадей, безвозмездно заготавливали дрова для церквей и больниц. После того как помочи заканчивались, их организатор угощал всех участников.
Такие ритуалы сохранялись в деревнях вплоть до XX века. Ученый Петр Семенов-Тян-Шанский в 1880 году писал: «Для получения помощи крестьянин… обращается к сельскому сходу, который и постановляет приговоры о помочи. Но иногда по невозможности или по неудобству собрания мира крестьянин обходит своих односельчан, приглашая на помочь, и тогда выезжают на помочь только те домохозяева, которые сами того желают. Охотников выехать бывает достаточно, потому что помочь без угощения не обходится, да и всякий домохозяин памятует, что и он когда-нибудь сам будет нуждаться в помочи».

Воспитательные дома и народные школы

Атанас Василев. Веселье ночлежников (фрагмент). 1985–1986. Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва
Атанас Василев. Нищие и калеки (фрагмент). 1985. Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва
Добровольчество поддерживали многие русские правители. Иван IV Грозный издал указ, по которому повелел «в каждом граде устроити богадельни мужески и женски, где прокаженных и престарившихся, не могущих нигде же главы подклонити, а приставившихся погребенно предавать, и оных поминати в священных службах». При нем и других русских царях неимущим помогали в основном при монастырях и церквях.
Петр I решил и вовсе сократить число нищих, бродяг и беспризорников. Он издал указ «Об устройстве при церквах гошпиталей для незаконнорожденных детей», обложил штрафами их отцов, отправлял сирот на учебу и работу в мануфактуры. А в 1721 году император приказал «у всяких чинов людей, как воинских, так и духовных и статских… кроме рядовых… вычитать на каждый год от каждого рубля по копейке» на благотворительные нужды. При Петре I филантропов стало больше. Например, архиепископ Феофан Прокопович открыл в собственном доме Карповскую школу для сирот и детей из бедных семей.
Екатерина II
создала сеть воспитательных домов для сирот, подкидышей, незаконнорожденных детей. Работали в таких учреждениях добровольцы. Курировал каждый воспитательный дом опекунский совет, пожертвования на содержание детей собирали попечители.
В XIX веке в России появилось много благотворительных организаций, самой крупной из которых стало Императорское человеколюбивое общество. Его учредил в 1802 году Александр I
. Он приказал «без различия пола, возраста и вероисповедания, при всех проявлениях их нужд от младенческого возраста до глубокой старости… не только раздавать милостыню, но доставлять бедным и другие вспоможения и особенно стараться выводить из состояния нищеты тех, кои трудами своими и промышленностью себя пропитывать могут». К 1917 году Императорское человеколюбивое общество курировало более 200 благотворительных учреждений по всей России.
В 1864 году Александр II
реформировал систему местного самоуправления. В губерниях и уездах появились новые органы — земства. По инициативе их членов в деревнях и селах организовывали народные начальные и воскресные школы, строили больницы. Во многих этих учреждениях врачи и учителя трудились добровольно и безвозмездно. А еще в 1860-х началось хождение в народ: многие студенты добровольно уезжали в деревни, становились сельскими учителями и врачами.

Российское общество Красного Креста и сестры милосердия

Павел Соколов. Сестра милосердия (фрагмент). Конец XIX — начало XX века. Государственный исторический музей, Москва
Рудольф Френц. Сестра милосердия Римма Иванова. 1915–1916. Военно-медицинский музей, Санкт-Петербург
В 1840-х в России появились сестры милосердия. Тогда были созданы Свято-Троицкая и Никольская общины. В эти организации вступали женщины с хорошей медицинской подготовкой, они работали в больницах и приютах. Во время Крымской войны, в 1853–1856 годах, первые сестры милосердия отправились на фронт — помогать раненым. Хирург Николай Пирогов писал: «Горжусь тем, что руководил их благословенной деятельностью».
При Александре II появилось Российское общество Красного Креста. В него входили представители императорской семьи, аристократы, священнослужители. В военное время его члены помогали раненым на фронтах, в мирное — поддерживали инвалидов, семьи погибших солдат, помогали пострадавшим от стихийных бедствий, голода и эпидемий. В Российское общество Красного Креста входили и общины сестер милосердия. К концу XIX века это звание стало почетным. К кандидаткам предъявляли строгие требования. Вступить в общину могла женщина в возрасте от 18 до 40 лет, грамотная, с хорошим здоровьем. Сначала она должна была два года учиться, а затем сдать экзамен.
В годы Первой мировой войны сестрами милосердия стали члены царской семьи
 — императрица Александра Федоровна
и четыре ее дочери. В госпиталь превратился даже Зимний дворец
. Александра Федоровна писала: «Слава Богу за то, что мы по крайней мере имеем возможность принести некоторое облегчение страждущим и можем им дать чувство домашнего уюта в их одиночестве. Так хочется согреть и поддержать этих храбрецов и заменить им их близких, не имеющих возможности находиться около них!» Всего же в Первой мировой участвовало более 40 тысяч сестер милосердия.

Тимуровское движение, субботники и студенческие отряды

Анастасия Завьялова. Коммунистический субботник у библиотеки им. В.И. Ленина. Москва. Апрель 1972 года. 1972. Государственный центральный музей современной истории России, Москва
Дмитрий Капаницын. Тимуровцы в ауле. 1943. Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, Махачкала
Многие дореволюционные благотворительные организации и общества добровольцев после 1917 года прекратили свое существование. Однако в стране сохранилось Российское общество Красного Креста. В 1923 году оно было реорганизовано в Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Его члены боролись с эпидемиями, в годы Великой Отечественной войны
готовили медсестер, а в 1950-х — организовали движение безвозмездных доноров крови.
В то же время идея добровольного труда на благо общества стала одной из основных в коммунистической идеологии. Уже весной 1919 года прошли первые субботники — так называли бесплатный труд на благо общества в выходные. Их устроили сотрудники Московско-Казанской железной дороги. Один из организаторов, Иван Бураков, вспоминал: «Работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов)… Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде. В 6 часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу — с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно — «до полной победы над Колчаком». Затем пропели «Интернационал» и стали расходиться…» В 1930-е годы субботники стали массовыми и обязательными. Их регулярно проводили во всех советских организациях до самого распада СССР. Сотрудники в выходные либо просто работали, как в обычные дни, либо занимались ремонтом и уборкой.
Добровольческие движения развивались в СССР среди школьников и студентов. В 1940 году Аркадий Гайдар
написал повесть «Тимур и его команда». Главный герой произведения — мальчик Тимур — вместе со своими друзьями помогал семьям военных, которые отправились на фронт. Книга стала очень популярной, и дети начали подражать персонажам повести. Так в СССР зародилось тимуровское движение. Во время Великой Отечественной войны в нем участвовали более трех миллионов школьников. А после 1945 года тимуровцы помогали семьям раненых и погибших, ухаживали за могилами солдат, организовывали в школах музеи, занимались благоустройством своих родных городов и деревень.
Студенты в СССР объединялись в добровольческие отряды. Они трудились на стройках, работали в больницах, детских домах. Многие присоединялись к экологическим обществам. В 1960 году на биологическом факультете МГУ появилась дружина охраны природы, ее члены боролись с лесными пожарами и загрязнением окружающей среды, проводили уроки в школах.
Как и многие другие советские добровольческие общества, дружина сохранилась до наших дней. В то же время в 1990-х и 2000-х в России возникло множество некоммерческих, общественных, благотворительных организаций. Сегодня в стране проходят добровольческие акции — Всемирный день молодежного служения, Весенняя неделя добра. А число только официально зарегистрированных волонтеров превысило три миллиона человек.

Автор: Анастасия Войко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна