«Экспрессионизм в русском искусстве» в приложении Artefact

Русский музей совместно с Нью-Йоркским музеем современного искусства (МоМА) запустил виртуальный проект «Экспрессионизм в русском искусстве». В приложении Artefact доступен виртуальный гид, который знакомит зрителей с самыми яркими произведениями русского авангарда и картинами зарубежных мастеров — работами Михаила Ларионова, Василия Кандинского, Наталии Гончаровой, Анри Матисса, Винсента Ван Гога и других. Слушайте аудиогиды, листайте изображения, нажимайте на «точки интереса» — и сравнивайте работы отечественных и западных экспрессионистов.

Михаил Ларионов, «Венера», и Анри Матисс, «Красная мастерская»

Михаил Ларионов — один из основоположников авангарда в России. Он писал картины и создавал рисунки, оформлял спектакли и исполнял иллюстрации к книгам поэтов-футуристов, организовывал выставки и писал манифесты. Михаил Ларионов успел поработать в разных направлениях, в начале XX века художник увлекся народным творчеством и стал писать в духе примитивизма. Одна из картин этого периода — «Венера» 1912 года.
Художник использовал в полотне яркие цвета. Историк и теоретик искусства Николай Пунин писал: «На каких тонких контрастах она держится — желтое, коричневое, белое. Это одна из самых острых комбинаций в цвете, которую вообще может допустить художник».
Ларионов намеренно сделал картину плоской и проигнорировал пропорции — это был своеобразный протест мастера против академизма. От академических предрассудков уходил и французский художник Анри Матисс. Листайте галерею, нажимайте на «точки интереса» и узнавайте, в чем сходство между творчеством Михаила Ларионова и Анри Матисса.

Петр Кончаловский, «Испанский танец», и Эрнст Людвиг Кирхнер, «Улица Дрездена»

Петр Кончаловский учился в Академии Жюлиана в Париже и в Петербургской академии художеств. Он был одним из ведущих художников русского авангарда и одним из основателей объединения «Бубновый валет». Ключевым моментом в творчестве Кончаловского стала поездка в 1910 году в Испанию. Во время путешествия его очень впечатлила народная живопись. Позже художник писал: «Для меня Испания — это какая-то поэма черного и белого, так я почувствовал ее и такой, конечно, должен был изображать. Все время, пока я жил в Испании, меня преследовала мысль овладеть искусством упрощенного синтетического цвета».
Из поездки Петр Кончаловский привез серию испанских полотен, которые он показал на выставке «Бубновый валет». Среди картин был и «Испанский танец».
Как и Кончаловский, немецкий художник Эрнст Людвиг Кирхнер интересовался народным искусством — только Африки и Океании — и позаимствовал некоторые приемы примитивного искусства. Листайте изображения и ищите общие черты в творчестве двух художников.

Наталия Гончарова, «Портрет М.Ф. Ларионова и его взводного», и Поль Гоген, «Семя Ареои»

Наталия Гончарова в 1901 году поступила вольнослушателем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Примерно в это же время она познакомилась в будущим мужем — Михаилом Ларионовым. Он говорил Гончаровой: «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!» По совету Ларионова она перешла на курс живописи к Константину Коровину.
Наталия Гончарова написала «Портрет М.Ф. Ларионова и его взводного» весной 1911 года, когда Михаил Ларионов был на военной службе под Москвой. В это время в творческой манере художницы преобладает влияние народного искусства с его примитивизмом. На Поля Гогена подобное влияние оказала народная культура Таити. Нажимайте на точки интереса и узнавайте о сходствах в картинах русской художницы-авангардистки и французского живописца.

Василий Кандинский, «Мурнау. Летний пейзаж», и Винсент Ван Гог, «Звездная ночь»

Василий Кандинский стал художником довольно поздно. Он поступил в Мюнхенскую академию художеств, когда ему было уже 34 года.
Осенью 1908 года вместе с немецкой художницей Габриэле Мюнтер Кандинский жил в Мурнау, небольшом городке недалеко от Мюнхена. В этот ранний творческий период художник обратился к идеям французского фовизма: использовал ненатуральные интенсивные цвета, нарушал линейную перспективу. Через год он написал: «Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу». «Мурнау. Летний пейзаж» он создал в 1909 году — это был эскиз к картине «Дома на горе».
Ван Гог, художник, который оказал влияние на формирование фовизма, в своем творчестве так же отдавал важную роль цвету. Изучайте картины и ищите сходства в произведениях художников.
Автор: Евгения Ряднова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна